Диагностика уровня сформированности коммуникативной компетентности студентов вуза в условиях поликультурного общества

NovaInfo 46, с.250-259, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 73
CC BY-NC

Аннотация

В статье обоснована актуальность коммуникативной подготовки студентов вуза в условиях открытого и поликультурного общества. Предложен вариант диагностики (самодиагностики) уровня коммуникативной компетентности студентов, который включает не только социально-психологические, но и социокультурные параметры общения.

Ключевые слова

ПОЛИСОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА, ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО, КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, САМОДИАГНОСТИКА УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Текст научной работы

Необходимость формирования коммуникативной компетентности студентов вуза связано с тем, что среди всех видов деятельности человека совершенно особое место занимает профессиональная, в которой предельно заострены и значимы вопросы общения, взаимопонимания и сотрудничества. Это обусловлено общей психологической структурой профессиональной деятельности, где общение, выражающее собственно-коммуникативную природу этой деятельности, является системообразующим компонентом.

Сегодня роль общения в профессиональной сфере резко возросла, регулярно совершенствуются формы и средства делового взаимодействия. Вместе с тем, в условиях открытого общества и национально-культурного многообразия обозначились глубокие социокультурные противоречия, создающие дополнительные коммуникативные барьеры в межличностной и профессиональной коммуникации. Ввиду того, что сегодня любая профессиональная деятельность осуществляется в полисоциокультурном пространстве, где пересекаются различные культуры, ценности, религии, мировоззрения, студенты должны быть готовы к поликультурному взаимодействию и плодотворному диалогу с представителями различных культур.

С учетом современного социокультурного контекста коммуникативная компетентность определяется как интегральная характеристика выпускника вуза, представляющая собой личностный комплекс знаний, умений и навыков делового взаимодействия, основанный на ценностно-гуманистических установках личности и обеспечивающий эффективность коммуникативной деятельности в полисоциокультурной среде.

Владение компетентностью в общении позволит выпускнику вуза:

  • быстро и безболезненно адаптироваться в условиях производства и коллективной деятельности;
  • легко устанавливать контакт и взаимопонимание с коллегами, руководителями, подчиненными, что будет способствовать достижению личного успеха и карьерного роста;
  • плодотворно взаимодействовать с деловыми партнерами, реализуя комфортно-психологическое общение и разнообразные коммуникативные стратегии, ориентированные на достижение компромисса и сотрудничества;
  • достичь вершин самореализации в решении профессиональных задач и полного раскрытия творческого потенциала в условиях «командной» работы.
  • в целом стать конкурентоспособным на современном рынке труда в условиях поликультурной среды.

К сожалению, имеющийся уровень коммуникативной готовности студентов вуза не соответствует современным социокультурным условиям, в которых человек не замкнут в национально-культурном ареале, а включен в безграничное поликультурное пространство. Проведенный автором констатирующий эксперимент показал, что многие студенты опираются на национально-культурные стереотипы в общении, демонстрируют нетерпимость к иной точке зрения и к критике в свой адрес, пренебрежительно относятся к «чужим» культурным ценностям, не умеют выстраивать диалог с другими этнофорами.

Все вышеизложенное актуализирует педагогическую задачу формирования коммуникативной компетентности у студенческой молодежи, которая должна включать оптимальные адаптационные модели поведения в поликультурной среде, в том числе сформировать поликультурное сознание, чувство солидарности, толерантность, навыки межкультурного общения, способность к диалогу (полилогу).

Формирование позитивного коммуникативного поведения студентов – сложная и многоаспектная проблема, требующая комплексного подхода в педагогической деятельности вуза. Важным звеном в коммуникативной подготовке является диагностика коммуникативных качеств обучающихся, которая позволяет осуществлять системный мониторинг уровня компетентности в общении.

