Анализ показателей налоговых платежей и контрольной работы налоговых органов Федеральной налоговой службы Российской Федерации

NovaInfo 49, с.173-188, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассчитаны и проанализированы показатели налоговых платежей и налогового контроля, а также определена эффективность контрольной работы налоговых органов Федеральной налоговой службы (ФНС) Российской Федерации.

Ключевые слова

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ, НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ, НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ, НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ

Текст научной работы

Налоговая система современного государства выступает фундаментом финансовой политики. В связи с чем ее четкость и рациональность напрямую влияют как на экономический рост и потенциал страны, так и на ее непосредственное благосостояние и качество жизни населения. От рационального планирования и реализации налоговой политики во многом зависит выполнение возложенных на государство задач. Для государства в целом эффективность налоговой политики определяется как первостепенное увеличение доходов за счет налоговых поступлений (платежей), а также как развитие налогооблагаемой базы.

Изучив имеющиеся теоретические разработки и существующие точки зрения по обозначенной проблеме, можно рекомендовать следующий порядок выполнения анализа налоговых платежей:

  1. Анализ абсолютных и относительных показателей поступления налоговых платежей;
  2. Оценка структуры налоговых платежей;
  3. Анализ задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации.

Для проведения налогового анализа и использования его результатов необходимо располагать соответствующей информационной базой, что потребовало глубокого анализа действующего законодательства и финансово-экономической ситуации в стране.

Полученные результаты были изучены в динамике, что в дальнейшем может позволить эффективно осуществлять меры по налоговой оптимизации.

Итак, в таблице 1 рассмотрим абсолютные показатели поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации.

Таблица 1. Абсолютные показатели поступления администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2013-2015 гг., млрд. рублей

Показатели

Абсолютное значение показателя

Изменение

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2014 г.-2013 г.

2015 г. — 2014 г.

2015 г. — 2013 г.

Всего поступило в консолидированный бюджет РФ

11327,2

12 670,2

13 788,3

1343,00

1118,10

2461,10

в федеральный бюджет

5 368,0

6 214,6

6 880,5

846,60

665,90

1512,50

в консол-е бюджеты субъектов РФ

5 959,2

6 455,6

6 907,8

496,40

452,20

948,60

из них:

Налог на прибыль организаций

2 071,7

2 372,8

2 598,8

301,10

226,00

527,10

в федеральный бюджет

352,2

411,3

491,4

59,10

80,10

139,20

в консол-е бюджеты субъектов РФ

1 719,5

1 961,5

2 107,5

242,00

146,00

388,00

Налог на доходы физических лиц

2 497,8

2 688,7

2 806,5

190,90

117,80

308,70

в федеральный бюджет

Х

9,2

Х

Х

Х

Х

в консол-е бюджеты субъектов РФ

2 497,8

2 679,5

2 806,5

181,70

127,00

308,70

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1 868,2

2 181,4

2 448,3

313,20

266,90

580,10

Акцизы

952,5

999,0

1 014,4

46,50

15,40

61,90

в федеральный бюджет

461,0

520,8

527,9

59,80

7,10

66,90

в консол-е бюджеты субъектов РФ

491,4

478,1

486,5

-13,30

8,40

-4,90

Имущественные налоги в консол-е бюджеты субъектов РФ

900,5

955,1

1 068,4

54,60

113,30

167,90

Налог на добычу полезных ископаемых

2 575,8

2 904,2

3 226,8

328,40

322,60

651,00

в федеральный бюджет

2 535,3

2 858,0

3 160,0

322,70

302,00

624,70

в консол-е бюджеты субъектов РФ

40,5

46,2

66,8

5,70

20,60

26,30

Утилизационный сбор
в федеральный бюджет

Х

58,8

62,1

Х

3,30

Х

На основе представленных данных в таблице 1 можно сделать вывод, что поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по всем показателям имеют тенденцию к росту.

В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2015 году поступило администрируемых федеральной налоговой службой доходов 13 788,3 млрд. рублей, или на 2461,10 млрд. рублей больше чем в 2013 году.

