Государственное регулирование спроса и предложения на труд

NovaInfo 53, с.340-345, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена вопросам государственного регулирования спроса и предложения на труд. Особое внимание обращается на центр занятости населения и какие услуги он предоставляет населению.

Ключевые слова

БЕЗРАБОТНЫЕ ГРАЖДАНЕ, РАБОЧАЯ СИЛА, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, СПРОС, ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Текст научной работы

В рыночных условиях основные потребности человека, семьи могут удовлетворяться посредством труда, получения заработной платы или дохода в денежной форме, с другой стороны, механизмом спроса и предложений труда как конкурентной формы реализации определенных потребностей и интересов. Со стороны работодателей формируется спрос на рабочую силу. Спрос на рабочую силу отражает потребность экономики в определенном количестве работников на каждый момент времени.

Предложение рабочей силы – это потребность различных групп трудоспособного населения в получении работы по найму и на этой основе источника средств существования.

К наиболее распространенным мерам государственного регулирования спроса на труд относится – центр занятости населения.

Услуги службы занятости населения

Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста и граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.

Информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации

Постановлением правительства Белгородской области утвержден Административный регламент управления по труду и занятости населения Белгородской области предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в Белгородской области.

Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест

Ярмарки вакансий и учебных рабочих мест – одна из эффективных форм работы службы занятости населения с гражданами, работодателями и учебными заведениями, способствующая ускорению поиска вариантов занятости, установлению более тесных контактов между социальными партнерами на рынке труда; сокращению периода заполняемости свободных рабочих мест и вакансий.

Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения.

Государственная услуга направлена на реализацию права граждан на свободный выбор рода деятельности; удовлетворение потребности в профессиональном самоопределении; выборе оптимального вида занятости с учетом потребностей, возможностей гражданина и социально-экономической ситуации на рынке труда; определении профессии (специальности) для прохождения профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации.

Психологическая поддержка безработных граждан

Государственная услуга по психологической поддержке безработным гражданам направлена на повышение конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности безработных граждан к существующим условиям, а также реализации профессиональной карьеры.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, включая обучение в другой местности.

Безработные граждане, при отсутствии подходящей работы, могут получить услугу по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости населения.

Организация проведения оплачиваемых общественных работ

Оплачиваемые общественные работы это - трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в целях обеспечения временной занятости населения и в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, и безработные граждане.

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.

Это эффективная форма временной занятости подростков в летний период и в свободное от учебы время в целях адаптации к условиям рынка труда, получения профессиональных навыков, а также профилактики и предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Продолжительность рабочего времени для подростков составляет:

  • не более 24 час. в неделю или 5 час. (4 час.48 мин.) в день - для несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет;
  • не более 36 час. в неделю или 7 час. в день - для несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет.

Получателями государственной услуги являются:

  • инвалиды;
  • освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • несовершеннолетние граждане в возрасте от 16 до 18 лет;
  • граждане предпенсионного возраста (за 2 года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости);
  • беженцы и вынужденные переселенцы;
  • уволенные с военной службы и члены их семей;
  • одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;
  • граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые;
  • граждане, подвергшиеся воздействию радиации.

Граждане данной категории пользуются приоритетным правом получения государственных услуг, предоставляемых службой занятости населения.

Безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

Это эффективная форма временной занятости безработных позволяющая гражданам данной категории приобрести опыт работы по полученной в учреждении профессионального образования профессии (специальности).

Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда

Государственная услуга по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда предоставляется в целях приобретения навыков активного поиска работы, составления резюме, проведения деловой беседы и телефонных переговоров с работодателем, адаптации на новом рабочем месте и способствует преодолению последствий длительной безработицы, повышению мотивации безработных граждан к труду.

Содействие самозанятости безработных граждан

Это система мер, направленная на привлечение безработного в сферу предпринимательства с предоставлением финансовой помощи на открытие собственного дела.

Содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.

С компенсацией расходов по переезду безработного гражданина к месту работы; расходов по провозу имущества; расходов по выплате суточных; расходов по обустройству на новом месте жительства.

Выдача заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации

Получателями государственной услуги являются работодатели, привлекающие и использующие труд иностранных работников, прибывших в РФ.

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, государственные услуги предоставляются в виде социальных выплат:

  • пособия по безработице;
  • стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
  • материальная помощь, при условии утраты права на пособие по безработице, в связи с истечением установленного порядка его выплаты, либо в течение периода профессионального обучения.

Основным механизмом государственного регулирования предложения труда является налогообложение. Влияние налога на доходы физических лиц на предложение труда зависит от уровня и вида (пропорциональный, прогрессивный) подоходного налога. Пропорциональный налог сокращает ставку заработной платы и вызывает эффект замещения. Стимулирующий – увеличение часов досуга.

На предложение труда также оказывает влияние различные социальные выплаты, общей целью которых, является поддержание уровня дохода.

Важным способом государственного регулирования предложения труда является использование нестандартных форм организации занятости. Оно открывает возможность ограничения предложения рабочей силы на открытом рынке труда, позволяет ограничивать масштабное высвобождение занятых и предупреждать всплеск безработицы.

В современных условиях государство воздействует на формирование структуры предложения труда путем реализации программ профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, особенно молодежи. Такие программы профессионального обучения безработных охватывают следующие направления:

  1. устранение недостатка мастерства;
  2. трудовая адаптация для безработных в течение длительного периода времени;
  3. возвращение на работу, то есть специальные программы для женщин, желающих вернуться к работе после перерыва, связанного с рождением и воспитанием ребенка;
  4. обучение граждан из социально уязвимых групп населения.

Особое значение в системе государственного регулирования рынка труда играют виды и формы материальной поддержки безработных. Выплачивая пособие по безработице, государство регулирует масштабы предложения рабочей силы.

Таким образом, баланс спроса и предложения на труд в системе трудовых отношений обеспечит естественный уровень безработицы, общую занятость населения, и как следствие удовлетворение потребности населения, достижение благосостояния общества.

Читайте также

Список литературы

  1. Гоффе Н.В. Влияние кризиса на занятость и безработицу // Мировая экономика и международные отношения. 2012. №8. С. 27-32.
  2. Гулей И.А. Организационная культура инновационного вуза в период модернизации российского образования // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. №6. С. 220-254.
  3. Гуськова Е.А., Шавырина И.В. Интеллектуальный потенциал современного вуза как системный феномен // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015. №1. С. 227-231.
  4. Демененко И.А., Шавырина И.В. Клиентоориентированность как тренд социально-экономического развития региона // Актуальные проблемы экономического развития: сборник докладов VII Международной научно-практической конференции. Белгород. 2016. С. 66-70.
  5. Идзиев Г.И. Факторы, влияющие на безработицу в экономике региона // Вопросы структуризации экономики. 2004. №3. С. 48-52.

Цитировать

Демененко, И.А. Государственное регулирование спроса и предложения на труд / И.А. Демененко, Д.А. Эймонт. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 53. — С. 340-345. — URL: https://novainfo.ru/article/8163 (дата обращения: 07.02.2023).

Поделиться