В контексте современного подхода к проблеме развития коммуникативной компетентности взрослых людей, где обучение рассматривается как саморазвитие и самосовершенствование на основе собственных действий, диагностика должна стать самодиагностикой. В этом плане, проблема измерения уровня компетентности в общении не может быть решена одним лишь информированием испытуемого о его результатах – важно организовать процесс диагностики таким образом, при котором его участники получают действенную информацию, на основе которой могут сами осуществлять необходимую коррекцию коммуникативного поведения. Таким образом, измерение коммуникативной компетентности студентов должно стать процессом самооценки и самоанализа, а формирование компетентности в общении – процессом самосовершенствования коммуникативных качеств в процессе обучения в вузе.

Предлагаемый вариант самодиагностики коммуникативной компетентности студентов разработан в форме личного опросника в виде закрытых вопросов, включающих пяти-балльную ранговую шкалу измерения. Валидность и надежность диагностики проверена экспертным опросом.

Опросник состоит из четырех основных шкал, которые в совокупности включают 50 вопросов, содержащих соответствующие показатели коммуникативной компетентности. В каждой шкале первая половина вопросов отражает позитивные характеристики общения, вторая часть – негативные: 1-10 - вопросы несут нагрузку когнитивного плана; 11–20 – вопросы определяют эмоциональные параметры коммуникативной компетентности; 21–40 – вопросы определяют содержание поведенческого компонента коммуникативной компетентности; 41–50 – вопросы отражают уровень коммуникативной толерантности. Хотя определенные показатели толерантности присутствуют и в первых трех шкалах, целесообразно выделить характеристики коммуникативной толерантности в отдельный блок вопросов.

Индивидуальный балл (обобщенный) подсчитывается по следующей схеме:

Номера суждений

Варианты оценок

почти всегда

в большинстве случаев

иногда

редко

почти никогда

С 1 по 5

11 – 15

21 – 30

41 – 45

5

4

3

2

1

С 6 по 10

16 – 20

31 – 40

46 – 50

1

2

3

4

5

Чем больше баллов, тем выше уровень коммуникативной компетентности.

Опросный бланк для самооценки коммуникативной компетентности

Внимание! Прочитайте каждое из предложенных ниже суждений и определите, в какой мере проявляются у Вас содержащиеся в них характеристики общения. Просим быть искренними и максимально объективными в оценке своих качеств.

