Инфографика как инструмент визуализации учебного процесса

NovaInfo 45, с.9-15, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Технические науки
Просмотров за месяц: 5
CC BY-NC

Аннотация

Статья о применении инфографики для визуализации учебного процесса. Автор рассматривает, как с помощью различных программ применяемых для создания инфографики представлять учебную информацию. Также описаны онлайн сервисы генерирования инфографики.

Ключевые слова

ИНФОГРАФИКА, ОНЛАЙН СЕРВИСЫ, ВИЗУАЛИЗАЦИЯ, ФУНКЦИОНАЛ, ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Текст научной работы

Распространение компьютерных технологий, всеобщая доступность глобальной сети Internet, всё это способствует созданию новой среды производства, бизнеса, общения и, конечно образования. Информационные ресурсы вне зависимости от расположения, стали доступными широкому кругу образовательных учреждений, стали применяться новые средства и методы обучения, использующие в процессе обучения электронные научные и учебные комплексы. Использование высокоскоростных сетей для передачи информации, создало условия для расширения областей применения визуализации данных и появлению новых технологий визуализации информации. Развитие на сегодняшний день процесса информатизации образования указывает на необходимость добавления в педагогический процесс нового элемента представления информации, в виде визуальных объектов созданных при помощи инфографики [1, с.64]. Информация, представляемая в ходе учебного процесса, имеет разностороннею направленность и преподносится с помощью различных технических средств. Одним из основных способов передачи информации задействованной в учебном процессе являются средства компьютерных телекоммуникаций, которые расширяют содержательную сторону визуализации обучения, позволяют подавать информацию в более активной форме восприятия.

Визуализация информации применяемой в учебном процессе, отображаемая при помощи компьютерных технологий выступает, не отдельно, а в комплексе функционально связанных компонентов системы приобретения знаний. На данном этапе развития общества, в эпоху информационного переполнения, разговор идет, не о способах представления учебной информации, а о визуализации знания, проблеме гораздо более глубокой и многогранной. Изменилась сама психология восприятия информации человеком, это явление связанно с постоянным увеличением объемов и разнообразия форм информации представляемой пользователям. Лавинообразный поток информации, обрушивающийся на обучающегося, приводит к возникновению проблем восприятия и обработки поступающих данных. Это связанно с необходимостью создания условий более полного и комфортного восприятия и переработки пользователем информации, передачи от преподавателя обучающемуся знаний, идей и указаний в разных формах – явной/неявной, статичной/динамичной, вербальной/визуальной.

Как отмечают современные исследователи [2, с.185], в настоящее время в средствах коммуникации происходит переход от вербальной передачи информации к визуальному ее отображению, что приводит к появлению новых направлений и технологий визуализации, позволяющих по-новому сформировать и передать опосредованную визуальность и организовать обучающую среду. Применение в учебном процессе вычислительной техники, телекоммуникационных и компьютерных технологий, дало новый толчок развитию инфографики как средства визуализации информации. Существенно расширив область применения и варианты отображения объектов в инфографической форме – позволило создавать динамические, управляемые, интерактивные объекты инфографики, воссоздавать различные события и процессы, разрабатывать объемные структуры, «оживающие» при контакте с пользователем в рамках учебного процесса[3, с.20].

Что же такое инфографика? Инфографика (от лат. informatio – осведомление, разъяснение, изложение; и др.-греч. γραφικός – письменный, от γράφω – пишу) – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Инфографика – визуализация данных или идей, целью которой является донесение сложной информации до аудитории быстрым и понятным образом. Инфографика – это графический способ подачи информации, знаний и данных с целью демонстрации соотношения фактов [4, с.7]. Целью инфографики является предельная наглядность и простота. Инфографика представляет собой синтетическую форму организации информационного материала, включающую в себя, визуальные элементы, тексты, которые поясняют эти визуальные элементы. Основная задача инфографики - информирование о какой-либо проблеме, явлении, о ряде фактов.

Выбор формы зависит напрямую от информации, которую следует донести до аудитории. Спектр её применения огромен: география, журналистика, образование, статистика, технические тексты. Инфографика способна не только организовать большие объёмы информации, но и более наглядно показать соотношение предметов и фактов во времени и пространстве, а также продемонстрировать тенденции. Средства инфографики помимо изображений могут включать в себя графики, диаграммы, блок-схемы, таблицы, карты, списки. Визуальный образ может вообще не содержать числовых данных. Отличие инфографики от других видов визуализации информации заключается в её метафоричность, то есть это не просто график, диаграмма, построенные на основе большого количества данных, это график, в который вставлена визуальная информация, связанная с конкретными примерами из жизни, предметы обсуждения. Инфографика одна из форм визуализации информации, применяемая для упрощения восприятия сложной информации, больших массивов данных и т.п. информации.

