Ориентация предприятий сферы услуг на инновационно-стратегическое развитие

NovaInfo 46, с.164-169, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Для современного учреждения, предоставляющего медицинские услуги, изучение собственной структуры потенциала является необходимым этапом развития, поскольку связанная с ним эффективность оказывает существенное влияние на уровень здоровья населения и качество жизни всего государства.Поэтому актуальным становится предоставление качественных услуг потребителю с целью поддержания и сохранения здоровья.

Ключевые слова

СФЕРА УСЛУГ, ИННОВАЦИОННОЕ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ПОТЕНЦИАЛ

Текст научной работы

Особенностью деятельности сферы услуг является то, что предлагаемый потребителям продукт подается в виде услуги. Учреждения, оказывающие медицинские услуги, относятся к предприятиям сферы услуг.

К основным направлениям стратегического развития учреждений, оказывающих медицинские услуги можно отнести использование маркетинговых законов в их деятельности и перевод всей системы предоставления медицинских услуг на инновационные рельсы.

В условиях формирования рынка медицинских услуг конкурентное преимущество получает учреждение, владеющее знаниями о реальных, а не нормативных потребностях и платежеспособных возможностях населения для определения собственного сегмента рынка относительно видов и объемов помощи. Управленческим инструментом формирования рынка становится социальный маркетинг, ориентированный на предоставление требуемых видов услуг в необходимом объеме при оптимальном соотношении цены и качества (включающего доступность и комфортность получения помощи). Учреждения медицинского обслуживания населения новых организационно-правовых форм будут обречены на работу в условиях нового быстроразвивающегося рынка, имеющего отличительные особенности.

Одним из ключевых механизмов приобретения конкурентных преимуществ является внедрение в учреждения медицинского обслуживания населения адаптированной к условиям здравоохранения системы непрерывного улучшения качества в соответствии с международным стандартом ИСО, предусматривающим оптимизацию процессного подхода к управлению деятельностью учреждения в интересах пациентов. К сожалению, на данный момент понятие термина «управление процессами» при предоставлении медицинских услуг в нашей стране находится на недостаточном уровне, что объясняется невысокой культурой менеджмента качества, основанного на процессном подходе. Зарубежный и отечественный опыт использования стандартов ИСО 9004:2001 в практике учреждений медицинского обслуживания населения свидетельствует о позитивных переменах в их деятельности: повышении качества диагностики, минимизации ошибок диагностики и лечения, снижении тяжести и сокращении периода течения патологического процесса, снижении себестоимости услуг, повышении удовлетворенности пациентов, и, как итог, - о повышении качества жизни больных и снижении стоимости его поддержания.

В российской сфере медицинских услуг массовое использование этой прогрессивной технологии отсутствует. Имеются прецеденты, осуществляемые отдельными инициаторами чаще в рамках научных исследований.

В настоящее время при внедрении системы управления качеством в учреждениях медицинского обслуживания населения важным является фактор времени. Поэтому одним из направлений инновационного развития должно стать изучение и адаптация наилучших разработок, оправдавших себя на практике. Вместе с тем, необходимо учитывать, что даже хорошо разработанные системы управления качеством могут оказаться на неподготовленной почве и не оправдать надежд инициаторов. Как показал многолетний опыт применения международного стандарта качества, основной ошибкой в его использовании является отсутствие творческого подхода, учитывающего специфику отдельно взятого учреждения. Дефекты такого формального подхода обычно сказываются не сразу, а только через 2-3 года после внедрения. Учитывая то, что стандарт ИСО применим ко всем отраслям и любой организации, независимо от того производят они товары или услуги, то наработанный в стране опыт с учетом специфики российского менталитета, необходимо изучать и использовать на принципах научно обоснованной целесообразности.

Общая технология поэтапного внедрения системы управления качеством разработана российскими специалистами и апробирована на предприятиях различных отраслей экономики и включает следующие шаги [1]: осознание высшим руководством цели создания и внедрения системы управления качеством; установление потребности и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон; формирование стратегии управления, политики и целей в области качества; организация обучения в области качества всех сотрудников; создание команды; планирование работ по внедрению системы управления качеством; установление системы процессов, их согласованной взаимосвязи и взаимодействия, выделение ключевых процессов, необходимых для достижения целей в области качества; документирование системы управления качеством (в объеме, необходимом для конкретной организации, не забывая об обязательных ее видах, рекомендуемых стандартом ИСО).

К ключевому способу приобретения организацией конкурентных преимуществ, безусловно, относится рациональное использование и постоянное наращивание ее ресурсного потенциала. Фундаментальной причиной успеха одних организаций и неудачи других является то, что успешные организации обладают возможностями, преимуществами, а неудачники их не имеют. Формирование возможностей и преимуществ является важной задачей организации, обеспечивающей ей выживаемость и успешное развитие в меняющейся внешней среде [2].

В соответствии с направлениями общегосударственной политики на инновационное развитие экономики страны, перспективной становится модель инновационно-стратегического управления организациями сферы медицинских услуг, которая должна реализоваться на всех уровнях управления. Суть этой модели заключается в том, что инновационная деятельность осуществляется в интересах стратегического развития. Инновационная деятельность – это вид деятельности, связанный с трансформацией идей (результатов научных исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности.

