Налоговая система современного государства выступает фундаментом финансовой политики. В связи с чем ее четкость и рациональность напрямую влияют как на экономический рост и потенциал страны, так и на ее непосредственное благосостояние и качество жизни населения. От рационального планирования и реализации налоговой политики во многом зависит выполнение возложенных на государство задач. Для государства в целом эффективность налоговой политики определяется как первостепенное увеличение доходов за счет налоговых поступлений (платежей), а также как развитие налогооблагаемой базы.
Изучив имеющиеся теоретические разработки и существующие точки зрения по обозначенной проблеме, можно рекомендовать следующий порядок выполнения анализа налоговых платежей:
- Анализ абсолютных и относительных показателей поступления налоговых платежей;
- Оценка структуры налоговых платежей;
- Анализ задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации.
Для проведения налогового анализа и использования его результатов необходимо располагать соответствующей информационной базой, что потребовало глубокого анализа действующего законодательства и финансово-экономической ситуации в стране.
Полученные результаты были изучены в динамике, что в дальнейшем может позволить эффективно осуществлять меры по налоговой оптимизации.
Итак, в таблице 1 рассмотрим абсолютные показатели поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации.
Показатели | Абсолютное значение показателя | Изменение | ||||
2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2014 г.-2013 г. | 2015 г. — 2014 г. | 2015 г. — 2013 г. | |
Всего поступило в консолидированный бюджет РФ | 11327,2 | 12 670,2 | 13 788,3 | 1343,00 | 1118,10 | 2461,10 |
в федеральный бюджет | 5 368,0 | 6 214,6 | 6 880,5 | 846,60 | 665,90 | 1512,50 |
в консол-е бюджеты субъектов РФ | 5 959,2 | 6 455,6 | 6 907,8 | 496,40 | 452,20 | 948,60 |
из них: | ||||||
Налог на прибыль организаций | 2 071,7 | 2 372,8 | 2 598,8 | 301,10 | 226,00 | 527,10 |
в федеральный бюджет | 352,2 | 411,3 | 491,4 | 59,10 | 80,10 | 139,20 |
в консол-е бюджеты субъектов РФ | 1 719,5 | 1 961,5 | 2 107,5 | 242,00 | 146,00 | 388,00 |
Налог на доходы физических лиц | 2 497,8 | 2 688,7 | 2 806,5 | 190,90 | 117,80 | 308,70 |
в федеральный бюджет | Х | 9,2 | Х | Х | Х | Х |
в консол-е бюджеты субъектов РФ | 2 497,8 | 2 679,5 | 2 806,5 | 181,70 | 127,00 | 308,70 |
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 1 868,2 | 2 181,4 | 2 448,3 | 313,20 | 266,90 | 580,10 |
Акцизы | 952,5 | 999,0 | 1 014,4 | 46,50 | 15,40 | 61,90 |
в федеральный бюджет | 461,0 | 520,8 | 527,9 | 59,80 | 7,10 | 66,90 |
в консол-е бюджеты субъектов РФ | 491,4 | 478,1 | 486,5 | -13,30 | 8,40 | -4,90 |
Имущественные налоги в консол-е бюджеты субъектов РФ | 900,5 | 955,1 | 1 068,4 | 54,60 | 113,30 | 167,90 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 2 575,8 | 2 904,2 | 3 226,8 | 328,40 | 322,60 | 651,00 |
в федеральный бюджет | 2 535,3 | 2 858,0 | 3 160,0 | 322,70 | 302,00 | 624,70 |
в консол-е бюджеты субъектов РФ | 40,5 | 46,2 | 66,8 | 5,70 | 20,60 | 26,30 |
Утилизационный сбор | Х | 58,8 | 62,1 | Х | 3,30 | Х |
На основе представленных данных в таблице 1 можно сделать вывод, что поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по всем показателям имеют тенденцию к росту.
В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2015 году поступило администрируемых федеральной налоговой службой доходов 13 788,3 млрд. рублей, или на 2461,10 млрд. рублей больше чем в 2013 году.

Данная диаграмма наглядно показывает, что налоговые поступления как в консолидированные бюджеты субъектов РФ, так и в федеральный бюджет имеют положительную динамику или другими словами тенденцию к росту на протяжении всего исследуемого периода.
В таблице 2 рассмотрим с относительной стороны как изменялись налоговые платежи.