Процесс визуализации заключается в преобразование мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, он может быть развернут и может служить опорой адекватных мыслительных и практических действий [5, с.121]. В последнее время инфографика нашла применение в образовании. Визуализация сложной учебной информации, способность представить информацию ясно, содержательно, эстетически привлекательно, становится требованием современного образовательного процесса. По способу отображения инфографика подразделяется на статичную и динамическую инфографику [6, с.150]. В краткой форме опишем способы отображения инфографики.

Статичная - чаще всего одиночный слайд без анимированных элементов. Наиболее простой и распространенный вид инфографики. Динамическая инфографика подразделяется на несколько видов, видеоинфографика и интерактивная инфографика. Интерактивная инфографика содержит анимированные элементы, пользователи могут (в той или иной степени) взаимодействовать с динамическими данными. Этот вид инфографики позволяет визуализировать большой объем информации в одном интерфейсе. Видеоинфографика представляет короткий видеоряд, в котором присутствуют визуальные образы данных, иллюстрации и динамический текст. Инфографику можно использоваться в качестве одного из способов визуализации учебной информации, применение инфографики в качестве подачи учебной информации возможно на лекционных, лабораторных и практических занятиях для создания проблемных ситуаций и организации эффективной поисковой деятельности [7, c.20].

При создании инфографики, которую планируется применять в учебном процессе, необходимо следить за тем, чтобы инфографика была точно соотнесена с содержанием учебного материала. Применяя разнообразные виды инфографической визуализации , не стоит увлекаться их чрезмерным разнообразием: это может привести рассеиванию внимания обучающихся и мешать восприятию подаваемой информации. Прежде чем начать создавать инфографику на основе учебной информации, обязательно смоделируйте образ будущей инфографики. После создания модели необходимо определиться с программой, с помощью которой будет создаваться инфографика. Опишем особенности, на которые необходимо обратить внимание при выборе программы необходимой для создания инфографики. Применяемая для создания инфографики программа может быть, бесплатной либо условно-бесплатной, это обусловлено необходимостью, не нарушать авторские права разработчиков программы. Программа должна иметь в своем составе инструментарий понятный человеку, не обладающему дизайнерскими навыками, функционал программы должен содержать большой набор шаблонов, готовых графических элементов и т.п., иметь по возможности поддержку кириллицы в различных шрифтах.

В качестве такой программы, можно предложить использовать программу PowerPoint входящую в пакет Microsoft Office. Функционал программы содержит различные макеты и темы применяющиеся для создания слайдов, но для создания более информативной инфографики лучше воспользоваться шаблонами, специально созданными сторонними разработчиками, для использования при создании инфографики в программе PowerPoint. В качестве примера ресурса, где содержатся такие шаблоны, приведем сайт www. hubspot.com [8] на нем представлены пять видов шаблонов, которые предназначены: для создания четырех цветной инфографики, инфографики с использованием статистических данных, сравнительной инфографики, плиточной инфографики в духе сайта “Pinterest”, и также имеется базовый шаблон для создания инфографики. Программа PowerPoint содержит в своем составе функцию, рисунки SmartArt (вкладка Вставка - кнопка SmartArt), которые можно применять как «заготовки» для создания инфографики.

Преподаватель может изменять и добавлять необходимую информацию. На сайте производителя программного обеспечения выложен подробный урок по работе со SmartArt [9]. Основное отличие инфографики от презентации заключается в следующем, инфографика это один слайд, на котором нужно уместить всю необходимую информацию по теме. В связи с этим отличием слайд-основа, применяемый для создания инфографики, часто имеет вид длинного прямоугольника, на котором последовательно расположены все элементы инфографического отображения. Размер слайда в PowerPoint можно настроить следующим образом: вкладка Дизайн - кнопка Параметры страницы. В состав инфографики, создаваемый при помощи программы PowerPoint, можно добавлять диаграммы, графики, различные иллюстрации и необходимые графические элементы. Функционал программы содержит собственные инструменты, применяемые для создания графиков и простых объектов, а также имеется библиотека готовых картинок (вкладка Вставка - кнопка Картинка).

