Современные банковские информационные системы

NovaInfo 47, с.198-203
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 344
CC BY-NC

Аннотация

В последние время активно развивается информатизация банковского дела, связанная с использованием современных информационных систем. Это, в-первую, очередь связано с востребованностью информационных технологий на динамично развивающемся рынке банковских услуг. Во-вторых, высокий спрос населения на автоматизацию. В данной работе я преследую цель: закрепить и углубить теоретических знания по дисциплине «Информационные технологии в экономике», получить практические навыки применения современных информационных технологий в практической деятельности.

Ключевые слова

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, РЫНОК БАНКОВСКИХ УСЛУГ

Текст научной работы

Банковские информационные системы — это методы и способы применения современной вычислительной техники для сбора, хранения, обработки, поиска и выдачи информации. Банковские информационные системы охватывают все виды обслуживания клиентов (расчетно-кассовое, кредитование, депозитное и др.), а также управленческую деятельность банка (учет, контроль, анализ, аудит, планирование).С помощью информационных систем поддерживаются расчеты с клиентами, банками-корреспондентами, банками-нерезидентами, филиалами, расчетно-кассовыми центрами Банка России. К числу современных информационных систем относятся системы управления базами данных или информационное обеспечение — различные процессоры (текстовые, табличные, графические, цифровые) и алгоритмические языки. Системы управления базами данных базируются на определенной технической среде: компьютерные, локальные, корпоративные сети, системы телекоммуникационного обслуживания. Системы телекоммуникационного обслуживания позволяют организовать банковские электронные услуги, т.е. дистанционное обслуживание клиента при помощи систем «интернет-банкинг», карточной платежной системы, системы «Клиент — банк», системы СВИФТ, системы межбанковских расчетов в банковской системе России и т.д.

Интернет-банкинг (internet-banking) — система, обеспечивающая дистанционное предоставление банковских услуг через Интернет. Через сайт банка в сети в любой точке мира в режиме реального времени клиент может получать информацию о состоянии своих счетов без участия сотрудника банка, просматривать реквизиты своих платежных документов, проверять правильность операций по счету, правильность заполнения реквизитов контрагентов по сделкам, совершать операции с пластиковыми картами и осуществлять другие операции, например с ценными бумагами.

Карточная платежная система — совокупность экономических субъектов и отношений между ними, возникающих при совершении расчетных операций с использованием платежных карт и проведении расчетов по этим операциям.

Система «Клиент — банк» (remote banking) обеспечивает клиентам возможность дистанционного получения финансовой информации и управления банковскими счетами. Система соединяет персональный компьютер клиента, установленный дома или в офисе, с банковским сервером. В результате банковские операции клиента могут осуществляться круглосуточно. Пользование системой позволяет клиенту управлять текущим счетом, вкладным или депозитным счетом, расчетами с бюджетом и кредиторами.

Система СВИФТ (SWIFT) позволяет проводить платежи и расчеты между банками, участниками системы, на дальних расстояниях и при больших массивах данных, обеспечивает бездокументарную пересылку данных, оперативность их передачи и высокую надежность, защиту и безопасность. Все банковские операции, проводимые в рамках системы СВИФТ, унифицированы Международной организацией по стандартизации (ISO).

Все современные информационные системы строятся на соблюдении следующих принципов:

  • согласованности (вся система создается в одном ключе);
  • соответствии и ортогональности (все функции системы должны быть независимы и отвечать существенным требованиям к системе);
  • экономности и полноты (технологические и экономические ограничения должны исключать дублирование и максимально соответствовать требованиям пользователя);
  • открытости (соответствие имеющимся международным и отечественным стандартам и совместимость с другими системами).

В современной банковской системе применение информационных систем позволяет предоставлять клиентам банковские электронные услуги.

Банковские электронные услуги — это традиционные и нетрадиционные услуги банка, оказываемые с применением современных электронных информационных систем.

Систему современных банковских электронных услуг подразделяют на три уровня:

  1. розничные банковские электронные услуги;
  2. оптовые банковские электронные услуги;
  3. автоматические расчетные палаты.

Розничные банковские электронные услуги включают:

  1. использование платежных банковских карт;
  2. использование банкоматов;
  3. использование системы расчетов в торговых точках;
  4. обслуживание клиентов на дому и в офисе банка;
  5. услуги по обработке и хранению документов.

Оптовые банковские электронные услуги предусматривают:

  1. перевод денежных средств;
  2. управление денежными операциями и счетом клиента;
  3. контроль операций.

Автоматические расчетные палаты — это специально созданные организации, которые проводят сделки между клиентами с использованием электронных средств. Например, система СВИФТ, РКЦ Центробанка РФ, расчетный центр ММВБ, клиринговые центры и т.д.

Таким образом, современные электронные банковские устройства самообслуживания могут осуществлять полный спектр операций по счетам клиентов:

  • выдачу и депозит наличных денежных средств;
  • перевод средств между счетами клиента;
  • оплату коммунальных платежей;
  • операции с чеками;
  • выдачу выписок и других документов о состоянии счета и проведенных операциях;
  • обмен иностранных валют;
  • обслуживание карт локальных и международных систем;
  • операции по открытию счета;
  • заказ чековых книжек;
  • обновление информации;
  • информационную и консультационную поддержку клиента (интерактивные киоски в режиме видеоконференций).