Показатели | Абсолютное значение показателя | Относительные показатели роста | |||
2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | Темп роста 2014 г. к 2013 г. | Темп роста 2015 г. к 2014 г. | |
Всего поступило в консолидированный бюджет РФ | 11 327,2 | 12 670,2 | 13 788,3 | 111,86 | 108,82 |
в федеральный бюджет | 5 368,0 | 6 214,6 | 6 880,5 | 115,77 | 110,72 |
в консол-е бюджеты субъектов РФ | 5 959,2 | 6 455,6 | 6 907,8 | 108,33 | 107,00 |
из них: | |||||
Налог на прибыль организаций | 2 071,7 | 2 372,8 | 2 598,8 | 114,53 | 109,52 |
в федеральный бюджет | 352,2 | 411,3 | 491,4 | 116,78 | 119,47 |
в консол-е бюджеты субъектов РФ | 1 719,5 | 1 961,5 | 2 107,5 | 114,07 | 107,44 |
Налог на доходы физических лиц | 2 497,8 | 2 688,7 | 2 806,5 | 107,64 | 104,38 |
в федеральный бюджет | Х | 9,2 | Х | Х | Х |
в консол-е бюджеты субъектов РФ | 2 497,8 | 2 679,5 | 2 806,5 | 107,27 | 104,74 |
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 1 868,2 | 2 181,4 | 2 448,3 | 116,76 | 112,24 |
Акцизы | 952,5 | 999,0 | 1 014,4 | 104,88 | 101,54 |
в федеральный бюджет | 461,0 | 520,8 | 527,9 | 112,97 | 101,36 |
в консол-е бюджеты субъектов РФ | 491,4 | 478,1 | 486,5 | 97,29 | 101,76 |
Имущественные налоги в консол-е бюджеты субъектов РФ | 900,5 | 955,1 | 1 068,4 | 106,06 | 111,86 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 2 575,8 | 2 904,2 | 3 226,8 | 112,75 | 111,11 |
в федеральный бюджет | 2 535,3 | 2 858,0 | 3 160,0 | 112,73 | 110,57 |
в консол-е бюджеты субъектов РФ | 40,5 | 46,2 | 66,8 | 114,07 | 144,59 |
Утилизационный сбор | Х | 58,8 | 62,1 | Х | 105,61 |
В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступления составили 12 670,2 млрд. рублей, что на 11,3%больше, чем в 2013 году. А в 2015 году поступило 13 788,3 млрд. рублей, или на 8,8% больше, чем в 2014 году.
Налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступило 2 372,8 млрд. рублей, или на 14,5% больше, чем в 2013 году, а в 2015 году на 9,5% больше, чем в 2014 году.
Налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступило 2 688,7 млрд. рублей, или на 7,6% больше, чем в 2013 году и в 2015 году на 4,4% больше, чем в 2014 году.
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2014 году поступило 2 181,4 млрд. рублей, или на 16,8% больше, чем в 2013 году. В 2015 году поступило 2 448,3 млрд. рублей, или на 12,2% больше, чем в 2014 году.
Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году составили 999,0 млрд. рублей, или на 4,9% больше, чем в 2013 году. В 2015 году поступления составили 1 014,4 млрд. рублей, или на 1,5% больше, чем в 2014 году.
Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступило на 6,1% больше, чем в 2013 году и в 2015 году на 11,9% больше, чем в 2014 году.
Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступило 2 904,2 млрд. рублей, или на 12,8% больше, чем в 2013 году. А в 2015 поступило 3 226,8 млрд. рублей, или на 11,1% больше, чем в 2014 году.
В федеральный бюджет в 2014 года поступило на 14,7% больше, чем в 2013 году, и на 10,7% в 2015 году больше, чем в 2014 году.
В консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2014 году поступило на 8,3% платежей больше, чем в 2013 году, и в 2015 году на 7,0% больше, чем в 2014 году.
Далее оценим структуру налоговых поступлений в бюджет России.