Динамика поступлений налоговых платежей в бюджет РФ за 2013 — 2015 гг., млрд. рублей
Рисунок 1. Динамика поступлений налоговых платежей в бюджет РФ за 2013 — 2015 гг., млрд. рублей

Данная диаграмма наглядно показывает, что налоговые поступления как в консолидированные бюджеты субъектов РФ, так и в федеральный бюджет имеют положительную динамику или другими словами тенденцию к росту на протяжении всего исследуемого периода.

В таблице 2 рассмотрим с относительной стороны как изменялись налоговые платежи.

Таблица 2. Относительные показатели поступления администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2013-2015 гг., млрд. рублей

Показатели

Абсолютное значение показателя

Относительные показатели роста

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Темп роста 2014 г. к 2013 г.

Темп роста 2015 г. к 2014 г.

Всего поступило в консолидированный бюджет РФ

11 327,2

12 670,2

13 788,3

111,86

108,82

в федеральный бюджет

5 368,0

6 214,6

6 880,5

115,77

110,72

в консол-е бюджеты субъектов РФ

5 959,2

6 455,6

6 907,8

108,33

107,00

из них:

Налог на прибыль организаций

2 071,7

2 372,8

2 598,8

114,53

109,52

в федеральный бюджет

352,2

411,3

491,4

116,78

119,47

в консол-е бюджеты субъектов РФ

1 719,5

1 961,5

2 107,5

114,07

107,44

Налог на доходы физических лиц

2 497,8

2 688,7

2 806,5

107,64

104,38

в федеральный бюджет

Х

9,2

Х

Х

Х

в консол-е бюджеты субъектов РФ

2 497,8

2 679,5

2 806,5

107,27

104,74

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1 868,2

2 181,4

2 448,3

116,76

112,24

Акцизы

952,5

999,0

1 014,4

104,88

101,54

в федеральный бюджет

461,0

520,8

527,9

112,97

101,36

в консол-е бюджеты субъектов РФ

491,4

478,1

486,5

97,29

101,76

Имущественные налоги в консол-е бюджеты субъектов РФ

900,5

955,1

1 068,4

106,06

111,86

Налог на добычу полезных ископаемых

2 575,8

2 904,2

3 226,8

112,75

111,11

в федеральный бюджет

2 535,3

2 858,0

3 160,0

112,73

110,57

в консол-е бюджеты субъектов РФ

40,5

46,2

66,8

114,07

144,59

Утилизационный сбор
в федеральный бюджет

Х

58,8

62,1

Х

105,61

В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступления составили 12 670,2 млрд. рублей, что на 11,3%больше, чем в 2013 году. А в 2015 году поступило 13 788,3 млрд. рублей, или на 8,8% больше, чем в 2014 году.

Налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступило 2 372,8 млрд. рублей, или на 14,5% больше, чем в 2013 году, а в 2015 году на 9,5% больше, чем в 2014 году.

Налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступило 2 688,7 млрд. рублей, или на 7,6% больше, чем в 2013 году и в 2015 году на 4,4% больше, чем в 2014 году.

Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2014 году поступило 2 181,4 млрд. рублей, или на 16,8% больше, чем в 2013 году. В 2015 году поступило 2 448,3 млрд. рублей, или на 12,2% больше, чем в 2014 году.

Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году составили 999,0 млрд. рублей, или на 4,9% больше, чем в 2013 году. В 2015 году поступления составили 1 014,4 млрд. рублей, или на 1,5% больше, чем в 2014 году.

Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступило на 6,1% больше, чем в 2013 году и в 2015 году на 11,9% больше, чем в 2014 году.

Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступило 2 904,2 млрд. рублей, или на 12,8% больше, чем в 2013 году. А в 2015 поступило 3 226,8 млрд. рублей, или на 11,1% больше, чем в 2014 году.

В федеральный бюджет в 2014 года поступило на 14,7% больше, чем в 2013 году, и на 10,7% в 2015 году больше, чем в 2014 году.

В консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2014 году поступило на 8,3% платежей больше, чем в 2013 году, и в 2015 году на 7,0% больше, чем в 2014 году.

Далее оценим структуру налоговых поступлений в бюджет России.

Таблица 3. Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2013-2015 гг., млрд. рублей

Показатели

Абсолютное значение показателя

Удельный вес показателя, %

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г

Всего поступило в консолидированный бюджет РФ

11327,2

12670,2

13788,3

100

100

100

в федеральный бюджет

5368,0

6214,6

6880,5

47,4

49,0

49,9

в консол-е бюджеты субъектов РФ

5959,2

6455,6

6907,8

52,6

51,0

50,1

из них:

0,0

0,0

0,0

Налог на прибыль организаций

2 071,7

2372,8

2598,8

18,3

18,7

18,8

в федеральный бюджет

352,2

411,3

491,4

3,1

3,2

3,6

в консол-е бюджеты субъектов РФ

1 719,5

1961,5

2107,5

15,2

15,5

15,3

Налог на доходы физических лиц

2 497,8

2688,7

2806,5

22,1

21,2

20,4

в федеральный бюджет

Х

9,2

Х

Х

0,1

Х

в консол-е бюджеты субъектов РФ

2 497,8

2679,5

2806,5

22,1

21,1

20,4

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1 868,2

2181,4

2448,3

16,5

17,2

17,8

Акцизы

952,5

999,0

1 014,4

8,4

7,9

7,4

в федеральный бюджет

461,0

520,8

527,9

4,1

4,1

3,8

в консол-е бюджеты субъектов РФ

491,4

478,1

486,5

4,3

3,8

3,5

Имущественные налоги в консол-е бюджеты субъектов РФ

900,5

955,1

1068,4

7,9

7,5

7,7

Налог на добычу полезных ископаемых

2 575,8

2904,2

3226,8

22,7

22,9

23,4

в федеральный бюджет

2 535,3

2858,0

3 160,0

22,4

22,6

22,9

в консол-е бюджеты субъектов РФ

40,5

46,2

66,8

0,4

0,4

0,5

Утилизационный сбор
в федеральный бюджет

Х

58,8

62,1

Х

0,5

0,5

Наибольший удельный вес в структуре налоговых платежей за весь исследуемый период имеют

  • Налог на прибыль организаций — более 18%;
  • Налог на доходы физических лиц — более 20%;
  • Налог на добычу полезных ископаемых– более 22%.

Из общей суммы 2013 года поступления в федеральный бюджет составили 47,4%, а в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации –52,6%. Из общей суммы 2014 года поступления в федеральный бюджет составили 49%, а в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации –51%. Из общей суммы 2015 года поступления в федеральный бюджет составили 49,9%, а в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации –50,1%.

На диаграммах приставленных ниже отразим структуру поступлений администрируемых ФНС России доходов по уровням бюджета РФ

Структура поступлений администрируемых ФНС РФ доходов по уровням бюджета РФ в 2013 — 2015 гг.
Рисунок 2. Структура поступлений администрируемых ФНС РФ доходов по уровням бюджета РФ в 2013 — 2015 гг

Отдельно рассмотрим структуру налоговых платежей 2015 года на рисунке 3.

Формирование всех доходов в 2015 году на 80% было обеспечено за счет поступления НДПИ — 23%, налога на прибыль — 19%, НДФЛ — 20% и НДС — 18%. В 2014 году совокупная доля указанных налогов также составляла 80%.

Структура налоговых платежей в РФ в 2015 году, %
Рисунок 3. Структура налоговых платежей в РФ в 2015 году, %

Далее в таблице 5 рассмотрим поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-апреле 2015-2016 гг.

В консолидированный бюджет России в январе-апреле 2016 г. определилось администрируемых Службой доходов 4731,7 миллиардов рублей, или же на 3,5% меньше, нежели в январе-апреле 2015 г.

Образование всех доходов в январе-апреле 2016 г. на 79% гарантированно за счет зачисления налога на прибыль в размере 23%, НДС — 21%, НДФЛ — 18%, НДПИ — 17%. В январе-апреле 2015 г. совокупная часть отмеченных налогов составляла 81%.