Фамилия студента___________________________________________________

Группа______________Специальность______________________Курс_______

№ п/п Суждения (характеристики общения) Оценка
почти всегда в большинстве случаев иногда редко почти никогда
1 Объективность – основной критерий в моей оценке других людей.
2 Я мысленно ставлю себя на место говорящего, чтобы понять, что заставило его говорить именно так.
3 Оценивая других, я стремлюсь воздержаться от категорических суждений.
4 Я могу предсказать, как другие будут вести себя в той или иной ситуации.
5 Если другие не согласны со мной, то я стараюсь рассмотреть спорный вопрос со всех точек зрения.
6 Я стремлюсь превосходить других.
7 Думаю, что национальность во многом определяет характер человека.
8 В оценке других людей меня больше интересуют недостатки, чем достоинства.
9 Настороженно отношусь к представителям других национальностей.
10 Оценивая других людей, я сравниваю их с собой.
11 Умею «читать» по лицу чувства и намерения другого человека.
12 Даже во время горячих споров я стараюсь быть корректным и уважительным к собеседникам.
13 Я уверенно и спокойно держусь перед аудиторией.
14 Стремясь к пониманию собеседника, учитываю его этнокультурные особенности.
15 Стараюсь проявлять терпимость и великодушие в любой ситуации общения.
16 Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я перевожу разговор на другую тему.
17 Легко теряю хладнокровие, когда на меня «нападают».
18 Я не обращаю внимания на плохое настроение своего собеседника.
19 Чувствую себя неуверенно в процессе обсуждения.
20 Думаю, бывают как «хорошие», так и «плохие» нации.
21 Стремлюсь к партнерским отношениям, к диалогу в общении.
22 Я оцениваю реакцию слушателей и меняю с ее учетом свое поведение.
23 Во время разговора я внимательно наблюдаю за жестами и мимикой собеседника.
24 Легко кооперируюсь с другими для совместной работы.
25 Умею проявить свое расположение к собеседнику (аудитории).
26 Умею логически правильно аргументировать свою точку зрения.
27 В ходе обсуждения могу признать правоту других.
28 Мне легко сменить тему разговора с изменением ситуации.
29 Умею слушать, не отвлекаясь и не перебивая.
30 Мне легко общаться с представителями других национальностей и культур.
31 Стремлюсь в общении занимать ведущую позицию.
32 Я скован и напряжен при общении с незнакомыми людьми.
33 Мне трудно выразить свое мнение или мысль.
34 Если я не согласен с другими участниками дискуссии, то настаиваю, чтобы они изменили свои мнения и приняли мою точку зрения.
35 Не умею корректно выйти из общения, прекратить его, учитывая ситуацию и состояние партнера.
36 Мне трудно освоиться в интернациональном коллективе.
37 Мне затруднительно выступать перед аудиторией.
38 Мне трудно работать в «команде».
39 Больше люблю говорить, чем слушать, предлагать свои идеи, чем обсуждать.
40 Мне трудно найти общий язык с партнерами, отличающимися от меня по возрасту, национальности или социальному положению.
41 Я принимаю людей такими, какие они есть.
42 Могу общаться с людьми, чьи взгляды, мнения, поведение отличны от моих.
43 Я дружелюбен (дружелюбна) даже с теми людьми, которых не выношу.
44 Рассматриваю общение с представителями других этносов и национальностей как один из источников культурного обогащения.
45 Я нормально воспринимаю различия в людях.
46 Не терплю критику в адрес моих идей и мнения.
47 Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня.
48 Есть тип людей, которых я не выношу.
49 Меня раздражает, когда собеседник отрицает очевидное.
50 Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно несимпатичны мне.

Классификация уровней сформированности коммуникативной компетентности:

220 баллов и выше – высокий уровень

180 – 220 баллов – средний уровень с тенденцией к высокому

140 – 180 баллов – средний уровень

100 – 140 баллов – средний уровень с тенденцией к низкому

до 100 баллов – низкий уровень

Характеристика уровней коммуникативной компетентности студентов

Высокий уровень характеризуется тем, что у студентов сформированы позитивно-ценностные установки в общении с другими, стремление к равноправному диалоговому общению, доброжелательность, готовность к межкультурным и межэтническим контактам.

Студенты этой группы владеют технологией сотрудничества, реализующей принципы продуктивного общения, а именно владеют вербальными и невербальными средствами общения; умеют моделировать различные формы общения (спор, дискуссию, полемику и др.); умеют находить общий язык с различными людьми, способны преодолевать свои этно- и культурно-центристские предубеждения, а так же корректировать собственное поведение с целью достижения взаимопонимания.

Высокий уровень коммуникативной компетентности можно определить как достижение мастерства в межличностном общении, поскольку овладение им говорит об умении студента ориентироваться в различных социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать и реализовывать адекватные способы общения с ними.

Средне-высокий уровень характеризуется тем, что студенты общительны, доброжелательны, стремятся к диалогу и партнерским отношениям, к установлению контакта и взаимопонимания с другими, способны адекватно оценивать собеседника.

Студенты имеют гуманистическую ориентированность в межнациональном и этнокультурном общении, готовы работать в «команде»; имеют достаточно высокий уровень эмпатии и толерантности в общении.

Однако для студентов средне-высокого уровня коммуникативной компетентности характерны следующие проблемы: неумение использовать невербальные средства общения, невладение процессами саморегуляции, эмоционального контроля; затруднения в логической аргументации, частичное владение речевой деятельностью и речевыми средствами общения.

