Этот сложный и интересный язык тела

№46-2,

психологические науки

Данное исследование помогает разобраться нам с языком тела, его особенностями и поведением человека. Проведенный соц. опрос среди студентов помог узнать каким способом в настоящее время общаются студенты (вербальные или невербальные).

Похожие материалы

В наше время люди все чаще общаются дистанционно: с помощью смс, по скайпу, используя современные СМИ. Современный человек все меньше задумывается о том, как важен язык тела, невербалика, без которой просто невозможно.

Люди часто высказывают одно, а думают совсем другое. Поэтому важно научиться понимать их истинное состояние. При передаче информации лишь 7% сообщается словами, 30% выражается звучанием голоса и больше 60% идет по прочим невербальным каналам.

Невербальное общение - это коммуникационное взаимодействие между индивидами без употребления слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без средств языка и речи, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела».

Психологи считают, что понять то, что действительно хочет донести собеседник можно только тогда, если правильно соотнести вербальные и невербальные средства. Правильное понимание невербального сопровождения – залог успеха в общении.

Язык тела – это невербальные средства общения, которые многообразны и зная способы их выражения, можно правильно понять их назначение и использование в общении.

Кинесика – данный элемент представляет совокупность телодвижений, жестов и поз, применяющийся для дополнения выразительных средств коммуникации. Главными элементами кинесики являются мимика, позы, жесты и взгляды, имеющие физиологическое или социокультурное происхождение.

Мимика - выразительные движения лицевых мышц, выражение лицом своего состояния, своих эмоций, чувств и отношений. Простые эмоции выразительные движения (радость, удивление, обида) понимаются легко, но отметим, что именно мимика позволяет понять подтекст общения .

Во время деловых переговоров можно наблюдать самый широкий спектр выражений лица: на одном полюсе — агрессивно жесткий человек, который смотрит на переговоры как на место, где нужно «сделать или умереть». Такой обычно смотрит вам прямо в глаза, его глаза широко открыты, губы твердо сжаты, брови нахмурены, и даже говорит он иногда сквозь зубы, почти не двигая губами. На другом конце спектра — некто с непогрешимыми манерами, младенческим взглядом из под прикрытых век, легкой завуалированной улыбкой, миролюбиво изогнутыми бровями, без единой складки на лбу. Вероятно, он — способный и контактный человек, верящий в то, что сотрудничество — это динамичный процесс.

Под действием испытываемых индивидом чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых мышц, которые определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать.

На мой взгляд, особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно (усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, ну а искривленный в одну сторону рот — о скепсисе или насмешке).

Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины — это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:

  • чрезмерная улыбчивость — потребность в одобрении;
  • кривая улыбка — знак контролируемой нервозности;
  • улыбка при приподнятых бровях — готовность подчиниться;
  • улыбка при опущенных бровях — выказывание превосходства;
  • улыбка без подъема нижних век — неискренность;
  • улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания — угроза.

Знать выражения лица и понимать движения тела при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.

Сенсорика – так же является одним из видов невербальной коммуникации, в основе которого лежит чувственное восприятие всеми культурами. Отношение к партнеру складывается на ощущении органов чувств: запахов, ощущения вкуса, восприятия звуковых и цветовых сочетаний, ощущения тела собеседника и тепла, исходящего от него. Благодаря всему этому и сроится невербальная коммуникация с данным партнером.

Проксемика – вид невербальной коммуникации, основанный на использовании пространственных отношений. Данный вид коммуникации подразумевает непосредственное влияние расстояний и территорий на проявление межличностных отношений между людьми. В результате проведения некоторых исследований были выявлены четыре зоны невербальной коммуникации пространственного типа: интимную, личную, социальную и публичную. Рассмотрим подробнее. Э.Холл выделяет четыре основные зоны общения:

  • Интимная зона (15-45 см) - в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза.
  • Личная (персональная) зона (45 - 120 см) - зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный - зрительный контакт.
  • Социальная зона (120 - 400 см) - зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.
  • Публичная зона (более 400 см) - зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д .