С позиции управления инновационной деятельностью целесообразно выделить следующие виды инноваций в сфере предоставления медицинских услуг:

  1. Медицинские технологические инновации, которые связаны с появлением новых методов (способов, приемов) профилактики, диагностики и лечения на базе имеющихся препаратов (оборудования) или новых комбинаций их применения.
  2. Организационные инновации, реализующие эффективную реструктуризацию деятельности организации сферы медицинских услуг, совершенствование организации труда персонала и организационной структуры управления.
  3. Экономические инновации, обеспечивающие внедрение современных методов планирования, финансирования, стимулирования и анализа деятельности организаций сферы медицинских услуг.
  4. Информационно-технологические инновации, направленные на автоматизацию процессов сбора, обработки, анализа информационных потоков в организациях сферы медицинских услуг.
  5. Медико-фармацевтические, медико-технические инновации, являющиеся разновидностью медицинских технологических инноваций, однако предполагающих использование новых лекарственных средств (технических систем), конкурентоспособных по цене и основным параметрам медицинской эффективности [4].

Технология управления инновационным развитием учреждений медицинского обслуживания населения должна исходить из следующих положений:

  1. Налаживание системы учета и планирования инноваций в организациях сферы медицинских услуг, когда инновационные разделы становятся обязательными составными частями комплексных планов перспективного развития каждой организации. В процессе планирования осуществляется ревизия фактического состояния дел, определяются инновации, необходимые для обеспечения намеченных стратегий, осуществляется их поиск или разработка. Инновационная компонента должна стать обязательной составной частью практической работы каждого врача и руководителя. Инновационно-ориентированные организации должны пользоваться особым авторитетом и поддержкой органов управления. Профессионализм персонала должен заменить косность жесткой регламентированности лечебно-диагностического процесса. В каждой организации должны осуществляться мероприятия по активизации процесса внедрения новшеств, по их распространению в родственных организациях. Новаторство, творчество, постоянное накопление знаний, забота о профессиональном росте коллектива должны стать ежедневной практикой руководящей работы. Время ожидания методических указаний, спускаемых сверху, уходит безвозвратно. Только высокий инновационный потенциал может гарантировать организациям и специалистам успешность и конкурентные преимущества на разрастающемся рынке медицинских услуг.
  2. Показатели инновационной деятельности организаций должны создать основу для стратегического индикативного планирования инновационного развития здравоохранения региона в целом. Целевые показатели инновационного развития и концентрация инновационного потенциала должны быть четко увязаны с содержанием текущих планов основной, а также инновационной деятельности регионального здравоохранения должны быть увязаны с общими стратегиями регионального социально-экономического развития.
  3. Работа в условиях инновационно-стратегического управления потребует формирования нового типа инициативных и ответственных управленцев, новой культуры межличностных отношений. В инновационной восприимчивости организаций сферы медицинских услуг существенна роль лидера, наличие у него новаторского настроя, необходимых организационных способностей и таланта руководить коллективом в условиях постоянного освоения нового. Таким образом, для современного учреждения медицинского обслуживания населения изучение собственной структуры ресурсного потенциала и проведение комплексной его оценки является необходимым этапом стратегического анализа.

К факторам достижения стратегического эффекта могут относиться:

  • количество вводимых на рынок услуг и степень их новизны;
  • количество инновационных услуг, обеспечивающих конкурентоспособность организации;
  • уровень издержек (цен), обеспечивающих рентабельность инновации выше, чем у конкурентов (касается только платных медицинских услуг);
  • широта (глубина) ассортимента;
  • авторитетность учреждения на рынке медицинских услуг [3].

Автором сформулированы три основных стратегии развития учреждения медицинского обслуживания населения:

  1. стратегия рационализации процесса предоставления медицинских услуг на основе лидерства в издержках на конкурентном рынке (виолентная стратегия) заключается в стремлении учреждения доминировать на достаточно широком рыночном пространстве за счет высокой внутренней производительности труда, низких издержек производства, а следовательно, и низкой цены предоставляемых услуг;
  2. экспансия на основе дифференциации предоставляемых услуг при одновременном повышении их качества – стратегия, которая предполагает ограничение ассортимента и объема предоставляемых услуг при одновременном особом внимании к их качеству, предоставление новых видов услуг;
  3. стратегия развития инновационных технологий.

Предложенные направления инновационно-стратегического развития организаций сферы медицинских услуг в целях обеспечения эффективности медицинских услуг свидетельствует о необходимости большой предстоящей работы по интенсивной подготовке организаций сферы медицинских услуг к работе в новых условиях, которая должна проводиться как руководством, так и всеми научными и образовательными организациями, располагающими соответствующими кадрами специалистов.

Читайте также

Список литературы

  1. Егорова Г.В. Зависимость информационного потенциала предприятия от интеллектуального капитала / Г.В. Егорова, А.В. Шляпкин // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. - 2013. - № 3 (29).- С. 138-145.
  2. Курносова Е.А. Инновационное поведение как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг / Е.А. Курносова // В сборнике: Инновационная экономика Материалы Международной научной конференции. - 2014. - С. 155-158.
  3. Насакина Л.А. Методы сбора и анализа экономической информации в обосновании стратегических управленческих решений / Л.А. Насакина // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. - 2012. - № 24. С. 130-136.
  4. Серебрякова О.А. Исследование инновационного подхода к устойчивому развитию региона / О.А. Серебрякова // В мире научных открытий. - 2011. - Т. 15. - № 3.1. С. 380-387.

Цитировать

Медведева, Е.В. Ориентация предприятий сферы услуг на инновационно-стратегическое развитие / Е.В. Медведева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 164-169. — URL: https://novainfo.ru/article/6124 (дата обращения: 30.03.2023).

Поделиться