Системный подход к человеческому капиталу при создании инновационного продукта

№50-1,

Экономические науки

В работе рассмотрены составляющие человеческого капитала, вопросы, стоящие перед организацией при осуществлении инновационной деятельности. Так как до настоящего времени не создан единый метод измерения состояния человеческого капитала, авторами предложен проектный подход к решению проблемы соответствия человеческого капитала инновационной деятельности организаций, рассмотрен ряд примеров. Также разработана модель оценки конкурентоспособности туристского сервиса, позволяющая с различных точек зрения (владельцев турбизнеса, туроператоров и покупателей) оценить и спрогнозировать на будущее уровни качества сервиса в сфере туризма практически любого направления. По мнению авторов, проектный подход может способствовать увеличению точности оценки и применения человеческого капитала в инновационной деятельности организации.

Похожие материалы

Капитал экономики состоит из нефинансового капитала (воспроизводимые и невоспроизводимые активы), финансового капитала и человеческого капитала. Могут быть выделены следующие составляющие человеческого капитала: физиология (уровень здоровья), интеллект (знания и квалификация), организационные аспекты (способности и управление).

Проблемы, связанные с человеческим капиталом, разрабатывали многие ученые, в том числе, А. Смит, Ж. Сэй, К. Маркс, А. Маршалл. Рассматривались вопросы миграции и здоровья, потерь в войнах и иных стихийных бедствиях, стоимости человеческой жизни, физических и духовных способностей человека, уровней мастерства работников, действия спроса и предложения на рынке труда. В ХХ в С. Струмилин, Л. Гавришев и другие искали подходы к обобщению вопросов, связанных с оценкой человеческого потенциала, но единая система так и не была ими сформирована. В 1990-х гг. Всемирным банком предложена концепция измерения капитала, в который были включены человеческий, природный и воспроизводимый капитал. Существовали различные методы измерения различных показателей: ВВП, ВРП, прибыли, уровня жизни, бедности, безработицы и т.д. Но вклад человеческого капитала при создании ВВП оценивался неточно, неполно отражались ценность труда и знаний персонала, а также доля человеческого капитала в богатстве стран. В Стратегии развития информационного общества, утвержденной в России в 2008 г, отмечалось, что увеличение добавленной стоимости в экономике происходит в значительной мере за счет интеллектуальной деятельности, т.е. развития человеческого потенциала.

Научные исследования проводились статистиками и экономистами, физиологами и психологами, менеджерами и специалистами по управлению коллективами. Физиологи проводили измерения в человеческом организме при той или иной деятельности. Психологи разрабатывали тесты, пытаясь выявить личностные качества и пригодность людей к разной работе. Специалисты по персоналу составляли должностные инструкции с функциональными обязанностями, пытаясь решить вопросы совместимости кадров, систем мотивации и ответственности. Управленцы разрабатывали бизнес-процессы для оптимизации труда и интенсивности производства с целью повышения эффективности труда и роста человеческого потенциала. Проводились научно обоснованные наблюдения и измерения всех ресурсов, создавались различные системы показателей, характеризующие те или иные стороны человеческого капитала организаций.

Для нас в данном случае наибольшую значимость могут представлять факторы здоровья и образованности людей, влияющие на работоспособность и производительность труда, а также затраты на их обеспечение.

Но до настоящего времени так и не создан единый метод измерения состояния человеческого капитала.

Авторам представляется важным рассмотреть человеческий капитал в разрезе инновационной деятельности организаций. Инновационная деятельность представляет собой или вид труда, связанный с переходом идей в новый продукт с последующей его реализацией, или новый техпроцесс, применяемый на практике, или новый подход к социальным услугам. Это и процессы, и маркетинг рынков реализации с поиском потребителей, и информационное обеспечение конкурентной среды и потребительских свойств товаров конкурентов, и поиски новых идей, решений и партнеров для внедрения и софинансирования инновационной деятельности организации.

Тенденция последнего времени – сокращение жизненных циклов продуктов – заставляет ускорить формирование концепций управления человеческим капиталом в инновационной деятельности организаций при производстве (планировании, разработке, подготовке к производству, изготовлении и реализации) новых продуктов.

Для решения поставленной задачи авторами предлагается использовать проектный подход. Изначально проектное управление появилось в военном деле, позволяя упреждать противника и проводить своевременную перегруппировку сил. В дальнейшем управление проектами и программами распространилось и в управлении организациями. Целесообразность внедрения проектного подхода – в необходимости точной оценки эффективности деятельности. Развитие теории управления проектами как классической науки происходит во второй половине двадцатого века. Управление проектами подразумевает разрушение существующих жестких иерархических организационных структур и адаптацию методик управления, которые заменяют старые традиционные связи на новые, корпоративные.

Так в различных странах мира в 70 – 90 % организаций уже внедрено проектное управление, что позволяет снижать затраты благодаря правильному стратегическому выбору, более точному целеполаганию по срокам, систематическому финансовому контролю, особой организации проектных команд и оптимизации ресурсов. Проектное управление – это вид управленческой деятельности, направленной на выполнение проектной работы в определенный срок, в пределах запланированного бюджета и при обязательном выполнении условий по качеству и техническим спецификациям.

Можно перечислить особенности проектного управления: настрой на новое и оригинальность; преимущество цели перед процессом; поэтапный характер деятельности; работа вне узковедомственных рамок и в нескольких направлениях сразу; жесткие сроки инициации и завершения деятельности; точные финансовые ресурсы; значительно большая производительность работы.

