Векторы интеллиджент-маркетинга в образовательной среде

NovaInfo 48, с.466-469, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются возможности и перспективы внедрения интеллиджент-маркетинга в систему высшего образования с позиции инновационного развития вуза и повышенной конкуренции на рынке образовательных услуг.

Ключевые слова

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ИНТЕЛЛИДЖЕНТ-МАРКЕТИНГ, СИСТЕМА

Текст научной работы

Система высшего образования в России стремительно приобретает рыночный характер, а, следовательно, задачи развития науки и образования приводятся в соответствие с потребностями современной социокультурной и экономической политики федерального и регионального уровня. Основной задачей, стоящей сегодня перед учреждениями образования, становится задача адаптации деятельности к потребностям рынка и бизнеса с целью выпуска «продукции» более высокого качества [1]. При этом результаты деятельности вузов являются востребованными на двух рынках – рынке труда (в виде выпускников, «потребителями» которых являются предприятия и организации) и на рынке образовательных услуг (в виде реализации основных образовательных программ, проведения фундаментальных и прикладных исследований, разработки дополнительных видов профессиональной деятельности и пр.).

Осознавая тот факт, что повышение качества деятельности учреждений образования возможно только при наличии здоровой конкуренции, многие вузы начали активную разработку маркетинговых концепций с целью повышения своей конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Результатом данной деятельности становятся и совершенствование форм и методов управления образовательным учреждением, и совершенствование показателей качества выпускаемой «продукции», встроенной в создаваемую инновационными вузами систему «менеджмента качества».

Вступление России в Болонский процесс, высокие темпы развития рынка образовательных услуг, появление новых форм оказания услуг, ужесточение требований со стороны потребителей к качеству услуг, отсутствие системного подхода в процессе взаимодействия с потребителями определяют значимость развития концепции маркетинга взаимоотношений в сфере образования. Ориентация на потребителя в условиях современного рынка образовательных услуг является одной из главных целей функционирования вуза [2].

Специфичность взаимоотношений высшего образовательного учреждения с потребителями (клиентами) обусловлено также двойственностью его положения и статуса относительно рынка трудовых ресурсов [3]. Вуз является связующим звеном между рынком образовательных услуг, где в качестве продукта выступает различный спектр образовательных технологий, и рынком труда, где в качестве предложения выступают выпускники вуза.

Рост показателей эффективного управления развитием высшего учебного заведения в первую очередь определяется объективной оценкой его конкурентоспособности. Более того, в условиях глобальной модернизации системы высшего образования важно не только правильно оценить уровень конкурентоспособности вуза в текущем периоде, но и спрогнозировать ее развитие в будущих периодах, выявив ключевые факторы эффективного управления вузом, а также ограничивающее его инновационное развитие. В соответствии с этим точная идентификация системы показателей, характеризующих конкурентоспособность вуза, оценка с их использованием места вуза в рейтинге аналогичных образовательных учреждении, а также моделирование действенной системы управления его конкурентоспособностью является весьма актуальной задачей.

В условиях повышенной конкуренции между высшими учебными заведениями положение вуза на рынке образовательных услуг все более зависит от спроса на его выпускников как реального продукта университета. Как справедливо отмечает О.А. Грудзинский, «перед началом новых процессов в образовании, крупные российские университеты были монополистами в своих регионах, фактически наблюдалась региональная образовательная монополия или олигополия» [4].

Маркетинговые технологии в сфере высшего образования приобретают самостоятельное значение, нуждаются в детализации научно-категориального аппарата, определения специфических направлений и тенденций развития маркетинговой деятельности, характерных высшему учебному заведению как субъекту рынка образовательных услуг и рынка трудовых отношений. Недостаточно разработанная платформа научного, организационно - методологического и практикоориентированного инструментария управления маркетингом в вузе, отсутствие целостной концепции повышения его конкурентоспособности и клиентоориентированности определили предпосылки для разработки концепции интеллиджент-маркетинга.

Для дальнейшего рассмотрения специфики направления интеллиджент-маркетинга, обратимся к этимологии понятия «интеллиджент». Понятие «интеллигентный» интерпретируется в толковом словаре Ожегова С.И. как «принадлежащий к интеллигенции, а также вообще обладающий большой внутренней культурой».

Таким образом, в русском языке, под понятием «интеллигентный» подразумевается, прежде всего, воспитанный, образованный, знающий нормы этикета человек. Однако, в английском языке, слово «intelligent» означает «умный, разумный, понимающий». Рассмотрение данного понятия в русско-английской интерпретации. Такова первая причина выбора именно этого слова. Вторая причина состоит в том, что, на наш взгляд, данный термин психологически положительно ассоциируется с интеллигенцией, интеллектом, знаниями, культурой, наукой, образованием и как следствие – высшим учебным заведением.

С нашей позиции, интеллиджент-маркетинг – это совокупность управленческих подсистем маркетинговой деятельности вуза, направленных на глобальное повышение конкурентоспособности вуза как ведущего института формирования интеллигенции страны.

Основными показателями интеллиджент-маркетинга являются:

  • рыночная направленность вуза;
  • показательный брендинг;
  • международная деятельность;
  • клиентоориентированность;
  • политика имиджа и престижа вуза на рынке образовательных услуг и др.

Преломление интеллиджент-маркетинга в структуры высших учебных заведений является практической необходимостью поскольку конечным результатом (продуктом) образовательных услуг является специалист определенного интеллектуального уровня, владеющий профессиональными компетенциями [5]. Качественные составляющие интеллекта в результате определяются качеством интеллектуальных показателей на входе в образовательную систему, а также качеством методов и принципов ее деятельности, что обеспечивает эффективную реализацию процессного подхода как главной подсистемы менеджмента качества вуза. В условиях инновационного развития вуза и необходимой подчиненности направлениям модернизации системы высшего образования, интеллектуальный потенциал общества является важнейшим направлениям его прогрессивного развития.

Таким образом, интеллиджент-маркетинг является деятельным фактором развития внутренней среды функционирования вуза, его имиджа, деловой репутации, инновационных образовательных технологий и воспитания будущего поколения специалистов.

Читайте также

Список литературы

  1. Демененко И.А., Шевчук Л.Н. Конвергенция проблем модернизации системы высшего образования // Научный результат. Серия: Социология и управление. 2016. Т. 2. № 1 (7). С. 7-11.
  2. Гулей И.А. Организационная культура университетской среды: концептуальный подход // Социология образования. – №11. – 2012. – С. 58-64.
  3. Гуськова Е.А., Шавырина И.В. Интеллектуальный потенциал современного вуза как системный феномен // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015. № 1. С. 227-231.
  4. Грудзинский А.О., Петрова О.В. Мотивационная готовность научно-педагогических работников университета к предпринимательству в научно-образовательной сфере // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. – 2012. – № 2. – С. 11-16.
  5. Gulei I.A., Smolenskaya O.A., Shavyrina I.V., Shapovalova V.A. Conceptual bases of formation client-oriented organizational culture of the high school // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2015. Volume VI, Issue 3(13). P. 551-559.

Цитировать

Демененко, И.А. Векторы интеллиджент-маркетинга в образовательной среде / И.А. Демененко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 48. — С. 466-469. — URL: https://novainfo.ru/article/7207 (дата обращения: 27.09.2022).

Поделиться