Перспективы развития информационных технологий в банковском деле.

Тенденции развития компьютерной техники и информационных технологий развиваются в таких направлениях, как:

  • разработка и внедрение новых банковских продуктов и услуг;
  • создание банковских технологий для выполнения операций;
  • повышение качества банковских продуктов и услуг;
  • повышение производительности труда.

Разработка и внедрение новых банковских продуктов и услуг развивается по линии расширения услуг по управлению счетом клиентом по телефону со специальным набором клавиш для соединения с банковским компьютером, передачей пароля и команды голосом по телефону независимо от места нахождения клиента или с домашнего компьютера, выполнение заказов на информационное обслуживание и обработку экономической и финансовой информации на ЭВМ.

Создание банковских технологий для выполнения операций сосредоточены на:

  • совершенствовании сетевых технологий, скоростных протоколов передачи данных и компрессии данных;
  • разработке интеллектуального программного обеспечения, например, автоматизированной программы кредитования клиента с увязкой со всеми данными его кредитной истории, кредитного скорринга, финансового положения, кредитного риска, условиями и суммой предоставляемого кредита и залога;
  • внедрении обработки изображений платежных чеков;
  • внедрении полнофункционального банкомата и интерактивного банковского терминала.

Повышение качества банковских продуктов и услуг будет связано с введением в рекламу, в обслуживание клиента на дому и в обучение банковских работников средств мультимедиа. Видеосистема позволит клиентам банка общаться с представителями банка по телефонному каналу, наблюдать за клиентом на экране в режиме реального времени.

Наиболее перспективное направление развития компьютерной техники и информационных технологий, объединяющее все перечисленные направления развития компьютерной техники и информационных технологий, видится в создании автоматизированных банковских филиалов. Автоматизированные филиалы занимают меньше места и требуют меньшего количества персонала. Они могут быть оптимальным решением для многофилиального банка.

Автоматизированные филиалы включают: терминалы банковского обслуживания;

банкоматы, информационные и интерактивные терминалы, обеспечивающие функциональное выполнение заданных операций банковского обслуживания (например, депозит наличных средств и платежных документов в конверте);

«фронт-энд» (front-end) — система, обеспечивающая управление банковскими терминалами, маршрутизацию запросов на авторизацию и мониторинг технического и финансового состояния терминалов (например, при реализации конвертного депозита система должна поддерживать выдачу конвертов, открывание шторки конвертного депозитария, репортирование о его переполнении или отсутствии конвертов). Иногда возможно использование дополнительного фронт-энд модуля. Такой модуль выполняет функции управления терминалами, осуществляет мониторинг технического и финансового состояния устройств, передает запросы на авторизацию во фронт-энд систему;

«бэк-офис» (back-office) — система, контролирующая модули банковской системы (базы данных клиентских счетов), обеспечивающих поддержку ряда функциональных операций (например, полные выписки по счету или карте).

Обычно в состав автоматизированного филиала банка входят следующие терминалы:

  • устройство для приема монет (монеты пересчитываются, сумма зачисляется на счет клиента);
  • устройство для размена банкнот (банкнота может быть разменяна на монеты);
  • банкомат с функцией обработки документов (выполнение банкоматных функций, функций по депонированию чеков и оплате коммунальных услуг, функций депонирования значительных сумм (наличными или чеками и другими функциями);
  • интерактивный терминал (формирование и распечатка различных выписок по счетам и выдача чековых книжек);
  • устройство обмена иностранных валют на национальную и наоборот;
  • банкомат для выдачи наличных;
  • банкомат с устройством печати выписок (выполнение обычных функций и печать полной выписки по счету);
  • банковская горячая линия (получение информации о банке и его услугах по телефону и видео);
  • банковские услуги по телефону (балансы по счетам, курсы валют, заказ чековых книжек, заказ выписки по счету и др.);
  • информационный терминал (бланки для подписки на банковские продукты, текущие курсы валют, информация о биржевых котировках, банковские и финансовые новости и т.д.).

Читайте также

Список литературы

  1. Автоматизированная система оценки правоспособности при кредитовании юридических лиц / Валитова Г.Р., Шарафутдинов А.Г. – Экономика и социум, 2014. № 2-1 (11). С. 875-876.
  2. Банковские автоматизированные информационные системы/ Кашапова Э.З., Шарафутдинов А.Г. - Тенденции и перспективы развития статистической науки и информационных технологий сборник научных статей: посвящается Юбилею профессора кафедры статистики и информационных систем в экономике доктора экономических наук Рафиковой Нурии Тимергалеевны. МСХ РФ, Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2013. С. 167-168.
  3. Каналы реализации продукции личных подворий / Шарафутдинов А.Г. - Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 119. С. 129-132.

Цитировать

Шамсимухаметова, Л.Р. Современные банковские информационные системы / Л.Р. Шамсимухаметова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 47. — С. 198-203. — URL: https://novainfo.ru/article/6622 (дата обращения: 19.01.2022).

Поделиться