В настоящее время проектный подход применяется в федеральных структурах, например, в аппарате Правительства России. Принципы проектного управления нашли свое применение и в Минэкономразвития. Потребность перехода на принципы проектного управления возникает в условиях модернизации экономики, реализации инфраструктурных и инновационных проектов, развития промышленно-территориальных кластеров.

В случае проектного подхода к выполнению работы, когда вся инновационная деятельность организации разбивается на отдельные проекты, определяются цели и временные сроки, назначаются руководители, ответственные за каждый проект, определяются роли и вырабатываются требования к их компетенциям, проводится отбор персонала во временные команды проектов, осуществляется обучение персонала согласно концепции ролей, деятельность команд проектов осуществляется поэтапно с периодическим промежуточным контролем, после достижения поставленных целей проекты завершаются, а персонал распускается. Такова мировая практика работы с персоналом, например, во всех сборных спортивных командах и многих творческих коллективах, где требуются новые, быстрые, выдающиеся результаты или создание инновационного продукта.

В качестве примера подбора персонала можно привести конкурсные требования к претендентам на должность заместителя директора одного из открывавшихся «четырехзвездочных» отелей в Нижнем Новгороде, с которыми авторам удалось лично ознакомиться еще в 1996 г:

  • возраст – до 35 лет;
  • образование – высшее плюс MBA;
  • иностранные языки – два, в том числе, английский – в совершенстве;
  • опыт работы – не менее 3 лет на аналогичной должности;
  • рекомендации – не менее двух, от людей, работающих в международном гостиничном бизнесе;
  • испытательный срок – 2 месяца.

Принятый в результате отбора на работу «четырехзвездочный» руководитель в дальнейшем способствовал осуществлению успешной деятельности данного «четырехзвездочного» отеля на определенном уровне качества. Если же, например, отель имел бы «пятизвездочный» уровень, то и персонал для него отбирался бы тоже «пятизвездочный», уже по иным, более высоким, четко определенным критериям и компетенциям. В подобных случаях службы по управлению персоналом организаций проводят отбор и набор на рынке труда уже подготовленных до соответствующих уровней квалификации сотрудников и, при необходимости, лишь дообучают принятый на работу персонал отдельным профессиональным навыкам.

Другой пример, рассматриваемый авторами, касается туристского бизнеса. Обычно подходы к оценке сервиса в сфере туризма состоят в выборочном описании ограниченного количества характеристик качества услуг и возможных путях их улучшения. Наиболее полно оценить реальное качество представляется возможным при комплексной оценке, когда качество сервиса в сфере туризма разбивается на, так называемое, «дерево» свойств.

В первом уровне данного «дерева» рассматриваются основные свойства сервиса, на которые все обычно обращают внимание (престиж, комфорт, эстетика мест отдыха, безопасность, косвенные затраты). Однако, раскрытие этих свойств во втором и третьем уровнях «дерева» (за счет чего формируются данные свойства) позволяет заглянуть вглубь, структурируя и систематизируя разноплановую информацию по составляющим туристского сервиса. Так некоторые параметры (например, риски) могут влиять на разные свойства (престиж и безопасность).

Далее параметры третьего уровня «дерева» оцениваются в балах (от «0» - «нет» и «1» - «плохо» – до «10» - «отлично», значения косвенных затрат оцениваются от «1» - «много» до «10» - «мало»). Также каждый параметр получает свой коэффициент весомости (от 0,01 до 0,99, в сумме все показатели весомости составляют единицу). Результаты суммируются, получается условная числовая величина, характеризующая конкурентоспособность тура. Это значение можно привести к розничной цене тура, за которую потребитель готов его приобрести. Далее от этого итогового ценового показателя с помощью системы неравенств несложно определить ценовую составляющую каждого показателя на всех трех уровнях «дерева» свойств. Появляется возможность оценки и математической обработки разных показателей, изначально имеющих лишь субъективную оценку качества. Так получается прозрачная структурированная «картинка», из которой видно, за что и сколько реально заплатит покупатель каждого тура. За вычетом определенной заранее доли прибыли хозяин турбизнеса может вычислить целевую себестоимость как каждого отдельного показателя, так и свойств, в целом, в «дереве» для каждого тура. И превышать эту целевую себестоимость бизнесу уже нельзя.

Предлагаемый универсальный подход может позволить оценить и спрогнозировать на будущее (с учетом неизбежного изменения составляющих показателей со временем) уровни качества сервиса в сфере туризма практически любого направления.

Список литературы

  1. Блауг, М. Маршаллианская экономическая теория // Экономическая мысль в ретроспективе = Economic Theory in Retrospect. – М.: Дело, 1994. – С. 306-394.
  2. Добрынин, А.И., Дятлов, С.А., Цыренова, Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. – СПб.: Наука, 1999. – С. 31.
  3. Заренков, В.А. Управление проектами: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Изд-во АСВ; СПб.: СПбГАСУ, 2010. – С. 9.
  4. Дементьев В.В. Проектное управление в системе стратегического планирования [Электронный ресурс] // Бюджет. – 2012. – № 8. http://bujet.ru/article/200687.php
  5. Носаков, И.В. Оценка конкурентоспособности туристского сервиса. Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право. Сборник научных трудов. – Севастополь: СЭГИ ФГОАУ ВО КФУ, 2016. – С. 216-219.
  6. Информационно-логистическое обеспечение процесса управления сложными организационно-экономическими системами / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. - Симферополь, 2013. (2-е издание, переработанное и дополненное).