Конкурсный отбор на муниципальной службе РФ: проблемы и пути решения

NovaInfo 46, с.237-241, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 6
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассмотрена проблема конкурсного отбора муниципальных служащих и представлены пути решения. Кадровая политика в сфере муниципального управления, прежде всего, должна быть направлена на формирование кадрового потенциала, способного решать задачи нового этапа развития экономики и общества.

Ключевые слова

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА, КОНКУРСНЫЙ ОТБОР, МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЛУЖАЩИЙ, КОРРУПЦИЯ

Текст научной работы

Эффективность института муниципальной службы, основной задачей которого является обеспечение решения вопросов местного значения в целях создания комфортных условий для жизнедеятельности населения, зависит от качества кадрового состава муниципальных органов власти.

Законодательство о муниципальной службе обеспечивает органы муниципальной власти компетентными работниками в первую очередь путём проведения открытого конкурса на замещение должностей муниципальной службы. Данная процедура призвана обеспечивать доступность и открытость муниципальной службы для поступления граждан на любой уровень должностной иерархии. [1]

Однако при детальном изучении процесса конкурсного отбора на замещение муниципальных должностей разных муниципальных образований можно выявить ряд проблем, требующих пристального внимания для их разрешения.

В обобщенном виде, весь спектр проблемных мест по данному вопросу можно разделить по следующим направлениям:

  1. отсутствие законодательно закрепленной обязательности проведения конкурса, в связи с чем происходит игнорирование органами местного самоуправления возможности процедуры конкурсного отбора на должности муниципальной службы;
  2. отсутствие законодательно установленного единого списка должностей, замещаемых исключительно на конкурсной основе, что увеличивает долю коррупционной составляющей во властных отношениях;
  3. фиктивность процесса проведения конкурса, участие в конкурсе на вакантную должность муниципальной службы «подставных» претендентов для победы заранее выбранного кандидата;
  4. отсутствие в большинстве случаев подробной отчетной информации по результатам проведения конкурса.

Из всего перечня выявленных проблем наиболее серьезной в настоящее время видится проблема отсутствия обязательности проведения конкурса при приеме на муниципальную службу в законодательстве РФ. Если закон о государственной гражданской службы, закрепляет обязанность проведения подобного конкурса, хотя и с некоторым количеством исключений, то в сфере муниципальной службы проведение конкурсного отбора остается на усмотрение муниципального органа власти.

Другими словами, конкурсная процедура отбора кандидатов на замещение вакантной должности предусмотрены лишь на уровне потенциальной возможности, что отражено в статье 17 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О муниципальной службе в Российской Федерации», в которой используется словосочетание: «может предшествовать конкурс». [1] Следует отметить, что подобный подход, возможно применить, например, к трудовым отношениям, но представляется совершенно недопустимым в отношении публичной службы, в том числе и муниципальной.

Учитывая особенности муниципальной службы как института публичной власти, нарушается принцип равного доступа граждан к муниципальной службе, не обеспечиваются гарантии равенств прав и возможностей граждан и избрание претендента, наиболее соответствующего предъявляемым квалификационным требованиям, что приводит к низкой эффективности муниципальной службы как отдельного института. И как следствие, все чаще можно слышать мнение о целесообразности выделения отдельного института муниципальной службы.

Кроме того, федеральный закон №25-ФЗ не регламентирует вопрос о том, кто и как должен принимать решение о самом проведении конкурса, либо замещении соответствующей должности вне конкурса. Видится два направления решения данной проблемы: во-первых, вопрос в отношении конкретной должности решается представителем нанимателя индивидуально, во-вторых, муниципальным правовым актом должны быть определены конкретные должности или группы должностей, которые замещаются исключительно на конкурсной основе. Для исключения какой-либо возможной коррупционной составляющей, а также обеспечения единого стандарта регулирования порядка поступления на муниципальную службу, второй вариант представляется более предпочтительным и может стать эффективным инструментом для ликвидации непониманий по данному вопросу.

С другой стороны, некоторые органы местного самоуправления пытаются «завуалировать» назначение на муниципальную должность заранее выбранного лица под процесс его назначения вследствие победы на конкурсной основе. Подбираются «подставные» кандидаты, формально проводиться процедура конкурса и затем объявляется о победе планируемого лица. В этом случае руководители органов местного самоуправления способствуют формированию закрытой системы муниципальной службы, нацеленной на «служение интересам одного лица», а не муниципального образования в целом. Выходом из данной ситуации может стать лишь ужесточение контроля за процессом проведения конкурса со стороны надзорных органов.

