Изучение современных проблем высшего образования в Российской Федерации

NovaInfo 46, с.332-337, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье приводится обзор проблем современного высшего образования в Российской Федерации; рассмотрена основная черты - доступность образования, его эффективность и уровень внедрения современных технологий в учебный процесс.

Ключевые слова

ТРАДИЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПЕДАГОГИКА, УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Текст научной работы

В каждом обществе образование играет значимую роль. Так, в России с 1917 г прошлого столетия главной его ролью была ликвидация безграмотности. Сегодня в ХХI веке образование обеспечивает человеку формирование мировоззрения, саморазвитие, возможность в кратчайшие сроки получить передовые знания. Роль образования определяется опытом, навыками, знаниями людей, умениями, возможностями развития личностных и профессиональных качеств. Она непрерывно возрастает последние десятилетия. Формирование современного общества и информационная революция — выдвигают знания и информацию на первый план социального и экономического развития. В сфере образования информация тесно связана с процессами, происходящими в жизни мирового сообщества.

Сложно переоценить значение и роль образования в жизни каждого человека и общества в целом, поэтому изучение проблемы образования в России остается по-прежнему актуально и обусловлено рядом факторов: большие территории и сосредоточие научно-технических центров в крупных городах, постоянное обновление потребностей населения по отношению к технологиям образования. Главными сложностями в получении качественного образования сегодня являются недоступность его для семей с низкими доходами, низкая эффективность, несоответствующий уровень внедрения современных технологий в учебный процесс. Государство совместно с руководством вузов сейчас пытаются решить эти проблемы.

Образование все больше перестает отождествляться с формальным школьным и даже университетским обучением. Любая деятельность сегодня трактуется как образовательная, если целью ее являются изменения установок и моделей поведения людей, передачи им новых знаний, развития навыков, умений и профессионализма.

В современном мире образовательные функции выполняют различные социальные институты, помимо университетов и школ. Часто предприятия берут на себя предприятия образовательные функции. Так, крупнейшие организации обязательно имеют собственные корпоративные университеты. Так с 2012 г. в России действует Университет Сбербанка, за 2015 г. через него прошло свыше 14 тыс. сотрудников. Собственные университеты есть у «Евросети», «Газпром нефти», «Альфа-банка», «Сибура» и многих других компаний. Практически каждая крупная корпорация имеет в своем составе подразделения, занимающиеся подготовкой и переобучением кадров. Небольшие организации прибегают к услугам аутсорсинговых компаний, либо возлагают функции подготовки и обучения на собственных сотрудников.

Численность работников, получивших дополнительное профессиональное образование, прошедших профессиональное обучение, от численности работников списочного состава соответствующего возраста, в % по данным ФСГС России за 2014 г. [10]
Рисунок 1. Численность работников, получивших дополнительное профессиональное образование, прошедших профессиональное обучение, от численности работников списочного состава соответствующего возраста, в % по данным ФСГС России за 2014 г. [10]

График (рис. 1) наглядно показывает, что дополнительное образование получают даже люди старше 65 лет.

Неформальное образование, получаемое вне стен школ и вузов, имеет своей целью сгладить недостатки и противоречия традиционной системы и часто компенсирует насущные образовательные потребности, которые формальное образование обеспечить не успевает.

И все же главным источником специалистов с необходимой квалификацией для всевозможных направлений человеческой деятельности является вуз. В условиях постоянно развивающегося общества быстро меняется и перечень необходимых на рынке труда специальностей. Появляются новые достижения науки, технологии, оборудование и вуз должен своевременно реагировать на их изменения.

Новый тип экономического развития в информационном обществе, вызывает необходимость для работников несколько раз в течении жизни повышать квалификацию, или даже менять профессию. Очевидно, что при смене профессии работник не может потратить 5-6 лет на переобучение в вузе. Даже обучаясь заочно, без отрыва от производства, за время обучения прогресс и развитие в отдельной сфере может уйти вперед, и, получая диплом, человек вновь может встать перед вопросом повышения квалификации или смены профессии.

По данным Федеральной службы государственной статистики России в 2005 году число студентов организаций высшего образования обучающихся дистанционно (очно-заочно и заочно) впервые превысило количество студентов дневных отделений и составило 50,37%. Сегодня это число составляет 50,57%. (рис. 2).

Процент обучающихся дистанционно, по данным ФСГС России на 2015 г. [11]
Рисунок 2. Процент обучающихся дистанционно, по данным ФСГС России на 2015 г. [11]

Более половины всех студентов России не имеют времени, или средств для обучения на очных отделениях, не могут ежедневно посещать вузы. Это происходит по различным причинам, но тенденция сохраняется.

Значительная часть студентов люди взрослые, они обременены семейными делами и решением рабочих проблем. Для них проблемно использовать очные формы университетского образования. С каждым годом все меньше людей готовы тратить на обучение большую часть своего времени, до 30 часов в неделю.

Другая категория граждан не способна нести определенную финансовую нагрузку (от 50 до 150 тыс. рублей в год) для собственного обучения или обучения детей, количество бюджетных мест ограничено. Еще одно препятствие, это удаленность крупных вузов от места жительства потенциальных студентов. Выпускники школ из поселков и небольших городов зачастую не имеют возможности получить конкурентоспособное образование. Из тех молодых людей, которые уезжают на обучение в областные центры, лишь единицы возвращаются назад, получив образование.

Еще одна проблема традиционного образования, его низкая эффективность. Лишь один вуз России попал в «Топ 100» в 2015 г. и два — в «Топ 500» по версии Академического Рейтинга Университетов Мира ARWU2015 [12]. Более 60% выпускников не хотят, или не имеют возможности работать по полученной специальности. Следовательно, более половины средств, затрачиваемых государством на высшее образование, уходит в «пустую».

