Мировоззрение современного человека и влияние средств массовой информации на мышление в современном мире

NovaInfo 44, с.225-228, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 119
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассмотрена проблема формирования мировоззрения личности,каким образом выстраиваются мышление и знания человека, как массовые коммуникации отражаются на развитии современного общества. Приведены примеры влияния средств массовой информации на социум.

Ключевые слова

МИРОВОЗЗРЕНИЕ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ЛИЧНОСТЬ, ОБРАЗОВАНИЕ

Текст научной работы

Многие, наверняка, задумывались, откуда появляются знания у людей, и каким образом выстраивается мировоззрение и сознание человека, но самое главное, как это все отражается на развитии современного общества? От того, насколько правдиво человеку источник преподносит информацию, зависит сознание и мировоззрение людей.

Определение мировоззрения есть одно из ключевых понятий в философии и в системе обучения. Без этого понятия невозможно обойтись при изучении философии, истории.

Мировоззрение есть необходимое звено человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а сложная взаимосвязь элементов. Разнородные блоки знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.

Наиболее важными для формирования взглядов являются теоретическое и духовно-практическое отношение к миру. Теоретические (наука, философия) и духовно-практические (искусство, мораль, религия) формы познания возникают в практической деятельности человека и являются важнейшими средствами достижения целей человеческой деятельности. В процессе теоретического познания усилия человека направлены на получение истины. Чтобы установить истинность знания, необходимо определить соответствие знания предмету познания [2].

Телевидение, кинематограф, литература, печатные средства массовой информации хорошо знают и в полной мере используют тягу человека ко всему трагическому, связанному со страданиями. Очень точное определение дал знаменитый итальянский кинорежиссер Ф. Феллини: «Телевидение - это когда миллионы людей смотрят, как другим миллионам плохо» [6].

Широко известны данные о насыщенности средств массовой информации актами агрессии, насилия, жестокости. Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике современного телевидения. По проценту отведенного на это эфирного времени - второе место после рекламы. Бесконечный показ или описание трупов, перестрелок, ограблений и т.д. Уже перестает казаться чем-то чрезвычайным и воспринимается просто как зрелище или увлекательное чтение [4, с. 96-97].

Среди колоссальных проблем исследователи все чаще называют возможности информации в части воздействия ее на массовое сознание. Развитие массово-коммуникативных процессов способствует по большому счету развитию всей цивилизаций. Без коммуникаций социум развиваться не сможет, причем общение и мир являются одним целым, одно, несомненно, предполагает другое. Исходной конфигурацией теорий массовой коммуникации является, очевидно, само понятие "массовая коммуникация".

Итак, средства массовой информации влияют на человека с самого рождения. С детских лет это просмотр детских передач по телевизору, конкурсы. Время формирования личности начинается с детства, а массовая коммуникация одно из средств этого становления. Важным аспектом является духовное, нравственное и художественное содержание информации, которую доносят до слушателя, так как духовно-нравственное, художественное и особенно психологическое становление личности крайне важно в детском возрасте, которое носит определяющий характер.

Если эти нормы, устои жизни будут подменены, если произойдет их замена на фальшивые, ненастоящие, поддельные ценности, если будут опошляться высокие понятия, такие как Родина, Любовь, Материнство, и подвергнутся осмеянию чувства долга, чести, достоинства, совести, то ясно, что само здание жизни окажется без фундамента, и человеческое сообщество окажется, мягко говоря, в сложном положении [5, с. 22].

Образование является одной из основных частей становления личности в современном мире. При помощи этого процесса общество передаёт опыт, навыки, знания от одного человека другим. В ходе обучения ученику "вбиваются в голову" определённые культурные ценности; ход передачи знаний направлен на приспособление личности в обществе, но иногда обучение конфликтует с истинными интересами ученика.

Образование оказывало и оказывает огромное влияние на деятельность человека. Окончив школу, одни поступают в институт, другие в колледж, третьи не хотят поступать никуда. Это представляет собой определенный процесс выбора дальнейшей профессии. Хотя часто встречается, когда, окончив высшее заведение, человек идёт работать не по своему профилю [3].

От стадии морального и духовного развития молодежи зависят возможности ее продуктивного воздействия на развитие культурных ценностей у человека, а значит, и на выход России и мира на новые рубежи в мировоззрении. Понимание процессов, происходящих в общественном сознании, сфере образования, и обоснование на этой базе подходов к формированию мировоззрения, прогнозированию тенденций мирового развития необходимо для ведения научного поиска в исследованиях проблем молодежи, которые активно разрабатываются в рамках гуманитарных наук. Социально-философская основа таких исследований важна для преодоления частного характера знаний о молодежи, получаемых из конкретных наук [1].

В процессе становления и прогрессирования техники роль науки как системы знаний, способа, который образовывает мнение человека, и специфической сферы человеческой деятельности существенно меняется и усложняется. Сегодняшний мир требует от каждого индивидуума овладения огромным количеством достижений культурного и исторического развития человечества. Следовательно, увеличивается значимость такого мировоззрения, которое в равной степени должно учитывать различные научные утверждения и взгляды и помочь человеку теоретически и практически определиться в современном мире. Научные достижения, которые становятся частью формирования мировоззрения личности, призваны выполнять роль компаса для личности в его взаимосвязи с окружающим миром, в формировании и благоустройстве этих взаимоотношений, в понимании их сущности.

В современном мире завершает существование и эволюционирование один тип человека, и формируются условия для образования новой личности, с другой психикой, духовностью, с другим складом ума и с другой системой моральных ценностей. Современный человек, которому предоставляется возможность жить в эпоху новых технологий, - это не только потребитель, который выбирает среди предметов потребления, но и участник социального, политического и культурного сообщества. Будет ли он активно взаимодействовать с культурой, зависит от большого количества дополнительных аспектов: подготовленности личности к взаимодействию со средствами массовой информации, внедрения средств массовой информации в его сферу жизнедеятельности, от влияния семьи, и, наконец, от самого индивида.

Читайте также

Список литературы

  1. Аксёнов И.Н. Социализация подростков. - М., МАИ, 1996.
  2. Влияние массовой коммуникации на формирование мировоззрения личности. URL: http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/695-effect-of-mass-communication-influenced-outlook-personality.html .
  3. Влияние образования на формирование личности. URL: http://azps.ru/articles/kid/kid84.html .
  4. Киямова Л. У. Влияние СМИ на развитие мировоззрения молодежи // Актуальные проблемы филологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, октябрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 218.
  5. Левит С.Я. Культурология. XX век. СПб.: Университетская книга – «Алетейя», 1998. Том 2. с. 1184.
  6. Петров В. П. , Петров С. В.. Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие, 2007, с. 151.

Цитировать

Тетруашвили, Е.В. Мировоззрение современного человека и влияние средств массовой информации на мышление в современном мире / Е.В. Тетруашвили, С.И. Шафростова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 225-228. — URL: https://novainfo.ru/article/5649 (дата обращения: 06.12.2022).

Поделиться