Показатели | Абсолютное значение показателя | Удельный вес показателя, % | ||||
2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г | |
Всего поступило в консолидированный бюджет РФ | 11327,2 | 12670,2 | 13788,3 | 100 | 100 | 100 |
в федеральный бюджет | 5368,0 | 6214,6 | 6880,5 | 47,4 | 49,0 | 49,9 |
в консол-е бюджеты субъектов РФ | 5959,2 | 6455,6 | 6907,8 | 52,6 | 51,0 | 50,1 |
из них: | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |||
Налог на прибыль организаций | 2 071,7 | 2372,8 | 2598,8 | 18,3 | 18,7 | 18,8 |
в федеральный бюджет | 352,2 | 411,3 | 491,4 | 3,1 | 3,2 | 3,6 |
в консол-е бюджеты субъектов РФ | 1 719,5 | 1961,5 | 2107,5 | 15,2 | 15,5 | 15,3 |
Налог на доходы физических лиц | 2 497,8 | 2688,7 | 2806,5 | 22,1 | 21,2 | 20,4 |
в федеральный бюджет | Х | 9,2 | Х | Х | 0,1 | Х |
в консол-е бюджеты субъектов РФ | 2 497,8 | 2679,5 | 2806,5 | 22,1 | 21,1 | 20,4 |
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 1 868,2 | 2181,4 | 2448,3 | 16,5 | 17,2 | 17,8 |
Акцизы | 952,5 | 999,0 | 1 014,4 | 8,4 | 7,9 | 7,4 |
в федеральный бюджет | 461,0 | 520,8 | 527,9 | 4,1 | 4,1 | 3,8 |
в консол-е бюджеты субъектов РФ | 491,4 | 478,1 | 486,5 | 4,3 | 3,8 | 3,5 |
Имущественные налоги в консол-е бюджеты субъектов РФ | 900,5 | 955,1 | 1068,4 | 7,9 | 7,5 | 7,7 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 2 575,8 | 2904,2 | 3226,8 | 22,7 | 22,9 | 23,4 |
в федеральный бюджет | 2 535,3 | 2858,0 | 3 160,0 | 22,4 | 22,6 | 22,9 |
в консол-е бюджеты субъектов РФ | 40,5 | 46,2 | 66,8 | 0,4 | 0,4 | 0,5 |
Утилизационный сбор | Х | 58,8 | 62,1 | Х | 0,5 | 0,5 |
Наибольший удельный вес в структуре налоговых платежей за весь исследуемый период имеют
- Налог на прибыль организаций — более 18%;
- Налог на доходы физических лиц — более 20%;
- Налог на добычу полезных ископаемых– более 22%.
Из общей суммы 2013 года поступления в федеральный бюджет составили 47,4%, а в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации –52,6%. Из общей суммы 2014 года поступления в федеральный бюджет составили 49%, а в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации –51%. Из общей суммы 2015 года поступления в федеральный бюджет составили 49,9%, а в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации –50,1%.
На диаграммах приставленных ниже отразим структуру поступлений администрируемых ФНС России доходов по уровням бюджета РФ

Отдельно рассмотрим структуру налоговых платежей 2015 года на рисунке 3.
Формирование всех доходов в 2015 году на 80% было обеспечено за счет поступления НДПИ — 23%, налога на прибыль — 19%, НДФЛ — 20% и НДС — 18%. В 2014 году совокупная доля указанных налогов также составляла 80%.

Далее в таблице 5 рассмотрим поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-апреле 2015-2016 гг.
В консолидированный бюджет России в январе-апреле 2016 г. определилось администрируемых Службой доходов 4731,7 миллиардов рублей, или же на 3,5% меньше, нежели в январе-апреле 2015 г.
Образование всех доходов в январе-апреле 2016 г. на 79% гарантированно за счет зачисления налога на прибыль в размере 23%, НДС — 21%, НДФЛ — 18%, НДПИ — 17%. В январе-апреле 2015 г. совокупная часть отмеченных налогов составляла 81%.
Налога на доход предприятий в консолидированный бюджет России в январе-апреле 2016 г. зачислилось 1078,9 миллиардов рублей, или же на 6,8% меньше, нежели в январе-апреле 2015 г. Налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет России в январе-апреле 2016 г. зачислилось 862,6 миллиардов рублей, или же на 7,1% больше, нежели в январе-апреле 2015 г.
