Торговый оборот коммерческой организации и пути по его повышения

NovaInfo 46, с.88-93
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 50
CC BY-NC

Аннотация

В современных условиях рыночной экономики огромное значение для коммерческих организаций приобретает повышение торгового оборота. В статье отражена сущность торгового оборота, его значение, а также предложены пути его повышения.

Ключевые слова

ВЫРУЧКА, ОБЪЕМ ПРОДАЖ, ТОВАРООБОРОТ, ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ

Текст научной работы

Торговый оборот является одним из наиболее весомых показателей экономическо-хозяйственной деятельности коммерческих организаций, так как отражает эффективность деятельности организации, его конкурентную позицию, её долю на рынке, лояльность потребителей и степень удовлетворения спроса. В связи с этим, современным организациям важно изучать, планировать, прогнозировать и повышать свой торговый оборот для достижения успешных результатов экономической деятельности.

Торговый оборот (товарооборот) — это экономический показатель деятельности торговой организации, отражающий объем продаж в денежном выражении за определенный период времени.

Значение товарооборота для торговой организации характеризуется тем, что данный показатель:

  • характеризует масштаб деятельности организации, выражающийся в объёме денежной выручки за проданные товары, и показывает рыночную долю на том или ином рынке;
  • является базовой величиной для расчёта оценочных показателей деятельности организации (валового дохода, издержек обращения, прибыли, рентабельности, товарных запасов, трудовых и финансовых ресурсов, торговых площадей и оборудования);
  • выступает в качестве одного из основных показателей деятельности, её конечный результат и качество управления торговой организацией;
  • свидетельствует о деловой активности и имидже организации, её стратегических и тактических целях;
  • выражает миссию организации — максимальное удовлетворение покупательского спроса населения на разнообразные товары и услуги;
  • является налогооблагаемой базой для исчисления НДС, акцизов, таможенных пошлин и др.

Разработка рекомендаций по повышению товарооборота осуществляется на основе выявленных резервов. Резервы же в свою очередь выявляются из анализа факторов, оказывающих влияние на товарооборот. Следовательно, основными путями повышения товарооборота является совершенствование факторов, оказывающих влияние на товарооборот.

Количество этих факторов — большое множество, существуют как те, на которые организация не может повлиять, так и те, которые поддаются воздействию со стороны хозяйствующего субъекта. Поэтому необходимо выделить те факторы, которые можно оценить, и на которые организация реально может воздействовать.

Количество и состав данных факторов может зависеть от предпочтений и видения ситуации руководителем, от специфики и типа организации, а также от того на каких этапах распределительного цикла она действует и т.д. Основные факторы, совершенствование которых может положительно отразиться на товарообороте организации, представлены на рис. 1.

Основные факторы, оказывающие влияние на товарооборот организации
Рисунок 1. Основные факторы, оказывающие влияние на товарооборот организации

Далее необходимо рассмотреть подробнее каждое из направлений совершенствования этих факторов:

  • Совершенствование каналов распределения. Для совершенствования этого показателя различными организациями могут применяться разные направления действий, в зависимости от специфики организации. Так, например, крупной организации выгоднее будет работать с одним посредником, тем самым ограничивая связи для более продуктивной и менее затратной деятельности по сбыту продукции. И наоборот более гибкой, небольшой торговой организации необходимо большое число торговых точек сбыта продукции, чтобы захватить наибольшую долю рынка.

Для того чтобы потребители проявляли больший интерес к товарам и услугам организаций, увеличивая показатели товарооборота, также можно внедрять современные методы распространения, такие как торговля через интернет-магазин с последующей доставкой почтой или курьерской службой, или организация для покупателей возможности самовывоза товара после бронирования последнего на сайте и другие способы доставки.

Также в этот фактор можно включить внешнее и внутреннее оформление, комфортабельность, место размещения торговых точек. Изучение потребностей покупателей и совершенствования по всем этим направлениям помогут увеличить спрос, а значит, и повысить товарооборот организации.

  • Персонал. Действия организации по совершенствованию кадрового состава могут быть направлены, прежде всего, на снижение текучести кадров, а также на обучение, профессиональное и личностное развитие персонала, его мотивацию, формирование организационной культуры.

В различных организациях разрабатываются собственные программы по развитию персонала и повышению квалификации сотрудников.

  • Поставщики. Для совершенствования этого фактора действия организации могут быть направлены на оценку текущих поставщиков (это может быть оценка денежных и временных затрат на поставки, оценка месторасположения поставщика, качество поставляемой продукции и др.), анализ потенциальных поставщиков, а также определение эффективности от сотрудничества с текущими поставщиками, прогнозирование и построение дальнейшей стратегии по выбору наиболее подходящих источников поставок продукции;
  • Ассортимент. Совершенствование ассортимента может осуществляться по следующим направлениям: сокращение, расширение, стабилизация, обновление. Данные виды направлений связаны между собой и зачастую дополняют друг друга.