Программа позволяет добавлять иллюстрации с внешних источников (вкладка Вставка - кнопка Рисунок). Создавая инфографику с помощью программы PowerPoint [10] пользователь может столкнуться с рядом сложностей, таких как: основное предназначение PowerPoint это создание презентаций, поэтому все макеты и стилевые темы ориентированы именно для этой цели, и потребуются дополнительные усилия для их переработки под инфографику; дизайн шаблонов, графиков и диаграмм, а также рисунков SmartArt необходимо существенно дополнять, для того чтобы создать достаточно качественную инфографику, многие инструменты и функции являются лишними и усложняют работу с программой, в то время как часть необходимых инструментов отсутствует. Намного удобнее и проще создавать инфографику в специально созданных для этого программах. На данный момент в сети интернет существует множество он-лайн сервисов генерирования инфографики, позволяющих, достаточно просто и качественно визуализировать информацию. В качестве примера можно предложить воспользоваться следующими онлайн-сервисами: Piktochart.com, Infogr.am , Creately.com, Tableausoftware.com.

Piktochart (www.piktochart.com) - приложение, с помощью которого информацию трансформируют в визуальные истории. Еженедельно обновляемая библиотека, состоящая из более чем 500 профессионально разработанных шаблонов. Сервис очень прост в использовании, имеет функцию автоматически настраиваемой инфографики. Позволяет набирать текст, выбирать шрифты, менять цвет элементов, фон[11]. Переносить изображения, поворачивать их, наклонять, изменять размер, редактировать текст, шрифты и цветовую палитру. Встроена функция загрузки картинок в форматах: JPG, PNG и GI, есть возможность добавлять иконки и собственный логотип. Функционал ресурса содержит набор готовых текстовых фреймов, набор тем для дизайна. С помощью инструментария данного сервиса не возможно, создавать анимированные графики и нет возможности добавлять видео в инфографику. Созданную инфографику возможно сохранить на компьютере пользователя. Сервисом можно пользоваться бесплатно, в бесплатной версии доступно 6 шаблонов. При использовании бесплатной версии, на созданной инфографике будет стоять водяной знак Piktochart. Нет поддержки русского языка.

Infogr (www.infogr.am) Infogr по сути инструмент, в котором есть определенное количество функций, предоставленных разработчиками, с помощью которых пользователи могут создавать инфографику [12]. Для работы на infogr нужно зарегистрироваться или выполнить вход через twitter или facebook. Очень хороший бесплатный сервис для создания интерактивных графиков и диаграмм и инфографики, позволяет добавить текст, картинку. Простой интерфейс делает работу очень быстрой и интуитивно понятной. В функционале ресурса доступна специальная функция для тех, кто работает в командах, позволяя каждому из работников иметь доступ к общей информации и использовать общие ресурсы. Чтобы использовать эту опцию необходимо подключить тарифный план Pro за $18 в месяц. Все работы хранятся на удаленном сервере, получить доступ можно, используя аккаунт из социальной сети. На всех интерактивных работах будут присутствовать водяной знак Infogr. Нет поддержки русского языка.

Creately [www.creately.com] сервис для создания инфографики. Доступен для любого пользователя, а работу над проектом можно начать без предварительного обучения. Интерфейс переведен на русский язык. Удобный редактор позволяет создавать диаграммы любой сложности на очень обширном рабочем поле. Для этого в наличии содержится более тысячи заготовленных шаблонов, трафаретов, пиктограмм и других элементов, необходимых для создания инфографики [13]. Ресурс поддерживает технологию drag&drop, перетаскивания необходимого элемента на рабочее поле. В бесплатной версии работает ограничение на количество участников (не более трех человек), количество проектов (всего один), количество создаваемых диаграмм (не более пяти). При этом проект будет иметь логотип Creately, а доступ к нему откроется для всех посетителей сайта.

TABLEAU PUBLIC [www.tableausoftware.com] - бесплатное приложение для создания инфографики. Программа сама разделяет всю загружаемую вами информацию на категориальную и числовую, предоставляя возможность с легкостью ею управлять. Все осуществляется способом drag&drop. Сервис позволяет создавать различные графики и диаграммы, учитывая те или иные соотношения категорий между собой, при этом Tableau будет подсказывать наиболее подходящие способы отображения информации визуально. В итоге все созданные диаграммы легко объединить на одном листе, а после финального форматирования сохранить как готовый проект [14]. В связи с тем, что любая бесплатная программа имеет ограничения, законченному проекту будет присвоен логотип Tableau, а сам он сначала опубликуется на «родном» сайте, и только после этого пользователь получит HTML-код для вставки на своей странице. Следует отметить, что для работы с Tableau Public ее необходимо будет установить на свой ПК, так как сервис не является браузерным web-приложением.