Налога на доход предприятий в консолидированный бюджет России в январе-апреле 2016 г. зачислилось 1078,9 миллиардов рублей, или же на 6,8% меньше, нежели в январе-апреле 2015 г. Налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет России в январе-апреле 2016 г. зачислилось 862,6 миллиардов рублей, или же на 7,1% больше, нежели в январе-апреле 2015 г.

Таблица 5. Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-апреле 2015-2016 гг., млрд. рублей

Показатели

январь-апрель 2015 г.

январь-апрель 2016 г.

в % к
2015 г.

Всего поступило
в консолидированный бюджет РФ

4 905,1

4 731,7

96,5

в федеральный бюджет

2 456,3

2 238,9

91,2

в консол-е бюджеты субъектов РФ

2 448,9

2 492,8

101,8

из них:

Налог на прибыль организаций

1 158,2

1 078,9

93,2

в федеральный бюджет

202,6

171,6

84,7

в консол-е бюджеты субъектов РФ

955,6

907,3

94,9

Налог на доходы физических лиц
в консол-е бюджеты субъектов РФ

805,6

862,6

107,1

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

930,4

986,4

106,0

Акцизы

336,0

398,8

118,7

в федеральный бюджет

176,6

217,8

123,3

в консол-е бюджеты субъектов РФ

159,4

181,0

113,5

Имущественные налоги
в консол-е бюджеты субъектов РФ

347,0

345,4

99,5

Налог на добычу полезных ископаемых

1 085,5

801,8

73,9

в федеральный бюджет

1 068,8

785,3

73,5

в консол-е бюджеты субъектов РФ

16,7

16,5

99,0

Утилизационный сбор
в федеральный бюджет

19,4

17,2

88,6

Налога на добавленную стоимость на товары (работы или услуги), реализуемые на территории России, в федеральный бюджет в январе-апреле 2016 г. зачислилось 986,4 миллиардов рублей, или же на 6,0% больше, нежели в январе-апреле 2015 г. Поступления в консолидированный бюджет России, по сводной группе акцизов, в январе-апреле 2016 г. составили 398,8 миллиардов рублей, или же на 18,7% больше, нежели в январе-апреле 2015 г.

Имущественных налогов в консолидированный бюджет России в январе-апреле 2016 г. зачислилось 345,4 миллиардов рублей, или же на 0,5% меньше, нежели в январе-апреле 2015 г.

Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет России в январе-апреле 2016 г. зачислилось 801,8 миллиардов рублей, или же на 26,1% меньше, нежели в январе-апреле 2015 г.

В федеральный бюджет России в январе-апреле 2016 г. определилось 2238,9 миллиардов рублей, что на 8,8% меньше по сравнению с января по апрель 2015 г. В консолидированные бюджеты субъектов России в январе-апреле 2016 г. определилось 2492,8 миллиардов рублей, или же на 1,8% больше по сравнению с января по апрель 2015 г.

Рассмотрим задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации за 2013 — 2015 гг.

Таблица 6. Структура задолженности перед бюджетной системой РФ, млрд р

Вид задолженности

2013

2014

2015

Темп роста

2014/ 2013

2015/ 2014

Совокупная задолженность перед бюджетной системой РФ (включая пени и налоговые санкции), всего

1155,2

1181,5

1155,2

102,28

97,77

В том числе:

неурегулированная задолженность

583,2

640,6

643,4

109,84

100,44

не подлежащая взысканию налоговыми органами

572,0

540,9

511,8

94,56

94,62

Отсроченная, реструктурированная задолженность

18,8

18,5

18,0

98,40

97,30

Взыскиваемая судебными приставами

164,8

166,3

145,0

100,91

87,19

Приостановленная к взысканию по решению суда или вышестоящего налогового органа

54,3

55,3

55,6

101,84

100,54

Приостановленная к взысканию по банкротству

326,7

288,9

284,4

88,43

98,44

Задолженность, невозможная к взысканию (подлежит списанию налоговыми органами)

11,0

14,7

11,4

133,64

77,55

В таблице показаны данные, отражающие структуру налоговой задолженности перед ФНС России по состоянию на отчетные даты: 1 января 2014 г., 1 января 2015 г. и 1 января 2016 г. Анализ структуры задолженности перед бюджетной системой Российской Федерации показал, что общая задолженность за 2014 г. возросла на 2,28%, а за 2015 г. ее объем сократился на 2,23% (100% — 97,77%).

