Высшее образование в России

NovaInfo 46, с.381-388
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассказывается об высшем образовании в России.

Ключевые слова

БАКАЛАВР, ОБРАЗОВАНИЕ, ШКОЛА, ОБУЧЕНИЕ

Высшая школа образования в России представляет собой единую систему, включающую более 650 вузов государственного образца. В них получают образование около девяти миллионов человек, среди которых большое количество граждан из зарубежных стран. Подготовка ведется в нескольких направлениях: медицинском, инженерно-техническом, финансово-экономическом и гуманитарном. Существующие сегодня дисциплины позволяют получить высшее образование по любой специальности и абсолютно каждому, кто имеет аттестат об окончании среднего (школы) или специального учебного заведения (ПТУ).

Учебный год в российских высших школах длится с 1 сентября по 30 июня. Он разделен на два семестра, каждый из которых заканчивается сессией (зимней и летней). Во время нее студенты сдают многочисленные зачеты, экзамены по прошедшим ранее дисциплинам. Каникулы у студентов, получающих высшее образование, тоже есть. И начинаются они как раз после сессий. Зимние длятся две-три недели, летние – два месяца. Самые сложные экзаменационные испытания студент проходит в последний год своего обучения. Зимой он сдает госэкзамены, они включают в себя вопросы по всем изученным дисциплинам. И летом защищает свою самостоятельную дипломную работу.

Обучение в российских университетах осуществляется на русском языке и ведется по трем формам обучения: очной (дневной), заочной (позволяет параллельно с учебой работать) и вечерней (проводится в вечернее время или выходные дни). В последнее время многие негосударственные высшие школы практикуют дистанционную форму обучения, при которой человек живет в другом городе (чаще провинции) и получает задания на дом, периодически приезжая на сессию. По этой же системе занятия могут осуществляться через скайп, если, например, говорить об изучении иностранных языков.
Преимущества российского высшего образования для иностранных граждан.

Современное высшее профессиональное образование России представляет многоуровневую систему (инженерно-технические, экономические, гуманитарные специальности/направления подготовки):

Система оценок в Российской Федерации.

«5» – отлично; «4» – хорошо; «3» – удовлетворительно; «2» – неудовлетворительно; – «зачет» и «незачет». Самым низким проходным баллом является «3» или «зачет».

По окончании учебы в Университетах выпускники получают дипломы российского государственного образца, свидетельствующие о получении высшего образования с указанием степени/квалификации («Бакалавр наук», «Магистр наук», «Специалист/Инженер-специалист») и специальности. Выпускники по желанию могут получить дополнительный документ – «Европейское Приложение», которое позволяет им получить эквивалентность диплома в любой из 47 европейских и других стран, подписавших Лиссабонскую конвенцию о взаимном признании и Болонскую декларацию о создании общеевропейского пространства высшего образования (сделать ссылку на список стран), для продолжения обучения или трудоустройства в этих странах. Признание российских дипломов во всех странах мира обеспечено на основании заключенных межправительственных и международных договоров/соглашений. В настоящее время все дипломы российских государственных университетов признаны в любой стране мира.

Прием заявлений на обучение на подготовительный факультет осуществляется ежегодно с 1 марта по 1 октября. Занятия начинаются с 20 сентября по мере комплектования группы. Рекомендуется прибытие на подготовительный факультет не позднее 15 ноября.

Прием заявлений на основное обучение (1 и последующие курсы) осуществляется ежегодно с 1 марта по 15 августа для безвизовых стран и с 1 марта по 15 июля для визовых стран. Занятия начинаются с 1 сентября.

Порядок поступления на программы высшего образования регулируется статьями 69, 70, 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование.

К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура).

К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование.

К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.

Прием на обучение по программам бакалавриата и специалитета проводится на основании результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ). Лица, получившие среднее (полное) общее образование до 31 декабря 2008 года, имеют право поступать на программы бакалавриата и специалитета по вступительным испытаниям, организуемым вузом самостоятельно (по тем же предметам, что и для лиц, поступающих по результатам ЕГЭ). Иностранным гражданам предоставляется право приема на обучение по программам бакалавриата и специалитета в вузах по результатам вступительных испытаний, проводимых вузами самостоятельно. Перечень вступительных испытаний, проводимых при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета, устанавливается Министерством образования и науки Российской Федерации.