Показатели | январь-апрель 2015 г. | январь-апрель 2016 г. | в % к |
Всего поступило | 4 905,1 | 4 731,7 | 96,5 |
в федеральный бюджет | 2 456,3 | 2 238,9 | 91,2 |
в консол-е бюджеты субъектов РФ | 2 448,9 | 2 492,8 | 101,8 |
из них: | |||
Налог на прибыль организаций | 1 158,2 | 1 078,9 | 93,2 |
в федеральный бюджет | 202,6 | 171,6 | 84,7 |
в консол-е бюджеты субъектов РФ | 955,6 | 907,3 | 94,9 |
Налог на доходы физических лиц | 805,6 | 862,6 | 107,1 |
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 930,4 | 986,4 | 106,0 |
Акцизы | 336,0 | 398,8 | 118,7 |
в федеральный бюджет | 176,6 | 217,8 | 123,3 |
в консол-е бюджеты субъектов РФ | 159,4 | 181,0 | 113,5 |
Имущественные налоги | 347,0 | 345,4 | 99,5 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 1 085,5 | 801,8 | 73,9 |
в федеральный бюджет | 1 068,8 | 785,3 | 73,5 |
в консол-е бюджеты субъектов РФ | 16,7 | 16,5 | 99,0 |
Утилизационный сбор | 19,4 | 17,2 | 88,6 |
Налога на добавленную стоимость на товары (работы или услуги), реализуемые на территории России, в федеральный бюджет в январе-апреле 2016 г. зачислилось 986,4 миллиардов рублей, или же на 6,0% больше, нежели в январе-апреле 2015 г. Поступления в консолидированный бюджет России, по сводной группе акцизов, в январе-апреле 2016 г. составили 398,8 миллиардов рублей, или же на 18,7% больше, нежели в январе-апреле 2015 г.
Имущественных налогов в консолидированный бюджет России в январе-апреле 2016 г. зачислилось 345,4 миллиардов рублей, или же на 0,5% меньше, нежели в январе-апреле 2015 г.
Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет России в январе-апреле 2016 г. зачислилось 801,8 миллиардов рублей, или же на 26,1% меньше, нежели в январе-апреле 2015 г.
В федеральный бюджет России в январе-апреле 2016 г. определилось 2238,9 миллиардов рублей, что на 8,8% меньше по сравнению с января по апрель 2015 г. В консолидированные бюджеты субъектов России в январе-апреле 2016 г. определилось 2492,8 миллиардов рублей, или же на 1,8% больше по сравнению с января по апрель 2015 г.
Рассмотрим задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации за 2013 — 2015 гг.
Вид задолженности | 2013 | 2014 | 2015 | Темп роста | |
2014/ 2013 | 2015/ 2014 | ||||
Совокупная задолженность перед бюджетной системой РФ (включая пени и налоговые санкции), всего | 1155,2 | 1181,5 | 1155,2 | 102,28 | 97,77 |
В том числе: неурегулированная задолженность | 583,2 | 640,6 | 643,4 | 109,84 | 100,44 |
не подлежащая взысканию налоговыми органами | 572,0 | 540,9 | 511,8 | 94,56 | 94,62 |
Отсроченная, реструктурированная задолженность | 18,8 | 18,5 | 18,0 | 98,40 | 97,30 |
Взыскиваемая судебными приставами | 164,8 | 166,3 | 145,0 | 100,91 | 87,19 |
Приостановленная к взысканию по решению суда или вышестоящего налогового органа | 54,3 | 55,3 | 55,6 | 101,84 | 100,54 |
Приостановленная к взысканию по банкротству | 326,7 | 288,9 | 284,4 | 88,43 | 98,44 |
Задолженность, невозможная к взысканию (подлежит списанию налоговыми органами) | 11,0 | 14,7 | 11,4 | 133,64 | 77,55 |
В таблице показаны данные, отражающие структуру налоговой задолженности перед ФНС России по состоянию на отчетные даты: 1 января 2014 г., 1 января 2015 г. и 1 января 2016 г. Анализ структуры задолженности перед бюджетной системой Российской Федерации показал, что общая задолженность за 2014 г. возросла на 2,28%, а за 2015 г. ее объем сократился на 2,23% (100% — 97,77%).
При этом тенденцию к росту имеют неурегулированная задолженность (9,84 и 0,44% соответственно), приостановленная к взысканию по решению суда или вышестоящего налогового органа (1,84 и 0,54% соответственно) и задолженность, невозможная к взысканию, т.е. подлежащая списанию налоговыми органами (33,6 в 2014 году). Из приведенных данных видно, что имеется негативная тенденция к росту неурегулированной налоговой задолженности.

