Компьютерные дидактические игры как средство развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

NovaInfo 45, с.259-263
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 34
CC BY-NC

Аннотация

В статье раскрыто представление о компьютерных дидактических играх, их влиянии на развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста. Даны рекомендации по применению компьютерных дидактических игр в дошкольных образовательных организациях.

Ключевые слова

РЕБЕНОК, МАТЕМАТИКА, ДОШКОЛЬНИК, ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

Текст научной работы

Двадцать первый век является веком технологического прогресса, в том числе и в сфере образования: используются новые технологии и средства обучения, современные электронные образовательные ресурсы, не только в профессиональном образовании, в школе, но и в дошкольных образовательных организациях. Математическая подготовка важна в современном мире, поэтому осуществляется на всех ступенях образования, начиная с дошкольной. Для ребенка владение элементарными математическими представлениями необходимо не только для жизни в обществе, но, прежде всего, для развития абстрактного и логического мышлений, развивать которые возможно не только с помощью традиционных технологий, проверенных временем, но и с помощью новых информационных технологий.

ФГОС ДО [9], профессиональный стандарт педагога [10] выдвигают требования к трудовым действиям и компетенциям воспитателя, включая и область формирования и развития элементарных математических представлений [3]. Современный воспитатель должен владеть эффективными педагогическими технологиями, в том числе и информационными. В настоящее время педагогами успешно осваиваются и используются электронные образовательные ресурсы в работе с детьми. Под электронными образовательными ресурсами будем понимать образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них [1]. В качестве обучающей системы, в электронные образовательные ресурсы могут входить компьютерные дидактические игры. Компьютерные дидактические игры – это вид электронного образовательного ресурса, предназначенный для детей, функционирующий на базе информационно-коммуникационных технологий, представляющий из себя цепочку заданий, построенных на основе развивающего обучения. Компьютерные дидактические игры не заменяют, а дополняют традиционные формы игр и занятий, являются естественным путем приобщения обучающихся к новым информационным технологиям [7]. Практика применение таких игр показывает, что они являются эффективным средством обучения, т. к. обладают рядом положительных сторон [5]:

  • возможности звука, движения, цвета в играх вызывают интерес и помогают передать информацию в доступной, понятной и привлекательной форме ребенку;
  • новизна работы вызывает повышенный интерес и усиливает мотивацию учения;
  • практическая манипуляция способствует процессу познания и запоминания, увеличению уровня познавательных возможностей;
  • возможность реализации индивидуального обучения;
  • развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских способностей, талантов, приобретение знаний, умений и навыков.

В настоящее время спектр компьютерных дидактических игр для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр не отвечают программным задачам, отраженным в образовательных программах дошкольного образования, поэтому они могут использоваться лишь частично, в интегрированной деятельности, либо с целью развития психических процессов: мышления, памяти, внимания и воображения.

Компьютерные дидактические игры можно разделить на 3 группы [7]:

  1. Обучающие. Направленны непосредственно на обучение детей: ознакомление с буквами, развитие навыков чтения, формирование элементарных математических представлений и т.п.
  2. Развивающие. Способствуют познавательному развитию дошкольников и побуждают детей к активности, инициативе и самостоятельной творческой деятельности.
  3. Диагностические. Выявляют уровень развития детей.

Все представленные виды компьютерных игр обладают теми же характеристиками, что и привычные для любого воспитателя дидактические, сюжетно-дидактические и сюжетно-ролевые игры. Категория обучающих программ сопоставима с дидактическими и сюжетно-дидактическими играми. В них так же присутствует обучающие, развивающие и воспитательные задачи, игровые действия и наличие правил [6].

В целях сохранения здоровья детей при использовании информационных технологий в обучении в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ даны следующие указания. «Непосредственно образовательную деятельность (НОД) с использованием компьютеров для детей пяти - семи лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг». Непрерывная продолжительность работы за компьютером с развивающими играми для детей пяти лет не должна превышать 10 минут, а для детей шести лет - 15 минут. Для часто болеющих детей время работы за компьютером после выздоровления в течение двух недель уменьшено: пятилетним до 7 минут, шестилетним до 10 минут. После работы за компьютером с детьми необходимо проводить гимнастику для глаз [8]. Также в СанПиН прописаны рекомендации для снижения утомляемости детей в процессе осуществления НОД с использованием компьютерной техники.