Говоря о ситуации в Рязанской области, то ст.15 гл. 4 закона Рязанской области от 17.10.2007 N 136-ОЗ «О муниципальной службе в Рязанской области», регламентирующая вопросы поступления на муниципальную службу, отсылает нас к вышеуказанному федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ. [2] То есть для Рязанская область так характерны все вышеперечисленные проблемы. Стоит отметить, что в региональном центре, г. Рязани, процедура проведения конкурса закреплена в «Положение о проведении конкурса на замещение должности муниципальной службы города Рязани». Установлено, что в г. Рязани решение о проведении конкурса принимает представитель нанимателя (работодатель) соответствующего органа местного самоуправления города Рязани и упорядочен перечень ситуаций, когда конкурс не проводится. [3, 4] Тем не менее, ситуация с конкурсным замещением мест в нашем городе довольно сложна. Количество замещаемых в ходе конкурсного отбора должностей по отношению к назначаемым слишком мало, так как перечень должностей, на замещение которых не предусмотрено проведение конкурса довольно велик.

По состоянию на апрель 2016 в г. Рязани доступны для замещения 4 вакантные должности муниципальной службы. Стоит заметить, что кандидаты могут претендовать не только на младшие, но и на группу старших и даже главных должностей. Например, начальник сектора инвестиционной политики отдела инвестиционной политики в управлении экономики и др. Однако последние результаты конкурса на замещение должностей муниципальной службы, проводимого ранее, датируются только 2011 годом. [5] Из столь большого временного отрыва, можно сделать вывод о том, что в г. Рязани совсем малый опыт по назначению на должности муниципальной службы в результате процесса конкурсного отбора, что является достаточным основанием полагать, что реализация системы конкурсного отбора проходит крайне неэффективно.

Для разрешения сложившейся проблемной ситуации, стоит обратиться к положительному опыту ряда других регионов. Например, в г. Ижевске Ростовской области очень подробно и детально сформулированы методические рекомендации по вопросам проведения конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы, конкурсов по формированию кадрового резерва и аттестации. Это позволяет сделать доступ к вопросам участия в конкурсе более свободным, а требования к претендентам более понятными. Более того, там достаточно широк перечень должностей, которые могут замещаться в результате проведения конкурса, а отчетная информация по результатам их проведения представлено более конкретно и детально, что значительно снижает возможность фальсификации результатов и участия «подставных» претендентов. В результате в Ижевске смогли достичь хороших результатов по рассматриваемому вопросу: возможность замещения муниципальной должности предоставляется жителям города намного чаще – примерно 1 раз в месяц.

Подобная положительная практика встречается и в Свердловской области. Важным позитивно-характеризующим элементом является наличие статистики и подробной отчетной информации на сайте о результатах конкурсного отбора на замещение вакантных должностей муниципальной службы. Это позволяет области сделать процедуру отбора более прозрачной, исключить возможность появления упомянутых выше проблем, таких как фиктивность проведения конкурса. Надо сказать, что за 2015 год из 25 вакантных мест 17 были назначены по конкурсу.

На основании вышеизложенного, в каждом регионе России решение о необходимости и целесообразности проведения конкурса для замещения должностей муниципальной службы должно приниматься сквозь положение о равенстве прав и возможностей граждан. Установленная законодательством возможность приёма граждан на муниципальную службу без проведения конкурсных процедур должна использоваться лишь в тех случаях, когда проведение конкурса действительно нецелесообразно (например, в очень малочисленных сельских поселениях, с низкой кадровой обеспеченностью, либо в случаях, когда замещаются определённые должности муниципальной службы, на которые конкурс, по общепринятой практике, не проводится).

Список литературы

  1. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "О муниципальной службе в Российской Федерации";
  2. Закон Рязанской области от 17.10.2007 N 136-ОЗ "О муниципальной службе в Рязанской области";
  3. «Положение о муниципальной службе в городе Рязани», утв. решением Рязанской городской Думы от 14.05.2008 № 164-I;
  4. «Положение о проведении конкурса на замещение должности муниципальной службы города Рязани» (Приложение №1 к Положению о муниципальной службе в городе Рязани, утвержденному Решением Рязанской городской Думы от 14.05.2008 № 164-I);
  5. Официальный сайт. Администрация города Рязани [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.admrzn.ru/, свободный. - Загл. с экрана

Цитировать

Конкурсный отбор на муниципальной службе РФ: проблемы и пути решения / Н.А. Бычкова, Н.И. Гаращенко, В.Е. Зайцева, О.С. Носова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 237-241. — URL: https://novainfo.ru/article/6018 (дата обращения: 26.06.2022).

Поделиться