Практические все государственные вузы дотируются из бюджета страны. Они пытаются выживать, увеличивая коммерческие места, сокращают материальную базу и заработную плату педагогов за счет уменьшения штата, а также сдавая свободные площади в аренду. Попытки сократить расходы путем укрупнения, объединения вузов яркий пример попыток государства сократить расходы на образование. В Москве в 2016 году будут объединены МЭСИ и РЭУ им. Плеханова, МАТИ и МАИ, МГГУ им.Шолохова и МПГУ, в Самаре — объединены СГАУ и СамГУ, запланировано объединение СамГТУ и СГАСУ.

Как вариант решения проблем современного образования следует рассматривать пути внедрения более высококачественных учебных программ, материалов, информационных ресурсов, расширение возможностей и спектра дистанционного обучения, сокращение сроков обучения и увеличение количества потенциально возможных студентов, которые могли бы значительно изменить экономическую эффективность современного вуза. Обучение может стать дешевле, а его качество и доступность возрастут.

Еще одной из важных проблем является несоответствующий уровень внедрения современных технологий в учебный процесс. Сегодня люди, поступающие в университет, имея дома компьютеры и интернет, которые используются в повседневной жизни и стоят в одном ряду с телевизором, который также подключен к цифровым каналам. В подобном окружении, люди хотят получать адекватные технологии в учебном процессе.

Современная информационная сфера дает возможность концентрировать интеллектуальные и финансовые ресурсы, создавать широко тиражируемые высококачественные учебные материалы и программы. При последовательном, хорошо проработанном и распланированном подходе это обеспечит повышение уровня прошедших обучение. Что еще важнее, при данном подходе, образование станет доступнее для большего числа людей. Появятся обширные возможности совмещения производственной деятельности и обучения. Сократятся расходы на поездки к месту учебы. Значительно снизится время, затрачиваемое на получение и усвоение знаний. Возрастет качество этого образования. Лучшие программы и преподаватели будут доступны для большего количества обучающихся.

Не возникает сомнений, что это выгодно для государства. Об этом свидетельствует опыт Китая, в прошлом году исполнилось пять лет с начала осуществления государственной программы реформы и развития образования на средне- и долгосрочную перспективу 2010-2020 гг, уровень развития образования превысил среднемировой.

Современные вузы России должны стремиться внедрять современные технологии и методики обучения в свой инструментарий. Выходить за рамки аудиторий, расширять потенциальную базу возможных студентов. При этом университет не должен отказываться от лекций, семинаров и других классических методик обучения, но эти методы должны быть расширены, переосмыслены, интегрированы в рамки современных технологий. Имя в своем распоряжении талантливого преподавателя, современный материал, или уникальную техническую базу, учебному заведению следует сделать эти ценности доступными для максимально возможного количества людей, которые в свою очередь будут использовать полученные знания в собственной трудовой деятельности по всей стране.

Читайте также

Список литературы

  1. Крайнева Р. Конкурентная среда как фактор развития системы образовательных услуг профессиональной подготовки кадров [Текст] // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2011. № 2. С. 376-379.
  2. Крайнева Р.К. Повышение роли знаний в условиях современного менеджмента [Текст] // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2012. № 3. С. 252-254.
  3. Крайнева Р.К. Современные подходы к менеджменту организаций в условиях экономики знаний [Текст] // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 1 (27). С. 122-126.
  4. Озерова, Т.С. Подходы к управлению затратами на качество процесса оказания сервисных услуг [Текст] // Сборник научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством». 2010. № 29. С. 140-145.
  5. Пашковская И.Н. Разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в образовательный процесс при введении в действие новых ФГОС ВПО. Методические рекомендации для профессорско-преподавательского состава/ И.Н. Пашковская, Н.И. Королева.– СП.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. – 103с.
  6. Беляева Ю.В., Савенко О.В., Васюков В.М., Иванова А.В. формирование естественнонаучной образовательной среды в поволжском государственном университете сервиса //Школа университетской науки: парадигма развития. 2012. № 2-6. С. 32-37.
  7. Г.А. Попов, Е.А. Попова, «Классификация функций и задач вуза на основе метода Сагатовского», Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер. управление, вычисл. техн. информ., 2009, № 1, 7–17
  8. Научная статья по специальности «Народное образование. Педагогика» из научного журнала «ВЕСТНИК КАЗАНСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА», Зарипов Р. Н., Зарипова И. Р.Научная библиотека КиберЛенинка:http://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-metody-prepodavaniya-v-sovremennom-tehnicheskom-vuze#ixzz40Lmtbh00
  9. Научная статья по специальности «Народное образование. Педагогика» из научного журнала «Сборники конференций НИЦ Социосфера», Кирикова М. И.
  10. Сайт Федеральной службы государственной статистики. Дополнительное профессиональное образование работников в организациях. Режим доступа: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/bbd2da8043f81ba38a78cbd92111eac8 (дата обращения: 25.05.16)
  11. Сайт Федеральной службы государственной статистики. Образование. Режим доступа: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/ (дата обращения: 25.05.16)
  12. Сайт Академического Рейтинга университетов мира. Режим доступа: http://www.shanghairanking.com/ru/ (дата обращения: 26.05.16)

Цитировать

Федоров, Н.Н. Изучение современных проблем высшего образования в Российской Федерации / Н.Н. Федоров. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 332-337. — URL: https://novainfo.ru/article/6280 (дата обращения: 16.05.2022).

Поделиться