Использование компьютера в развитии математических представлений детей дошкольного возраста

NovaInfo 46, с.242-246, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 5
CC BY-NC

Аннотация

В статье описаны результаты анализа учебно-методических комплектов образовательных программ дошкольного образования на предмет наличия в них электронных образовательных ресурсов, а также информационно-образовательных ресурсов по математике для дошкольников российских фирм-производителей компьютерных игр.

Ключевые слова

КОМПЬЮТЕР, ДОШКОЛЬНИК, ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ДЕТИ, ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, МАТЕМАТИКА, КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ

Текст научной работы

Современную повседневную жизнь невозможно представить без информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе дошкольной образовательной организации (ДОО) - это актуальная проблема на современном этапе развития дошкольной педагогики.

Педагоги рассматривают компьютер как универсальную информационную систему, которая способна работать в единстве с различными направлениями образовательного процесса, а также обогатить и пополнить развивающую среду детского сада в целом [1].

В настоящее время, порой, не умея разговаривать, дети стремятся к игре с компьютерной техникой. Большинство родителей этому не препятствуют, объясняя, что жить и трудиться их детям предстоит в информационном обществе, где владение ИКТ необходимо. Поэтому начиная с раннего детства у большинства детей, идет приобщение к компьютерной игре и технике. Но родителям стоит обращать внимание на длительность таких игр и игровой их замысел, подбирать такие игры, которые будут не только интересны ребенку, но и способствовать его развитию. Тем самым родители вовлекут детей в процесс активного познания и обеспечат реализацию индивидуально-ориентированного обучения.

Данные, полученные в ходе эксперимента о применении ИКТ в ДОО, свидетельствуют о позитивной эмоциональной реакции детей, о благотворном влиянии компьютера на процесс воспитания и обучения дошкольников, о существенной роли компьютерных дидактических средств в развитии таких познавательных процессов как мышление, внимание и воображение [5].

В данный момент разработчиками создано множество компьютерных программ для различных областей познания. На разных возрастных этапах развития ребенка компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором или экзаменатором. Педагоги отдают предпочтение тем компьютерным программам, которые направленны на развитие у ребенка таких психических процессов как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др. Так же в последнее время завоевывают популярность компьютерные программы, которые направленны на обучение и развитие детей в определенном направлении. Это могут быть программы по формированию у детей математических представлений, по развитию речи, по окружающему миру и т.п.

Анализ учебно-методических комплектов образовательных программ дошкольного образования на предмет наличия в них электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по формированию элементарных математических представлений показал, что из 26 программ представленных на сайте Федерального института развития образования, только по одной (программа «От рождения до школы») разработаны ЭОР по математике. Авторы ЭОР И.А. Помораева и В.А. Позина. ЭОР содержат: планирование, содержание работы, дидактические игры, наглядный материал. Таким образом, они предназначены для работы воспитателя, но не ребенку.

Анализ методических рекомендаций [2] позволил выявить и дать краткую характеристику компьютерным играм по математике для детей дошкольного возраста указанных российских фирм-производителей.

Компьютерные игры можно классифицировать по их назначению и целям создания на развлекательные игры и игры для обучения – т.е. особые программы, которые в игровой форме преподносят конкретный учебный материал.

Игры развлекательного характера могут нести полезную информацию и развивающий потенциал (примером могут служить игры на память и логические игры), но большинство из них придуманы как проекты, которые не связанны с образованием. Так как такие игры отвечают спросу и запросам рынка при их создании не всегда учитываются рекомендации психологов. Но именно развлекательные игры наиболее популярны [8].

В зависимости от вида и тематики, созданные для обучения игры, нацелены на решение определенных образовательных задач. Такие игры разработаны с учетом основных требований к компьютерным программам для дошкольников [4].