Проанализировав показатели налоговых платежей перейдем к еще одному важному аспекту в деятельности ФНС — налоговому контролю.
Главная задача налоговых органов — контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства, а также за правильностью начисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
Основной конфигурацией налогового контроля является налоговая проверка, которая предполагает собой действие налогового органа по контролю за точностью или правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей в бюджет. Налоговые проверки в соответствии с российским законодательством о налогах и сборах подразделяют на камеральные и выездные и регламентируются ст. 88 «Камеральная налоговая проверка» (далее КНП) и ст. 89 «Выездная налоговая проверка» (далее ВНП). Согласно своей эффективности и роли именно налоговые проверки занимают основное позиция из числа контрольных мероприятий налогового контроля.
Главным источником анализа налоговых проверок или показателей налогового контроля в Российской Федерации служит данные отчетов о результатах контрольной работы налоговых органов формы № 2-НК, размещенных на официальном сайте ФНС России (nalog.ru). Рассмотрим и проанализируем показатели налогового контроля за 2013 — 2015 гг.
Наименование показателей | Количество, единиц | Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тыс. рублей | Из графы 2 налогов |
Камеральные проверки | 34190550 | 50855679 | 42876476 |
из них выявивших нарушения | 1764623 | X | X |
Результативность проверки, % | 5,16 | X | X |
Пени за несвоевременную уплату налогов, взносов, сборов и штрафные санкции по результатам проверок | X | 60672824 | X |
Выездные проверки организаций, ИП и других лиц, занимающихся частной практикой | 39770 | 278469878 | 209790662 |
из них: выявившие нарушения | 39315 | X | X |
Результативность проверки | 98,86 | X | X |
Выездные проверки физических лиц (за исключением ИП и лиц, занимающихся частной практикой) | 1560 | 2257267 | 1580685 |
из них: выявившие нарушения | 1517 | X | X |
Результативность проверки | 97,24 | X | X |
Всего выездные проверки организаций и физических лиц | 41330 | 280727145 | 211371347 |
из них: выявившие нарушения | 40832 | X | X |
Результативность проверки | 98,80 | X | X |
Анализ динамики раскрытия налоговых правонарушений в ходе проведения контрольных мероприятий позволяет проследить, насколько результативны камеральные и выездные налоговые проверки.
Представленные данные в таблице 7 свидетельствуют о низкой результативности камеральных проверок, но в то же время они приносят доход в виде дополнительно начисленных платежей. В свою очередь выездные проверки имеют высокие результаты. Другими словами более чем 98% всех выездных проверок выявляют налоговые нарушения, как у физических лиц, так и у юридических.
В таблице 8 и 9 рассмотрим данные показатели в 2014 и 2015 году соответственно.
Наименование показателей | Количество, единиц | Дополнительно начислено платежей (вкл. налоговые санкции и пени), тыс. рублей | Из графы 2 налогов |
Камеральные проверки | 32869894 | 55484610 | 45689027 |
из них выявивших нарушения | 1 964 299 | X | X |
Результативность проверки, % | 5,98 | X | X |
Пени за несвоевременную уплату налогов, взносов, сборов и штрафные санкции по результатам проверок | X | 65620416 | X |
Выездные проверки организаций, ИПи других лиц, занимающихся частной практикой | 34245 | 288089946 | 211320504 |
из них: выявившие нарушения | 33827 | X | X |
Результативность проверки, % | 98,78 | X | X |
Выездные проверки физических лиц (за исключением ИП и лиц, занимающихся частной практикой) | 1512 | 2604090 | 1840591 |
из них: выявившие нарушения | 1487 | X | X |
Результативность проверки, % | 98,35 | X | X |
Всего выездные проверки организаций и физических лиц | 35757 | 290694036 | 213161095 |
из них: выявившие нарушения | 35314 | X | X |
Результативность проверки, % | 98,76 | X | X |
Таким образом, одним из основных способов налогового контроля является проведение выездных и камеральных проверок.