Функционал описанных выше программах содержит собственные библиотеки клипарта, однако их может оказаться недостаточно для воплощения всех идей используемых в процессе визуализации учебной информации. При возникновении такого рода ситуации преподаватель может воспользоваться бесплатными или платными хранилищами изображений, различными поисковыми ресурсами и даже может попытаться создать необходимый клипарт самостоятельно. Создавать или редактировать клипарт собственноручно преподаватель может при помощи графических редакторов. Для работы с векторной графикой можно использовать следующие программы: Inkscape, Inkpad (для Ipad) , CorelDraw, Adobe Illustrator. Для работы с использованием растровой графики - Paint, Adobe Photoshop.

Для доступа к большой коллекции векторных изображений можно предложить воспользоваться ресурсом, находящимся по адресу www.openclipart.org. На сайте содержится коллекция векторных изображений, распространяющихся как Public Domain, т.е. общественное достояние [15]. Это означает, что изображения бесплатны, и их можно использовать в любых целях, копировать, изменять и т.д. Все изображения, хранящиеся на данном ресурсе переданы авторами в общественное пользование и доступны для свободного скачивания. Работы представлены в форматах svg и png, имеются ссылки для вставки выбранных объектов на сайт. На сегодняшний день в хранилище ресурса openclipart.org, содержится более 50 000 клипартов.

Для нахождения необходимых графических изображений можно использовать ресурс, находящийся по адресу www.freepik.com. Freepik представляет собой поисковую систему, созданную специально для веб-мастеров и дизайнеров [16]. Данный сервис помогает находить бесплатную графику которую можно использовать для создания инфографики, презентаций, сайтов и т.п..

Сервис расположенный по адресу, www.flickr.com, фотохостинг, предназначенный для хранения и дальнейшего использования пользователем цифровых фотографий и видеороликов предназначенный для хранения фотографий и видеороликов [17]. Можно найти фотографии на любую тему. Часть изображений предоставлена для свободного скачивания.

Исходя из вышеизложенного, применение инфографики для визуализации информации в учебном процессе, современный подход, позволяющий представлять сложную информацию в простой форме доступной для понимания и помогающий обучающимся усваивать учебную информацию. Визуализация информации способствует развитию поисковой деятельности и формированию позиционного мышления у лиц задействованных в учебном процессе. Использование инфографики в качестве метода визуализации информации в образовательном процессе, позволяет организовать интересную совместную интерактивную работу на занятиях, а также способствует росту квалификационного уровня подготовки специалистов в вузе.

Читайте также

Список литературы

  1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая. школа., 1991. - 207 с.
  2. Lankow J., Ritchie J., Crooks R. Infographics: the Power of Visual Storytelling. - New Jersey: John Wiley&Sons Inc, 2012. - 263 p.
  3. Аранова С. В. К методологии визуализации учебной информации. Интеграция художественного и логического // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. - № 2. - С.18-24.
  4. Лаптев В. Указ. соч. - С. 7.
  5. Tufte E. Beautiful Evidence. - Cheshire: Graphic Press, 2006. - 213 p
  6. Mitchell W. J. T. What is visual culture? // Irvin Lavin, ed. Meaning in the Visual Arts: Views from the Outside. - Princeton, N.J.: Institute for Advanced Study, 1995.
  7. Аранова С. В. К методологии визуализации учебной информации. Интеграция художественного и логического // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. - № 2. - С.18-24.
  8. Hubspot [Электронный ресурс]:-Режим доступа: http://offers.hubspot.com/how-to-easily-create-five-fabulous-infographics-in-powerpoint
  9. Smartart [Электронный ресурс]:- Режим доступа: http:// www.smartart.com /
  10. Microsoft Office [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://office.microsoft.com/ru-ru/powerpoint-help/RZ102673181 .aspx
  11. Piktochart [Электронный ресурс]:- Режим доступа: http:// www.piktochart.com
  12. Infogr [Электронный ресурс]:- Режим доступа: http:// www. infogr.am
  13. Creately [Электронный ресурс]:- Режим доступа: http:// www. creately.com
  14. Tableau [Электронный ресурс]:- Режим доступа: http://www. .tableausoftware.com
  15. Openclipart [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http:// www. openclipart.org
  16. Freepik [Электронный ресурс]: -Режим доступа: http:// www.freepik.com
  17. Flickr [Электронный ресурс]: -Режим доступа: http:// www. flickr.com

Цитировать

Лукашенко, Н.Н. Инфографика как инструмент визуализации учебного процесса / Н.Н. Лукашенко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 45. — С. 9-15. — URL: https://novainfo.ru/article/5844 (дата обращения: 29.06.2022).

Поделиться