Прием на обучение по программам бакалавриата и специалитета лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, проводится по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются вузом.

При приеме на обучение по специальностям и направлениям подготовки, требующим у поступающих лиц наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, вузы вправе проводить по предметам, по которым не проводится ЕГЭ, дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, результаты которых учитываются наряду с результатами ЕГЭ при проведении конкурса.

При приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и специалитета гражданам могут быть предоставлено право:

После окончания приема документов и вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, приемной комиссией вуза на основании суммы баллов, полученных за вступительные экзамены (ЕГЭ и дополнительные экзамены), формируется ранжированный список абитуриентов по каждому направлению, форме обучения, по бюджетному и внебюджетному набору.

Ранжированный список формируется в следующей последовательности:

Начиная от первого абитуриента в этом списке, отсчитывается количество абитуриентов, равное количеству бюджетных (внебюджетных) мест на это направление подготовки. После последней фамилии, получившейся в результате этого, в списке проводится черта. Абитуриенты, оказавшиеся выше этой черты, рекомендуются к зачислению. Зачисление с 2010 года происходит в две волны. В первую волну зачисляются те, кто был рекомендован к зачислению после окончания приема документов и вступительных испытаний и принес оригинал документа об образовании. Во вторую волну на оставшееся количество мест зачисляются те, кто оказался ниже черты в первую волну и принес оригинал документа.

Прием на обучение по программам магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно. Порядок зачисления на эти программы вузом определяются также самостоятельно.

Образование

«В проекте федерального бюджета на 2014-2016 годы по разделу «Образование» предусмотрены бюджетные ассигнования в 2014 году – 593 384,2 млн. рублей, в 2015 году – 623 465,4 млн. рублей и в 2016 году – 639 183,8 млн. рублей». Однако, несмотря на общий количественный рост финансирования системы образования, его доля в общем объеме расходов федерального бюджета все равно ежегодно будет снижаться: с 5,1 процента в 2013 году до 3,9 – в 2016 году

Контроль успеваемости и формы аттестации во время обучения

Во время обучения у студентов проводится:

Текущий контроль успеваемости проходит в течение семестра по всем предметам, изучаемым в семестре.

Промежуточная аттестация проводится по итогам семестра в форме зачетов и экзаменов. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Если студент не ликвидирует академическую задолженность в течение определенного срока или не сдаст задолженность два раза подряд (во второй раз — с комиссией), то он отчисляется из вуза.

Итоговая аттестация завершает освоение основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, определяемой вузом самостоятельно (либо государственный экзамен — междисциплинарный или по конкретным предметам, либо защита квалификационной работы, либо и то, и другое вместе).

Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения студентом основной профессиональной образовательной программы.

Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями, создаваемыми вузом в определённом порядке, в целях определения соответствия результатов освоения студентом основных профессиональных образовательных программ соответствующим требованиям образовательного стандарта.

СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЕ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Сфера высшего профессионального образования ПФО представлена 102 вузами. В лучшую сотню российских Вузов входят 19 университетов Приволжского федерального округа. По уровню образования Приволжский ФО занимает 4-е место среди всех федеральных округов.

Таблица 1.