Формирование методических рекомендаций по использованию компьютерных дидактических игр является одним из условий при их разработке. Также к самим компьютерным играм для детей дошкольного возраста выдвигается ряд требований:

  • интуитивно-понятный интерфейс, например в виде мультиплицированного меню;
  • крупные обобщенные изображения на экране, без мелких отвлекающих деталей, отсутствие текстовой информации;
  • умеренный темп движений и преобразований на экране, игровые задания должны регулироваться самим ребенком;
  • звуковое сопровождение игры;
  • наличие интуитивно понятных приемов оценки правильности ответов;
  • соответствие возрастным особенностям и санитарно-гигиенических нормам.

Среди компьютерных игр по развитию математических представлений для дошкольников наиболее популярны: «Остров Арифметики», «Баба Яга учится считать», «Лунтик. Математика для малышей», «Ищем парные картинки», «Математическое домино», «Лабиринт» [2, 4]. Электронное издание «1С: Школа. Дошкольное образование, 6-7 лет», авторами которого являются Ю.А. Бревнова, С.С. Хапаева, М.С. Филатьева, содержит более 470 интерактивных заданий и тренажеров разного типа [11, 12]. В комплект вместе с электронным изданием входит книга методических рекомендаций по организации работы дошкольников с электронными образовательными ресурсами.

Онлайн-игры, в которые можно играть в браузере, называются флэш-игры. Чаще всего это бесплатные игры в интернете. Кроме того для этих игр не требуется мощная конфигурация компьютерной системы, так как флэш-игры обычно просты и не привередливы к вычислительным ресурсам, а также отсутствует необходимость в регистрации для прохождения игры. Флэш-игры с математическим содержанием для дошкольников можно найти, например, [2, 4] на сайтах.

Развивая математические представления детей дошкольного возраста в ходе НОД посредством информационных технологий, следует придерживаться следующих методических рекомендаций:

  1. Объяснять детям заранее правила компьютерных игр и принцип работы.
  2. У детей разный уровень развития и активности, некоторые могут затрудняться в решении компьютерных игровых задач или быть медлительны, поэтому при затруднениях оказывать ребенку помощь в их преодолении.
  3. Нельзя навязывать ребенку темп игры. При необходимости, давать больше времени на обдумывание и осмысление задачи поставленной игрой.
  4. Проведение НОД по определенной теме с использованием традиционных технологий должно предшествовать НОД с использованием компьютерных игр, направленных на развитие математических представлений по этой теме.

Анализ литературы, опыт воспитателей показывают, что при выборе компьютерных дидактических игр необходимо соблюдать все требования к их оформлению, содержанию, применению и к организации интегрированной образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации, тогда у ребенка можно успешно формировать элементарные математические представления и развивать познавательные процессы.

Читайте также

Список литературы

  1. ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Национальный стандарт Российской Федерации». Дата введения 2011-01-01 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200082196. (Дата обращения: 23.04.2016).
  2. Играемся - детские развивающие онлайн-игры. URL: http://www.igraemsa.ru/. (Дата обращения: 26.04.2016).
  3. Киричек К.А. Подготовка бакалавров профиля «Дошкольное образование» к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях // Кант. – 2016. - №1(18). - с.37-40.
  4. Логозаврия. Умные игры для умных детей, родителей, учителей. URL: http://www.logozavr.ru/. (Дата обращения: 26.04.2016).
  5. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 2008.
  6. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997. – с.128.
  7. Осин А.В., Калина И.И. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. М.: 2007.
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. N 164 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2791-10 «Изменения N 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». URL: http://rg.ru/2011/07/07/sanpin-site-dok.html.
  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. N 30384). URL: http://minobr.gov-murman.ru/files/Pr_1155.pdf
  10. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н). URL: http://base.garant.ru/70535556/#block_1...000.
  11. Хапаева С.С., Бревнова Ю.А., Филатьева М.С. Методические рекомендации к электронному изданию «1С:Школа. Дошкольное образование, 6–7 лет». М.: 1С- Паблишинг, 2014.
  12. Хапаева С.С., Филатьева М.С. Использование ЭОР при организации развивающей деятельности дошкольников // Информатика и образование. – 2015 . – № 3 . – С. 39-43.

Цитировать

Романенко, В.С. Компьютерные дидактические игры как средство развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста / В.С. Романенко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 45. — С. 259-263. — URL: https://novainfo.ru/article/5848 (дата обращения: 27.01.2022).

Поделиться