Игр по математике достаточно большое количество, но они платные. С некоторыми можно ознакомиться, скачав демо-версию. Упражнения в заданиях для детей дошкольного возраста задаются в игровой форме, в большинстве своем в них содержится проблемная ситуация, для решения которой необходимо произвести понятными ребенку средствами и возможностями программы действия.

Все компьютерно-игровые программы, которые используются воспитателями в дошкольных учреждениях, обладают такими же характеристиками, что и обычные дидактические, сюжетно-дидактические и сюжетно-ролевые игры. Категория обучающих программ сопоставима с дидактическими и сюжетно-дидактическими играми. В них так же представлена обучающая и игровая задачи, игровые действия и правила [6]. Но всё же, как показывают анализ литературы и наблюдения, чаще всего в настоящее время воспитатели используют презентации для проведения НОД, интерактивные доски.

Необходимо учитывать тот факт, что внедрение компьютера в ДОО требует от педагогов особых усилий, подготовки [3] и условий. Взрослые должны серьезно подойти к этому ответственному процессу, так как главный принцип в обучении детей дошкольного возраста с использованием компьютерных программ - это «Не навреди!». Исследования таких ученых как И. Пашелите, С. Новоселовой, Г. Петку, С. Пейперт, Б. Хантер [5, 6] по использованию ИКТ в детских садах доказывают особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка.

Психолого-педагогические, дидактические, методические подходы к применению компьютерных технологий в обучении были раскрыты в работах Н.Н. Антипова, А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, М.П. Лапчика, B.C. Леднева, В.М. Монахова, Б.Е. Стариченко, В.Ф. Шолоховича и др. На сегодняшний день в большинстве ДОО есть все необходимые возможности для активного использования компьютера в режимных моментах и непосредственно образовательной деятельности [5].

Главным вопросом, связанным с компьютеризацией дошкольного обучения является изучение того, как компьютер влияет на психическое состояние и развитие ребенка. В результате изучения воздействий, которое оказывает компьютер на здоровье и работоспособность детей в «Санитарно эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО» прописаны нормативы работы детей за компьютером. Согласно требованиям СанПиНа к использованию компьютера на НОД в ДОО необходимо учитывать, что для детей 5 - 7 лет работа за компьютером должна осуществляться не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда, четверг). Непрерывная продолжительность работы за компьютером для детей 5 лет не должна превышать 10 минут, для детей 6 - 7 лет - 15 минут, после чего проводить гимнастику для глаз [7].

Таким образом, при соблюдении педагогом всех требований к использованию компьютера в ДОО и правильно подобранном программно-методическом обеспечении компьютер станет верным помощником в обучении детей дошкольного возраста, в том числе и в формировании элементарных математических представлений.

Читайте также

Список литературы

  1. Изюмова О.А., Киричек К.А. Роль развивающей предметно-пространственной среды в математическом развитии детей дошкольного возраста // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65094 (дата обращения: 16.05.2016).
  2. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
  3. Киричек К.А. Подготовка бакалавров профиля «Дошкольное образование» к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях // Кант. – 2016. - №1(18). - с.37-40.
  4. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (педагогическая наука – реформе школы).– М.: Педагогика, 1988.
  5. Новоселова С., Петку Г., Пашелите И. Новая информационная технология в работе с дошкольниками. Применима ли она?//Дошкольное воспитание, 1989. − №9. – С. 73-76.
  6. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. − М., 2007.
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. N 164 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2791-10 «Изменения N 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». [Электронный ресурс]. URL: http://rg.ru/2011/07/07/sanpin-site-dok.html (дата обращения: 10.05.2016).
  8. Смирнова Е.О., Радева Р.Е. Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры. Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Том V. / под ред. В.С. Собкина. – М., 2000.

Цитировать

Мерзликина, М.А. Использование компьютера в развитии математических представлений детей дошкольного возраста / М.А. Мерзликина, К.А. Пахомова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 242-246. — URL: https://novainfo.ru/article/6068 (дата обращения: 19.05.2022).

Поделиться