Важно, что в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербальному. По оценке специалистов мимические выражения несут в себе до 70% информации. При проявлении своих эмоциональных реакций мы, как правило, более правдивы, чем в процессе вербального общения. Поэтому понимать язык тела важно для нахождения контакта с собеседником при взаимообщении.

Язык тела выражает состояние души человека, его переживания и чувства. Невербальные средства общения сопутствуют нам на протяжении всей жизни. И они являются не менее важными, нежели вербальные средства.

Основные их функции невербалики состоят в следующем:

  • Дополнение озвученного. Если человек сообщает о победе в каком-то деле, он может дополнительно победно вскинуть руки над головой или даже подпрыгнуть от радости.
  • Повторение сказанного. Это усиливает устное сообщение и его эмоциональную составляющую. Так, можно при ответе «Да, это так» или «Нет, не согласен» повторить смысл сообщения еще и в жесте: кивком головы или, наоборот, мотанием из стороны в сторону в знак отрицания.
  • Выражение противоречия между словом и делом. Человек может говорить одно, а чувствовать при этом совершенно другое, например, шутить вслух и грустить в душе. Именно невербальные средства общения позволяют понять это.
  • Акцент на чем-то. Вместо слов «внимание», «заметьте» и т.д. можно показать жест, привлекающий внимание. Так, жест с вытянутым указательным пальцем на поднятой руке показывает важность произнесенного при этом текста.
  • Замена слов. Иногда некоторые жесты или проявления мимики могут полностью заменять собой некий текст. Когда человек пожал плечами или указал рукой направление, уже не обязательно говорить «я не знаю» или «направо-налево».

Таким образом, невербальное общение играет немаловажную роль в самовыражении человека и в общении его с окружающими людьми, ведь свои чувства и эмоции мы можем передавать без слов.

Чтобы узнать, какое значение играет роль невербалики в общении, мы провели опрос среди студентов 1-го курса Пензенского государственного университета (ПГУ) направления «Русский язык. Литература». В опросе участвовало 30 респондентов, которые ответили на следующие вопросы:

  1. Как часто вы обращаетесь к невербальным средствам общения?
  2. Помогают ли невербальные средства ярче и богаче выразить эмоции и чувства?
  3. Считаете ли вы необходимым использование невербалики в процессе общения?

Результаты опроса представлены в таблице 1:

Таблица 1. Результат опроса студентов (%)

Формулировка вопроса

Кол-во чел., ответивших положительно

Кол-во чел., ответивших отрицательно

Кол-во чел., затрудняющихся дать однозначный ответ

1.

Как часто вы обращаетесь к невербальным средствам общения?

67%

33%

̶

2.

Помогают ли невербальные средства ярче и богаче выразить эмоции и чувства?

94%

6%

̶

3.

Считаете ли вы необходимым использование невербалики в процессе общения?

57%

43%

-

По результатам опроса можно сделать вывод, что большинство людей часто прибегают к невербальным средствам в общении и считают именно это путем наиболее удачного выражения своих эмоций и чувств.

Таким образом, язык тела и правильное понимание его помогает нам составить более четкое мнение о партнере, выразить себя и свою позицию в общении. Умение правильно понять невербальные средства общения значительно облегчит попытки влиться в любую сферу человеческих отношений и не раз поможет найти подход к любому собеседнику.

Список литературы

  1. Ананьев Б. Г. Психология общения. М., 2001.
  2. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 1997.
  3. Брудный А.А. Понимание и общение. - М.: Знание, 1989.
  4. Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности. - Киев: Наукова думка, 1981.
  5. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. - М.: Ин-т психологии РАН, 1994.
  6. Кнапп М.Л.Невербальные коммуникации. М., 1978.
  7. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1975.
  8. Немов Р.С. Общая психология: учебник / Р.С. Немов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  9. Хартли М. Язык жестов в деловом общении. - М.: Эксмо, 2003.
  10. Шипицына Л.М. Навыки общения. - СПб., 2001.