Наименование показателей | Количество, единиц | Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тыс. рублей | Из графы 2 налогов |
Камеральные проверки | 31943004 | 82871832 | 68529880 |
из них: выявившие нарушения | 1949491 | X | X |
Результативность проверки, % | 6,10 | X | X |
Пени за несвоевременную уплату налогов, взносов, сборов и штрафные санкции по результатам проверок | X | 57208547 | X |
Выездные проверки организаций, ИП и других лиц, занимающихся частной практикой | 29394 | 268217296 | 198919452 |
из них: выявившие нарушения | 29127 | X | X |
Результативность проверки, % | 99,09 | X | X |
Выездные проверки физических лиц (за исключением ИП и лиц, занимающихся частной практикой) | 1269 | 2578550 | 1851211 |
из них: выявившие нарушения | 1228 | X | X |
Результативность проверки, % | 96,77 | X | X |
Всего выездные проверки организаций и физических лиц | 30663 | 270795846 | 200770663 |
из них: выявившие нарушения | 30355 | X | X |
Результативность проверки, % | 99,00 | X | X |
Можно сделать вывод, что выездные проверки оказались более результативными в плане раскрытия налоговых правонарушений, ввиду чего значительно увеличился приток денежных средств от налогоплательщиков.
Если рассматривать налоговые контрольные мероприятия отдельно друг от друга, то очевидно, что эффективность выездных налоговых проверок примерно в 19 раз выше, чем камеральных. При этом стоит отметить, что уровень взаимосвязи камеральных и выездных проверок достаточно велик, и оценивать их эффективность без влияния друг на друга нецелесообразно.
Более наглядно динамика сумм доначислений по выездным и камеральным проверкам за 2013-2015 годы представлена на рисунке 5.

Положительным моментом является увеличение результативности камеральных налоговых проверок. Однако данные показатели уровня результативности камеральных налоговых проверок в РФ ниже средних в предыдущие периоды. Кроме того начисление платежей по результатам выездных проверок имеет не стабильную динамику, но значительно высокие показатели.
Список мероприятий или форм налогового контроля довольно широк. В соответствии со ст. 82 НК Российской Федерации «Общие положения о налоговом контроле» налоговый контроль ведется должностными лицами налоговых органов путем налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, проверки сведений учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых с целью извлечения дохода, в иных формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Год | Количество проведенных ВНП, ед. | Сумма доначислений по результатам ВНП тыс. руб. | Сумма доначислений в расчете на одну проверку, тыс. руб. | Сумма фактических поступлений налоговых доходов, тыс. руб. | Удельный вес доначисленных платежей в сумме фактических налоговых поступлений, % |
2013 | 41330 | 280727145 | 6792,33 | 11327200000 | 2,48 |
2014 | 35757 | 290694036 | 8129,71 | 12670200000 | 2,29 |
2015 | 30663 | 270795846 | 8831,36 | 13788300000 | 1,96 |
Данные представленные в таблице 10 еще раз доказывают эффективность выездных налоговых проверок, главным образом за счет того, что доначисления по результатам данных операций увеличиваются, а количество проверок снижается.
Когда контрольная работа налоговых органов закончена, они осуществляют формирование и публикацию ее итогов в отчет форме 2-НК «Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов», он в свою очередь позволяет проводить оценку результативности контрольных мероприятий только по определенным критериям, а именно по:
- количеству проведенных камеральных и выездных налоговых проверок (в том числе по количеству проверок, которые вывялили нарушения);
- сумме дополнительно начисленных налогов, пени, санкций по итогам проверок.
Для более объективной оценки эффективности контрольной работы налоговых органов РФ проанализируем суммы дополнительно начисленных платежей в расчете на одну налоговую проверку (рис. 6)

Таким образом, наблюдается тенденция роста начисленных платежей по результатам выездных проверок. Суммы дополнительно начисленных платежей на 1 результативную выездную проверку возросли с 6875,17 тыс. руб. в 2013 году до 8920,96 тыс. руб. в 2015 году.

По данным рисунка 7 можно сказать, что также наблюдается тенденция увеличения суммы дополнительно начисленных платежей. В свою очередь на 1 выездную камеральную налоговую проверку за исследуемый период произошло увеличение с 1,49 тыс. руб. до 2,59 тыс. руб.
Очевидно, что значимость налогового контроля и его эффективность способствует росту финансовых поступлений от налогов, уменьшению налоговых нарушений, сбережению труда и материальных ресурсов налоговых органов и, в конечном итоге, более результативной налоговой политике государства.
В современных условиях экономического развития России происходит формирование принципиально новых форм налоговых отношений, направленных на совершенствование налогового контроля и повышение его эффективности.