К проблеме профессиональной ориентации современной молодёжи (на примере студентов ПГУ)

№45-2,

психологические науки

В статье поставлена проблема профессионального определения студентов.

Похожие материалы

Выбор профессии ̶ один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально - экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Соответственно профессиональная ориентация должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности, с тем, чтобы, включаясь в ту или иную профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней.

В словаре С.М. Вишняковой даётся следующее определение понятия «профессиональная ориентация»: 1) деятельность работников системы образования и социальных работников, направленная на оказание консультативной помощи лицам, потерявшим работу или намеревающимся сменить профессию, сделать осознанный выбор нового поприща; 2) комплекс педагогических мероприятий по содействию молодежи в профессиональном самоопределении в соответствии с желаниями, склонностями, способностями и с учетом потребности в специалистах и ситуацией на рынке труда [1].

В учебнике под редакцией Л.П. Крившенко указано, что профессиональная ориентация ̶ это процесс оказания помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда [2].

В Кратком психологическом словаре под редакцией Л.А. Карпенко профессиональная ориентация определяется как комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом [3].

Принцип профессиональной ориентации ̶ формирование единства профессиональной и жизненной перспективы молодежи. Его реализация предусматривает следующие направления совершенствования профориентационной работы:

  • профессиональная ориентация не должна ограничиваться непосредственно профессиональной сферой. Ее выход на жизненные цели и ориентации молодежи в различных сферах жизни является предпосылкой такого выбора профессии, который соответствует не только способностям и склонностям молодежи, зафиксированным в актуальной жизненной ситуации, но и не противоречит отдаленным жизненным целям и ориентациям;
  • необходимо знакомить юношей и девушек с конкретными примерами успешных и неудачных жизненных путей, связанных с выбором той или иной профессии, школьники должны осознавать и преимущества, и трудности, обусловленные конкретным профессиональным выбором;
  • необходимо разъяснять старшеклассникам непосредственную зависимость будущих профессиональных и жизненных достижений от готовности к самоотдаче в труде и самостоятельности в реализации жизненных целей. Это необходимо в связи с тем, что в сознании старшеклассников эти факторы не связаны с уровнем жизненных притязаний и особенностями выбора профессии;
  • важно учитывать не только рациональные моменты, связанные с определением жизненных целей и планов, но и эмоциональные особенности личности. Так, чувство неопределенности, возникающее у тех старшеклассников, которые не выбрали профессию, может стимулировать случайный, необдуманный выбор, поскольку сам факт выбора профессии повышает чувство удовлетворенности и уверенности в реализации жизненных целей [4].

Чтобы узнать, как влияет профориентационная работа на выбор профессии молодого поколения, мы провели опрос среди студентов 2-го курса Пензенского государственного университета (ПГУ) направления «Русский язык. Литература». В опросе участвовало 40 респондентов, которые ответили на следующие вопросы: «Проходили ли вы в школе тесты, методики по профориентации?», «Помогло ли это в выборе будущей профессии?», «Считаете ли вы сейчас выбранное вами направление верным?» Результаты опроса выражены в таблице №1.

Таблица 1. Результат опроса студентов (%)

Формулировка вопроса

Кол-во чел., ответивших положительно

Кол-во чел., ответивших отрицательно

Кол-во чел., затрудняющихся дать однозначный ответ

1.

Проходили ли Вы в школе тесты, методики по профориентации?

7,5

92,5

̶

2.

Если ответ на вопрос №1 положительный, помогло ли это в выборе будущей профессии?

32

68

̶

3.

Считаете ли Вы сейчас выбранное вами направление верным?

52,5

15

32,5

По результатам опроса можно сделать вывод, что различные тесты и методики по профориентации проводятся практически во всех образовательных учреждениях и в чуть более половины случаев помогают ученику определиться с будущей профессией или выбрать правильное направление. Однако проблема выбора профессии является актуальной среди молодежи: даже обучаясь по уже выбранной специальности, студенты (32,5%) не уверены, правильно ли они выбрали профессию. Поэтому так важно помочь формирующейся личности сделать правильный выбор, указать нужное направление.

В настоящее время в школах часто проводятся методики по профориентации, но они дают общие представления о подходящей сфере профессиональной деятельности.

Методика оценки типа личности по Тигеру (ТАРТ) является наиболее точной и помогает выявить узкий круг наиболее подходящих специальностей. Данная методика была проведена среди студентов, участвующих в опросе, с целью узнать, насколько совпадает личный выбор обучающихся с перечнем профессий, склонность к которым они имеют по результатам профориентационной деятельности.

Во время проведения этой методики у каждого исследуемого студента выявляется определенный тип личности, который имеет свой буквенный код, состоящий из четырех символов. Каждому типу личности соответствует определенный перечень профессий в какой-либо деятельности [5]. Количество студентов в соотнесении с различными типами личности представлены на рис. 1.

Рис. 1. Кол-во студентов в соответствии с различными типами личности.

Рис. 1. Кол-во студентов в соответствии с различными типами личности.

Мы изучили характеристики типов личности, для которых наиболее подходит профессия учителя, и пришли к выводу, что специальности, связанные с педагогикой, не подойдут следующим типам, указанным в методике ТАРТ: ЭНРД, ИСЦД, ЭНРТ, ИНРТ, ИСРД. Типам ЭСРТ, ИНРД, ИСРТ, ЭСЦД, ИСЦТ, ЭСЦТ подойдут профессии учителей, а типы ЭНЦТ, ЭНЦД отлично подойдут в качестве педагога родного языка и литературы.

Таблица 2. Результаты методики ТАРТ (%)

Типы личности

Кол-во человек

Не связанные с педагогической деятельностью (ЭНРД, ИСЦД, ЭНРТ, ИНРТ, ИСРД)

32,5

Связанные с профессией учителя (учителя технических, гуманитарных, естественных наук, учителя начальных классов) (ЭСРТ, ИНРД, ИСРТ, ЭСЦД, ИСЦТ, ЭСЦТ)

40

Связанные с профессией учителя родного языка и литературы (ЭНЦТ, ЭНЦД)

27,5

Таким образом, более половины студентов 2-го курса Пензенского государственного университета направления «Русский язык. Литература» (67,5%) выбрали правильное направление, 11 из которых обучаются по специальности, непосредственно подходящей их типу личности, согласно методике ТАРТ.

Итак, мы выяснили, что адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе профессии и овладении ей.

С одной стороны, необходимо расширять знания о многообразии мира профессий, так как большинство молодых людей знакомы только с небольшим количеством профессий, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. С другой стороны, помочь старшеклассникам как можно уже и конкретнее сформировать свой личный профессиональный план. Для этого необходима диагностика профессиональных предпочтений и диагностика личностных качеств, т.е. осознание своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста как поиск, творчество и возможность выбора.

Список литературы

  1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. ̶ М.: НМЦ СПО, 1999. ̶ 538 с.
  2. Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. ̶ М.: Велби ТК, 2005. ̶ 432 с.
  3. Краткий психологический словарь/ Ред. ̶ сост. Л.А. Карпенко: Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. ̶ Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
  4. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. ̶ Киев: Наукова думка, 1988. ̶ 144 с.
  5. Тигер П., Беррон-Тигер Б. Делай то, для чего ты рожден. Путь к успешной карьере через самопознание. М.: АРМАДА, 1996. ̶ 451 с.