При этом тенденцию к росту имеют неурегулированная задолженность (9,84 и 0,44% соответственно), приостановленная к взысканию по решению суда или вышестоящего налогового органа (1,84 и 0,54% соответственно) и задолженность, невозможная к взысканию, т.е. подлежащая списанию налоговыми органами (33,6 в 2014 году). Из приведенных данных видно, что имеется негативная тенденция к росту неурегулированной налоговой задолженности.

Динамика совокупной задолженности перед бюджетной системой РФ за 2013 — 2015 гг.
Рисунок 4. Динамика совокупной задолженности перед бюджетной системой РФ за 2013 — 2015 гг

Проанализировав показатели налоговых платежей перейдем к еще одному важному аспекту в деятельности ФНС — налоговому контролю.

Главная задача налоговых органов — контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства, а также за правильностью начисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Основной конфигурацией налогового контроля является налоговая проверка, которая предполагает собой действие налогового органа по контролю за точностью или правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей в бюджет. Налоговые проверки в соответствии с российским законодательством о налогах и сборах подразделяют на камеральные и выездные и регламентируются ст. 88 «Камеральная налоговая проверка» (далее КНП) и ст. 89 «Выездная налоговая проверка» (далее ВНП). Согласно своей эффективности и роли именно налоговые проверки занимают основное позиция из числа контрольных мероприятий налогового контроля.

Главным источником анализа налоговых проверок или показателей налогового контроля в Российской Федерации служит данные отчетов о результатах контрольной работы налоговых органов формы № 2-НК, размещенных на официальном сайте ФНС России (nalog.ru). Рассмотрим и проанализируем показатели налогового контроля за 2013 — 2015 гг.

Таблица 7. Показатели налогового контроля проведенного в России в 2013 году

Наименование показателей

Количество, единиц

Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тыс. рублей

Из графы 2 налогов

Камеральные проверки

34190550

50855679

42876476

из них выявивших нарушения

1764623

X

X

Результативность проверки, %

5,16

X

X

Пени за несвоевременную уплату налогов, взносов, сборов и штрафные санкции по результатам проверок

X

60672824

X

Выездные проверки организаций, ИП и других лиц, занимающихся частной практикой

39770

278469878

209790662

из них: выявившие нарушения

39315

X

X

Результативность проверки

98,86

X

X

Выездные проверки физических лиц (за исключением ИП и лиц, занимающихся частной практикой)

1560

2257267

1580685

из них: выявившие нарушения

1517

X

X

Результативность проверки

97,24

X

X

Всего выездные проверки организаций и физических лиц

41330

280727145

211371347

из них: выявившие нарушения

40832

X

X

Результативность проверки

98,80

X

X

Анализ динамики раскрытия налоговых правонарушений в ходе проведения контрольных мероприятий позволяет проследить, насколько результативны камеральные и выездные налоговые проверки.

Представленные данные в таблице 7 свидетельствуют о низкой результативности камеральных проверок, но в то же время они приносят доход в виде дополнительно начисленных платежей. В свою очередь выездные проверки имеют высокие результаты. Другими словами более чем 98% всех выездных проверок выявляют налоговые нарушения, как у физических лиц, так и у юридических.

В таблице 8 и 9 рассмотрим данные показатели в 2014 и 2015 году соответственно.

