Применение метода фокальных объектов при принятии финансовых решений

№48-2,

экономические науки

В статье проведено исследование теоретических и практических аспектов использования метода фокальных объектов и возможности его использования для принятия финансовых решений с учетом специфики данной области деятельности.

Похожие материалы

Метод фокальных объектов был разработан профессором Берлинского университета Эмилем Кунце в 1923 году и доработан Чарльзом Вайтингом в 1958 году. Распространенность метода обусловлена его простотой и существенными возможностями поиска новых, иногда нестандартных подходов к решению имеющейся проблемы.

Цель метода – преодоление косности мышления при решении различных задач, абстрагирование от второстепенных свойств объектов и активизации способности к инновационным решениям путем переноса признаков случайно выбранных объектов на совершенствующийся объект. Совершенствуемый объект при этом лежит в фокусе переноса, что предопределяет его название – фокальный. Присоединение к фокальному объекту признаков случайных объектов позволяет становиться источником гипотез, с которыми дальше идет работа как с новыми проектными идеями: им дается экспертная оценка, они отбираются и рассматриваются с точки зрения возможностей и путей реализации. Большое значение имеет тот факт, что генерирование нестандартных гипотез происходит в любом случае, а их количество зависит от количества объектов, свойства которых переносятся на исследуемый объект.

Метод фокальных объектов эффективен при поиске новых идей, способов модернизации и совершенствования исследуемых объектов. В сравнении с классическими методами поиска решений (Метод «мозгового штурма», метод Дельфи и др.), метод фокальных объектов отличается существенно меньшими временными затратами на поиск и принятие решений.

Метод направлен на преодоление стереотипов мышления, чем и определяется сфера его возможного применения. Стереотипное мышление, в целом, имеет некоторые преимущества: позволяет тратить меньше усилий на решение повседневных, шаблонных задач. Однако в нестандартных ситуациях нередко парализует сознание и резко снижает эффективность деятельности. Для решения данной проблемы необходимо развитие творческой составляющей мышления, что успешно происходит в рамках метода.

Метод реализуется посредством следующего алгоритма действий.

  1. Определяется объект, который предстоит усовершенствовать.
  2. Произвольно определяются другие объекты. Для чистоты эксперимента слова должны выбираться произвольно из большого количества объектов. Случайно найденными объектами могут быть и названия объектов живой и неживой природы и части речи: прилагательные, существительные, местоимения, наречия, числительные и даже союзы. Для характеристики вспомогательных объектов чаще всего используются существительные. Как правило, на первом этапе достаточно 4-5 слов.
  3. У вспомогательных объектов выделяются характеристики.
  4. Выделенные характеристики применяются к исходному объекту, и на базе новых сочетаний ведется поиск нестандартного решения.
  5. В результате объединения исследуемого объекта и гипотез рождаются различные гипотезы, с которыми дальше идет работа как с новыми проектными идеями.
  6. Часть гипотез сразу исключается как невозможные или нежизнеспособные, остальным гипотезам дается экспертная оценка, анализируется реализуемость, эффективность.

Достоинством метода можно считать максимальную активизацию ассоциативных механизмов творческой деятельности. Он обеспечивает также перегруппировку и смещение ценностных структур, в результате чего возникает новая ценностная конструкция.

Недостатки метода состоят в том, что интересные и необычные решения не имеют характера системной деятельности и не эффективны при точном целеполагании. Также важно понимать, что метод имеет ограниченную область применения и практически не используется при работе со сложными техническими задачами.

Основными областями применения метода являются маркетинг, дизайн, обучение, публицистика, техника (обычно при создании новых объектов) и др.

В той или иной степени, метод фокальных объектов может применяться практически в любой области деятельности. Анализ возможностей использования метода фокальных объектов в области финансового предпринимательства и при принятии финансовых решений позволяет сделать следующие выводы:

  1. Метод фокальных объектов имеет ограниченные возможности применения в финансовой сфере, поскольку основным критерием выбора здесь является достижение оптимального соотношения между доходностью, риском и ликвидностью. Указанные параметры имеют количественную природу и определяются не экспертным путем, а системой показателей.
  2. Применение метода фокальных объектов при прогнозировании действий участников рынка также не имеет больших перспектив, поскольку в основе финансового прогнозирования лежат принципы экстраполяции имеющейся информации о действиях участников рынка на перспективу в рамках рассматриваемого горизонта планирования.
  3. Метод фокальных объектов может использоваться при поиске новых источников финансирования, при разработке новых финансовых продуктов и инструментов. В частности, появление финансовых пирамид и криптовалют во многом произошло благодаря неосознанному применению методов мозгового штурма и фокальных объектов.

Метод фокальных объектов раскрепощает мышление и приводит к неожиданным комбинациям. Использование случайности позволяет получать новые творческие идеи и решения, которые не могут быть получены другими, логическими способами, которые на подсознательном уровне исключают кажущиеся необычными решения. Часть сочетаний окажется уже реализованной, часть бессмысленной, но возможны и интересные сочетания, из которых рождаются новые объекты и идеи. Более пристального внимания со стороны бизнеса заслуживают на первый взгляд абсурдные сочетания, так как при выборе соответствующего контекста они окажутся вполне реализуемыми.

Некоторые существующие продукты/услуги своим появлением обязаны именно методу фокальных объектов. При этом иногда исследователи применяли этот метод инстинктивно за счет развитого творческого мышления.

Метод фокальных объектов может быть полезен как средство для развития творческого воображения, снятия психологической инерции, раскрепощения фантазии. Метод хорошо справляется с задачами обновления продукта/услуги, но малоэффективен при решении сложных организационных задач, поэтому для решения проблем он применятся только как инструмент снятия инерции мышления и страха перед проблемой.

Список литературы

  1. Благова, Т.Ю. Креативные методы дизайна в проектировании объектов декоративно-прикладного искусства. Учебно-методическое пособие / Т.Ю. Благова. – Благовещенск, Изд-во: АмГУ, 2013 – 57 с.
  2. Ломакин Н.И. Теоретические основы управления денежными потоками в условиях рынка // Н.И. Ломакин, И.И. Томина. – Научные труды SWorld. 2011. Т. 12. № 3. С. 56-57.
  3. Луков, В.А. Социальное проектирование / В.А. Луков. – М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та : Флинта, 2010 – 240 с.
  4. Саати, Т.Л. Принятие решений при зависимостях и обратных связях. Аналитические сети. / Т.Л. Саати. – М.: ЛКИ, 2008. – 360 с.