На сегодняшний день актуальной является проблема государственного внешнего долга РФ. Обслуживание внешнего государственного долга является одним из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От решения долговой проблемы зависит бюджетная дееспособность России, состояние ее валютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к росту внешней задолженности, которая становится серьезные барьером на пути к экономическим преобразованиям, реформам.
Проблемами такой задолженности является дефицит бюджета, а это связано с тем, что не до конца продумана экономическая политика страны, что в конечном счете приводит к чрезмерно высокому уровню социальных финансовых обязательств. Государственный долг начинает возрастать в том случае, когда страна не погасив предыдущий займ или кредит, прибегает еще к новым заимствованиям, так как у большинства стран нет больше другого пути как прибегать к дополнительным займам. Долговой кризис тесно связан с состоянием экономики страны-должника и порождается низкими темпами экономического роста и напряженным состоянием государственного бюджета.
Чем больше сумма государственного внешнего долга, тем обременительнее его воздействие на национальную экономику, финансовую сферу и на дальнейшее экономическое развитие страны. Рассматривая влияние государственного внешнего долга на экономику страны, необходимо учитывать, что чрезмерный рост государственного внешнего долга является опасным для государственного бюджета, международной кредитоспособности страны.
Рассмотрим таблицу 1, где представлена динамика государственного внешнего долга России за последние 4 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1)
(на начало года; миллиардов долларов США)
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Государственный внешний долг (включая обязательства бывш. СССР, принятые Российской |
40,0 |
35,8 |
50,8 |
55,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
задолженность странам- |
0,8 |
0,5 |
0,3 |
0,2 |
задолженность странам, |
2,8 |
2,4 |
2,1 |
2,0 |
коммерческая задолженность |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
задолженность перед между-народными финансовыми |
3,1 |
2,5 |
2,0 |
1,6 |
задолженность по внешним облигационным займам |
30,5 |
29,2 |
34,9 |
40,7 |
задолженность по облигациям внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ ) |
1,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
предоставление гарантий |
0,9 |
1,0 |
11,4 |
11,4 |
По данным этой таблицы видно, что внешний долг с каждым годом растет, за 2014 год составил 55,8 млрд. долларов это на 5млрд. долларов больше, чем в 2013 году. Самая большая задолженность это задолженность по внешним облигационным займам, которая равна 40,7 млрд. долларов. Также можно сказать, что исчезла задолженность по облигациям внутреннего государственного валютного займа.
А теперь рассмотрим таблицу 2, где представлены внешние долги других стран и их место в рейтинге
Место в рейтинге | Страна | 2014 год (млрд долл) | 2015 год (млрд долл) |
1 | США | 18956 | 20003 |
2 | Япония | 15246 | 15914 |
3 | Германия | 2779 | 2783 |
4 | Франция | 2615 | 2674 |
5 | Италия | 2614 | 2638 |
6 | Великобритания | 2511 | 2630 |
7 | Бразилия | 1653 | 1720 |
8 | Канада | 1555 | 1576 |
9 | Китай | 1648 | 1570 |
10 | Индия | 1433 | 1569 |
25 | Россия | 223 | 259 |
Прогнозируют, что к концу года общий долг первой десятки государств превысит 55 триллионов долларов. И эта сумма имеет тенденцию к росту. Так, по прогнозам, США уже через три года преодолеет отметку в 25 триллиона долларов.
Исходя из перечисленных данных, можно сделать вывод, как может выглядеть внешний долг на душу населения в каждом государстве. Прошедший год показал, что на каждого японца приходилось по 99,7 тысяч долларов долга, а на каждого американца — 58,6 тысяч.
Постоянный рост внешнего долга ведет к снижению авторитета страны-должника на международной арене и вызывает психологический эффект, который способствует усилению неуверенности населения страны-должника в завтрашнем дне. Следовательно, можно отметить, что страна переносит экономическое бремя своего долга на будущее поколение, оставляя ему уменьшенные основные производственные фонды.
Некоторые пути решения этой проблемы: внесение изменений в российское законодательство, в частности, в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающих возможность проведения Министерством финансов досрочных операций по долгу, привлечения средств для замещения наиболее дорогих заимствований более дешевыми, досрочное погашение задолженности кредиторам, проведение «своповых» операций; привлечь займы для замещения имеющихся (более дорогих) долговых обязательств; окончательный отказ от доказавшей свою неэффективность практики привлечения под государственные гарантии иностранных связанных кредитов, отказ от кредитов международных финансовых организаций на оказание консультационных услуг.