МЕСТО В ТОП-100

ВУЗЫ

ГОРОД

18

Казанский технический университет им. А. Н. Туполева

Казань

25

Казанский технологический университет

Казань

27

Самарский государственный университет

Самара

34

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

Нижний Новгород

35

Самарский государственный аэрокосмический университет им. акад. С. П. Королева

Самара

49

Уфимский государственный нефтяной технический университет

Уфа

62

Пермский политехнический университет

Пермь

66

Ижевский государственный технический университет им. М. Т. Калашникова

Ижевск

69

Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского

Саратов

75

Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

Саратов

76

Пермский государственный университет

Пермь

78

Самарский государственный медицинский университет

Самара

82

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева

Саранск

83

Башкирский государственный университет

Уфа

84

Самарский государственный технический университет

Самара

88

Уфимский государственный авиационный технический университет

Уфа

90

Ульяновский государственный университет

Ульяновск

93

Саратовский государственный технический университет им. Ю. А. Гагарина

Саратов

95

Тольяттинский государственный университет

Тольятти

Если же говорить о перспективах развития высшего образования в нашей стране, то этому процессу сильно способствуют наши победы в науке. Развитие нано- и биотехнологий однозначно в ближайшем будущем приведет к появлению новых специальностей. А вместе с этим и к новым программам, методам и формам образования.

Читайте также

Список литературы

  1. Аблеева, А.М. Социальная статистика: учебное пособие / А.М. Аблеева. – Уфа, 2010. – 182 с
  2. Лубова, Т. Н. Многомерные статистические методы [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т. Н. Лубова ; М-во сел. хоз-ва РФ, Башкирский ГАУ. - Уфа : Изд-во БГАУ, 2015. - 64 с.
  3. Исламгулов, Д.Р. Применение корреляционного анализа в агрономии [Текст] / Д.Р. Исламгулов, Т.Н. Лубова // Уральский научный вестник. – 2016. – Т. 4. - № 3. – С. 142-147.
  4. Лубова, Т.Н. Принципы статистического прогнозирования при разработке инновационной стратегии региона [Текст] / Т.Н. Лубова // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии: Сборник научных трудов: 11-й Международной научно-практической конференции, 19-21 мая 2009 г. / Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. – С.-Петербург, 2009. – С. 155-156.
  5. Лубова, Т. Н. Классификация регионов Российской Федерации методом кластерного анализа [Текст] / Т. Н. Лубова // Образование, наука, практика: инновационный аспект: Сб. материалов международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора А.Ф. Блинохватова. – Пенза: РИО ПГСХА, 2008. – С.379-381.
  6. Сагадеева, Э. Ф. Потребность РБ в продуктах питания [Текст] / Э. Ф. Сагадеева // Проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса регионов России : материалы междунар. науч.-практ. конф., 26 февраля - 1 марта 2002 г. : в 3 ч. / Башкирский ГАУ. - Уфа, 2002. - Ч. 3. - С. 190-192.
  7. Сагадеева, Э. Ф. Оценка стоимости жилья в условиях кризиса [Электронный ресурс] / Э. Ф. Сагадеева, З. А. Залилова. - Электронные текстовые данные. - // Российский электронный научный журнал. - 2015. - № 3.
  8. Сагадеева, Э. Ф. Анализ стоимости жилья в Приволжском Федеральном округе [Электронный ресурс] / Э. Ф. Сагадеева, А. И. Мустафина. - Электронные текстовые данные. - // Экономика и социум. - 2014. - № 4-4 (13). – С. 717-720.
  9. Салимова, Г.А. Структурно-динамический анализ уровня образования населения [Текст] / Г.А. Салимова // Человеческий капитал. – 2011. – № 10(34). – С. 77–83.
  10. Салимова, Г. А. Влияние демографических процессов на формирование предложения труда / Г. А. Салимова // Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. – Уфа: ФГБОУ ВПО «Башкирский ГАУ», 2012. – С. 167 – 170.
  11. Салимова, Г. А. Применение международного опыта управления социально-экономическим развитием муниципального образования в российской практике / Г. А. Салимова // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире. Материалы VI международной научно-практической конференции. – Чешская республика, Прага, 2014. – С. 184 – 186.
  12. Салимова, Г. А., Аллаярова, З.А. Государственное регулирование рынка образовательных услуг / Г. А. Салимова, З.А. Аллаярова // Тенденции и перспективы развития статистической науки и информационных технологий. – Уфа: ФГБОУ ВПО «Башкирский ГАУ», 2013. – С. 153 – 155.

Цитировать

Акбулатова, Р.Р. Высшее образование в России / Р.Р. Акбулатова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 381-388. — URL: https://novainfo.ru/article/6019 (дата обращения: 16.01.2022).

Поделиться