На среднем уровне коммуникативной компетентности студенты, с одной стороны демонстрируют высокую коммуникативную активность, реализуют ценностно-гуманистическую ориентированность в общении, стремятся к установлению отношений сотрудничества и взаимопонимания с другими; с другой стороны, для данной группы студентов препятствием на пути к эффективному общению являются:

  • неспособность корректировать свое поведение с учетом реакции собеседников;
  • отсутствие навыков публичных выступлений, неумение вести дискуссии, обсуждения, полемику;
  • наличие этнокультурных барьеров в общении;
  • стремление больше говорить, чем слушать, предлагать свои идеи, чем обсуждать другие;
  • неумение ясно и логично излагать свою точку зрения;
  • категоричность в суждениях;
  • неспособность признавать свою точку зрения ошибочной.

Основные проблемы в данном случае связаны с техникой общения, то есть с комплексом умений и навыков продуктивной коммуникативной деятельности, однако достаточно высокий коммуникативный потенциал представителей этой группы позволяет надеяться на хорошие результаты в процессе целенаправленной коммуникативной подготовки этих студентов, а так же в процессе их самостоятельной работы над собой с целью совершенствования коммуникативных качеств.

Средний уровень коммуникативной компетентности с тенденцией к низкому отражает стремление студентов к благоприятному и эффективному общению, к взаимопониманию с деловыми партнерами, однако показывает отсутствие способностей и умений это реализовать. Для этой группы студентов характерен целый комплекс коммуникативных проблем:

  • ориентированность на субъект – объектное общение;
  • неумение адаптировать свое поведение к требованиям ситуации общения и особенностям партнера по общению;
  • скованность при общении с незнакомыми людьми;
  • стереотипизация восприятия окружающих;
  • неадекватность восприятия эмоциональных состояний других;
  • низкий уровень способности социально-психологической проницательности;
  • проблемы в использовании вербальных и невербальных средств общения;
  • нетерпимость к другим точкам зрения;
  • «боязнь» публичных выступлений, неуверенность, скованность во время совместных обсуждений;
  • неумение выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним;
  • низкий уровень толерантности.

Многие студенты средне-низкого уровня коммуникативной компетентности социально активны и не избегают совместной деятельности с другими, вместе с тем они не способны организовать эффективную коммуникативную деятельность на основе партнерских взаимоотношений, проявлять «гибкость» в общении в зависимости от индивидуальных особенностей других. Одни из них стремятся доминировать, другие наоборот, проявляют конформизм в процессе делового взаимодействия. Объединяет студентов этой группы их низкий общекультурный уровень, что явно затрудняет саморазвитие их коммуникативных способностей в рамках их личного коммуникативного опыта.

Для низкого уровня коммуникативной компетентности свойственны неприязненное, высокомерное, подозрительное отношение к другим людям, стремление навязывать свою точку зрения, слепо доказывать свою правоту. Нет стремления к взаимопониманию с окружающими. Для студентов этого уровня характерны: неосознанный выбор способов поведения, неспособность к обратной связи.

Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затруднительны контакты с людьми, обладающими другими этнокультурными и социально-демографическими характеристиками. Болезненное отношение к критике в свой адрес.

Для низкого уровня коммуникативной компетентности свойственна когнитивная простота, обуславливающая искажения в формировании представлений о личности другого, а так же выраженная интолерантность: высокая категоричность в оценке других людей, раздражение поведением окружающих, если оно не соответствуют собственным меркам. Студентов данной группы характеризуют стремление изменить других и подстроить партнера под себя, неумение приспособиться к различным ситуациям общения, плохая адаптация к характеристикам, установкам и притязаниям других.

Эти будущие специалисты не готовы к совместной деятельности, к работе в «команде», поскольку не способны гармонично «влиться» в коллектив, преодолевать этнокультурные барьеры в общении, не умеют управлять своим эмоциональным состоянием, им свойственны свернутость сочувствия и содействия.

Студенты с низким и средне-низким уровнем коммуникативной компетентности не осознают своих коммуникативных проблем, у них не сформирована или слабо выражена мотивация к развитию своих коммуникативных способностей, что является серьезным препятствием для позитивной динамики развития коммуникативной компетентности в этих группах.