Таблица 8. Показатели налогового контроля проведенного в России в 2014 году

Наименование показателей

Количество, единиц

Дополнительно начислено платежей (вкл. налоговые санкции и пени), тыс. рублей

Из графы 2 налогов

Камеральные проверки

32869894

55484610

45689027

из них выявивших нарушения

1 964 299

X

X

Результативность проверки, %

5,98

X

X

Пени за несвоевременную уплату налогов, взносов, сборов и штрафные санкции по результатам проверок

X

65620416

X

Выездные проверки организаций, ИПи других лиц, занимающихся частной практикой

34245

288089946

211320504

из них: выявившие нарушения

33827

X

X

Результативность проверки, %

98,78

X

X

Выездные проверки физических лиц (за исключением ИП и лиц, занимающихся частной практикой)

1512

2604090

1840591

из них: выявившие нарушения

1487

X

X

Результативность проверки, %

98,35

X

X

Всего выездные проверки организаций и физических лиц

35757

290694036

213161095

из них: выявившие нарушения

35314

X

X

Результативность проверки, %

98,76

X

X

Таким образом, одним из основных способов налогового контроля является проведение выездных и камеральных проверок.

Таблица 9. Показатели налогового контроля проведенного в России в 2015 году

Наименование показателей

Количество, единиц

Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тыс. рублей

Из графы 2 налогов

Камеральные проверки

31943004

82871832

68529880

из них: выявившие нарушения

1949491

X

X

Результативность проверки, %

6,10

X

X

Пени за несвоевременную уплату налогов, взносов, сборов и штрафные санкции по результатам проверок

X

57208547

X

Выездные проверки организаций, ИП и других лиц, занимающихся частной практикой

29394

268217296

198919452

из них: выявившие нарушения

29127

X

X

Результативность проверки, %

99,09

X

X

Выездные проверки физических лиц (за исключением ИП и лиц, занимающихся частной практикой)

1269

2578550

1851211

из них: выявившие нарушения

1228

X

X

Результативность проверки, %

96,77

X

X

Всего выездные проверки организаций и физических лиц

30663

270795846

200770663

из них: выявившие нарушения

30355

X

X

Результативность проверки, %

99,00

X

X

Можно сделать вывод, что выездные проверки оказались более результативными в плане раскрытия налоговых правонарушений, ввиду чего значительно увеличился приток денежных средств от налогоплательщиков.

Если рассматривать налоговые контрольные мероприятия отдельно друг от друга, то очевидно, что эффективность выездных налоговых проверок примерно в 19 раз выше, чем камеральных. При этом стоит отметить, что уровень взаимосвязи камеральных и выездных проверок достаточно велик, и оценивать их эффективность без влияния друг на друга нецелесообразно.

Более наглядно динамика сумм доначислений по выездным и камеральным проверкам за 2013-2015 годы представлена на рисунке 5.

Динамика сумм дополнительно начисленных платежей по результатам выездных и камеральных налоговых проверок в РФ в 2013-2015 гг., тыс. руб.
Рисунок 5. Динамика сумм дополнительно начисленных платежей по результатам выездных и камеральных налоговых проверок в РФ в 2013-2015 гг., тыс. руб

Положительным моментом является увеличение результативности камеральных налоговых проверок. Однако данные показатели уровня результативности камеральных налоговых проверок в РФ ниже средних в предыдущие периоды. Кроме того начисление платежей по результатам выездных проверок имеет не стабильную динамику, но значительно высокие показатели.

Список мероприятий или форм налогового контроля довольно широк. В соответствии со ст. 82 НК Российской Федерации «Общие положения о налоговом контроле» налоговый контроль ведется должностными лицами налоговых органов путем налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, проверки сведений учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых с целью извлечения дохода, в иных формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Таблица 10. Результаты проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами Российской Федерации в 2013-2015 гг

Год

Количество проведенных ВНП, ед.

Сумма доначислений по результатам ВНП тыс. руб.

Сумма доначислений в расчете на одну проверку, тыс. руб.

Сумма фактических поступлений налоговых доходов, тыс. руб.