Расширение ассортимента предполагает количественные и качественные изменения в товарной структуре, направленные на увеличение показателей ширины, глубины и новизны ассортимента.

Стабилизация ассортимента — это состояние ассортимента, отличающееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления.

Под обновлением ассортимента понимаются количественные и качественные изменения в номенклатуре товаров, характеризующиеся высокой степенью новизны.

  • Реклама. В современной рыночной ситуации ни одна успешная организация не обходится без рекламы, поэтому планирование и организация качественных рекламных кампаний является важной задачей для организации. Действия, направленные на повышение торгового оборота в области рекламной деятельности организации могут заключаться в разработке новых видов рекламы, освоении новых рекламных площадок, репозиционировании товара и организации в глазах потребителя, привлечение сторонних организаций и лиц для продвижения продукции;
  • Стимулирование сбыта. В данной области может применяться пересмотр существующих и введение новых, ранее незадействованных организацией, методов стимулирования сбыта, например, программа лояльности, предоставление бесплатных образцов, скидки, подарочные предложения, конкурсы и розыгрыши, промоакции и др;
  • Связи с общественностью. В этом направлении главной задачей организации является развитие отношений с контактными аудиториями с целью создания определенного образа организации и продукта;
  • Мерчандайзинг. В области мерчандайзинга необходимо изучить психологические и физиологические особенности людей, а также их потребности и ожидания. Далее необходимо организовать размещение и планировку товаров, чтобы облегчить процесс покупки товаров потребителем. Важным моментом является внедрение современного оборудования, позволяющего минимизировать денежные и временные затраты от процесса покупки товаров. Таким оборудованием в розничном магазине, например, может являться современный расчетно-кассовый узел с транспортерной лентой и сканером штрих-кодов, POS-терминалы и др;
  • Транспортировка продукции. Для того чтобы логистическая деятельность организации была более эффективной и менее затратной, необходимо выяснить каким образом следует доставлять товар до места продажи с наиболее низкими денежными и временными затратами. Для этого строятся транспортные задачи по рационализации использования транспортных ресурсов фирмы. Также необходимо осваивать новые виды транспорта для перевозки продукции, если они будут выгоднее, чем уже применяющиеся в организации;
  • Хранение. В этой области действия могут быть направлены на изменение или совершенствование методов, режимов и условий хранения товаров.

Разным видам товаров свойственны некоторые особенности, поэтому разработка путей совершенствования транспортировки и хранения строится в зависимости от характеристик товаров.

  • Сервис. В условиях современного рынка и высокой конкуренции техническая поддержка, сервисное обслуживание, гарантии, способы оплаты и другие мероприятия, призванные облегчить процесс покупки и эксплуатации товара для потребителя, также являются неотъемлемой частью деятельности организации. Организациям необходимо постоянно следить за современными тенденциями, предложениями конкурентов и внедрять новые, более удобные способы оплаты продукции или современные способы поддержки потребителя, например, онлайн-консультации и др.

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: чтобы организация была конкурентоспособной, необходимо постоянно отслеживать факторы, влияющие на товарооборот торговой организации, и эффективно управлять ими.

Таким образом, в данной статье была рассмотрена сущность торгового оборота (товарооборота) — экономического показателя деятельности торговой организации, отражающего объем продаж в денежном выражении за определенный период времени; и основных направлений его повышения.

Читайте также

Список литературы

  1. Ерохина, Л.И., Башмачникова, Е.В., Марченко, Т.И. Экономика предприятия (в сфере товарного обращения) [Текст] : учебник /. Л.И. Ерохина, Е.В. Башмачникова, Т.И. Марченко. — М. : КНОРУС,. 2012.— 298 с.
  2. Николаева Т.И., Егорова Н.Р., Экономика предприятий торговли и общественного питания [Текст] : учебное пособие / кол. авт. ; под ред. Т.И. Николаевой и Н.Р. Егоровой. – М. : КНОРУС, 2006. – 400 с.
  3. Чернов, В. А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристский бизнес [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В. А. Чернов; под ред. М. И. Баканова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 639 с.

Цитировать

Сизяков, Е.С. Торговый оборот коммерческой организации и пути по его повышения / Е.С. Сизяков. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 88-93. — URL: https://novainfo.ru/article/6319 (дата обращения: 21.01.2022).

Поделиться