Таким образом, коммуникативная компетентность является уникальной в своем роде качественной характеристикой образовательного результата вуза, поскольку выступает эффективным инструментом социализации выпускников и их адаптации в современном поликультурном социуме. Предложенный метод самодиагностики уровня сформированности коммуникативной компетентности позволяет акцентировать внимание самих студентов на имеющиеся у них проблемах в общении, тем самым, формировать их внутреннюю мотивацию к развитию своих коммуникативных способностей и коррекции своего поведения в межличностном взаимодействии.

Читайте также

Список литературы

  1. Мартьянова, И.А. Высшее образование в контексте социально-коммуникативных проблем современного социума: принципы и тенденции развития / И.А. Мартьянова // Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации и бизнесе: IТ+SE`07: Сборник материалов XXXIV Межд. конф. и дискуссионного научного клуба. – Украина, Крым, Ялта-Гурзуф, 2007. – С.276-277.
  2. Мартьянова, И.А. Методологические и дидактические основы коммуникативной подготовки студентов вуза в рамках культурологии / И.А. Мартьянова // Альманах современной науки и образования. Вып.2.: История, философия, культурология и методика их преподавания. – Тамбов: ТГТУ, Изд-во «Грамота», 2007. – С. 181 - 183.
  3. Мартьянова, И.А. Проблема коммуникативного образования студенческой молодежи в условиях открытого общества / И.А. Мартьянова // Реальность этноса 2008. Образование и гуманитарные технологии интеграции этничнеской, этнорегиональгной и гражданской идентичности: Материалы X Межд. науч.-практич. конф. РГПУ им. А.И. Герцена. В 2-х частях. – СПб.: Астерион, 2008. – Ч.1. – С.255-259.
  4. Мартьянова, И.А. Формирование коммуникативной компетентности студентов технического вуза [Текст]: автореф. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Н. Новгород, 2009. – 24 с.
  5. Мартьянова, И.А. Формирование коммуникативной компетентности студентов технического вуза: дис. …канд. пед. наук 13.00.01. Волжский государственный инженерно-педагогический университет. – Н. Новгород, 2009. – 229 с.
  6. Мартьянова, И.А. Формирование коммуникативной толерантности у студентов вуза: культурологический подход / И.А. Мартьянова // Реальность этноса. Роль образования в формировании этнической и межконфессиональной толерантности: Сборник статей XII Международной научно–практической конференции (С.-Петербург, РГПУ им. А.И.Герцена, 20-21 мая 2010 г.).- В 2-х ч. – Часть II. - СПб.: Астерион, 2010. – С. 75-80.
  7. Мартьянова, И.А. Формирование поликультурной личности студента в образовательном процессе вуза / И.А. Мартьянова // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2014.- № 7. – С. 97-99.
  8. Мартьянова, И.А. Формирование коммуникативной компетентности студентов в системе высшего образования: учебно-методическое пособие / И.А. Мартьянова. – Екатеринбург-Ижевск: Изд-во Института экономики УрО РАН, 2009. – 159 с.
  9. Мартьянова, И.А. Формирование коммуникативной компетентности студентов в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин в вузе: учебно-методические рекомендации / И.А. Мартьянова. – Екатеринбург-Ижевск: Изд-во Института экономики УрО РАН, 2009.–116 с.
  10. Мартьянова, И.А. Формирование коммуникативной толерантности как качества поликультурной личности // NovaInfo.Ru [Электронный журнал] – 2015.– № 32. – Режим доступа: http://novainfo.ru/archive/32/formirovanie-kommunikativnoy-tolerantnosti, свободный

Цитировать

Мартьянова, И.А. Диагностика уровня сформированности коммуникативной компетентности студентов вуза в условиях поликультурного общества / И.А. Мартьянова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 250-259. — URL: https://novainfo.ru/article/6139 (дата обращения: 25.05.2022).

Поделиться