Удельный вес доначисленных платежей в сумме фактических налоговых поступлений, %

2013

41330

280727145

6792,33

11327200000

2,48

2014

35757

290694036

8129,71

12670200000

2,29

2015

30663

270795846

8831,36

13788300000

1,96

Данные представленные в таблице 10 еще раз доказывают эффективность выездных налоговых проверок, главным образом за счет того, что доначисления по результатам данных операций увеличиваются, а количество проверок снижается.

Когда контрольная работа налоговых органов закончена, они осуществляют формирование и публикацию ее итогов в отчет форме 2-НК «Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов», он в свою очередь позволяет проводить оценку результативности контрольных мероприятий только по определенным критериям, а именно по:

  • количеству проведенных камеральных и выездных налоговых проверок (в том числе по количеству проверок, которые вывялили нарушения);
  • сумме дополнительно начисленных налогов, пени, санкций по итогам проверок.

Для более объективной оценки эффективности контрольной работы налоговых органов РФ проанализируем суммы дополнительно начисленных платежей в расчете на одну налоговую проверку (рис. 6)

Динамика сумм дополнительно начисленных платежей в расчете на одну выездную налоговую проверку, тыс. руб.
Рисунок 6. Динамика сумм дополнительно начисленных платежей в расчете на одну выездную налоговую проверку, тыс. руб

Таким образом, наблюдается тенденция роста начисленных платежей по результатам выездных проверок. Суммы дополнительно начисленных платежей на 1 результативную выездную проверку возросли с 6875,17 тыс. руб. в 2013 году до 8920,96 тыс. руб. в 2015 году.

Динамика сумм дополнительно начисленных платежей в расчете на одну камеральную налоговую проверку, тыс. руб.
Рисунок 7. Динамика сумм дополнительно начисленных платежей в расчете на одну камеральную налоговую проверку, тыс. руб

По данным рисунка 7 можно сказать, что также наблюдается тенденция увеличения суммы дополнительно начисленных платежей. В свою очередь на 1 выездную камеральную налоговую проверку за исследуемый период произошло увеличение с 1,49 тыс. руб. до 2,59 тыс. руб.

Очевидно, что значимость налогового контроля и его эффективность способствует росту финансовых поступлений от налогов, уменьшению налоговых нарушений, сбережению труда и материальных ресурсов налоговых органов и, в конечном итоге, более результативной налоговой политике государства.

В современных условиях экономического развития России происходит формирование принципиально новых форм налоговых отношений, направленных на совершенствование налогового контроля и повышение его эффективности.

Читайте также

Список литературы

  1. Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 02.04.2014) "О налоговых органах Российской Федерации"
  2. Комарова Е.И. Развитие налогового контроля в России и оценка его эффективности // Современные проблемы науки. – 2015. – № 1-1.
  3. Лейс Т. А., Генер Л.Г. Анализ налоговых платежей и налоговой нагрузки на микроуровне. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://elar.usfeu.ru/bitstream/123456789/687/2/Leys.pdf (дата обращения: 03.04.2016)
  4. Налоговая аналитика: официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 03.04.2016)
  5. Отчеты о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям. – форма: №4-НМ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.nalog.ru/rn48/related_activities/statistics_and_ana lytics/ forms/(дата обращения: 03.04.2016)
  6. Отчеты о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей. – форма: №1-НМ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.nalog.ru/rn48/related_activities/statistics_and_analyti cs /forms/ (дата обращения: 03.04.2016)
  7. Отчеты о результатах осуществления налогового и иных видов контроля– форма: №2-НК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.nalog.ru/rn48/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 03.04.2016)
  8. Положение о Федеральной налоговой службе (утверждено постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506).
  9. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www.gks (дата обращения: 03.04.2016)
  10. Чулкова Л. Мероприятия налогового контроля. Судебная практика // Налоговый вестник. 2014. № 4.

Цитировать

Шишканова, О.В. Анализ показателей налоговых платежей и контрольной работы налоговых органов Федеральной налоговой службы Российской Федерации / О.В. Шишканова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 49. — С. 173-188. — URL: https://novainfo.ru/article/7288 (дата обращения: 12.08.2022).

Поделиться