Прогноз изменений в развитии человеческого капитала при создании организациями инновационных продуктов

№50-1,

Экономические науки

Перспективные изменения организаций, создающих инновационный продукт, представляются важными для бизнеса. В статье рассмотрены вопросы организационной структуры, клиентского капитала, инновационного образовательного пространства, развития персонала, качества образования и благоприятной среды, способствующие созданию организациями инновационных продуктов.

Похожие материалы

Оргструктура организации, создающей инновационный продукт, представляется очень важной для бизнеса. Наиболее предпочтительной может считаться оргструктура, позволяющая эффективно координировать действия отдельных работников (человеческого капитала) по удовлетворению запросов потребителей (клиентского капитала).

К человеческому капиталу (совокупной рабочей силе) можно отнести содержание должностных инструкций и штатное расписание (что обязан делать работник), а к организационному капиталу (организационной структуре и системе управления) – структуру штатного расписания, функциональную группировку должностей по обособленным подразделениям, инструкции и положения о системе управления.

Клиентский капитал можно считать систему надежных, долгосрочных, доверительных и взаимовыгодных отношений фирмы со своими клиентами и контрагентами. Клиентский капитал бизнеса включает следующие компоненты:

  • коммерческие идеи и деловые связи;
  • коммерческую сеть распространения продукции;
  • участие в коммерческих партнерствах;
  • средства индивидуализации фирмы;
  • деловую репутацию фирмы.

В будущем влияние коммерческой идеи на формирование стоимости бизнеса может существенно вырасти, увеличится роль нахождения соответствующих времени бизнес-идей в жизнеспособности инновационной организации. Воплощение коммерческой идеи в реально работающие договоренности может осуществляться через «необходимые связи», которые и составляют ценность для бизнеса (его клиентский капитал).

Важным преимуществом капитала для будущего бизнеса может стать способность создавать новую стоимость. Коммерческая сеть распространения продукции или услуг (в том числе, виртуальная) будет источником прибыльности бизнеса. К средствам индивидуализации фирмы можно отнести атрибуты юридического лица, выделяющие его в среде себе подобных.

Деловая репутация организации (брэнд) представляет собой степень выполнения всеми ее сотрудниками деловых обещаний, данных клиентам от лица фирмы. Термин «деловая репутация» используется как в суженном, так и в расширительном толковании. В первом случае понятия «деловая репутация» (reputation) и «брэнд» (brand) применяются как синонимы термина «товарный знак» (trademark). В расширительном толковании «деловая репутация» используется как синоним термина «гудвилл», что фактически подменяет собой категорию «интеллектуальный капитал».

На понимании человеческого капитала будет строиться осознание того, что потенциал персонала может стать критическим фактором инновационного развития организации.

Проблему инноваций призвано решать, в том числе, инновационное образовательное пространство, выстроенная система развития персонала организации. Проблема качества образования может остро стоять на всех его уровнях. Инновационное образовательное пространство можно рассматривать как взаимодействие инновационных образовательных систем и их компонентов, обеспечивающих не только получение знаний, умений и навыков, но и осуществление личностных изменений, направленных на формирование активных субъектов образовательного процесса.

Представляется важной оптимизация образовательного пространства средних специальных и высших учебных заведений в условиях инновационных изменений. Решая данную задачу, необходимо создать в инновационном образовательном пространстве условия и стимулы для развития мотивации студентов, навыков самоанализа на коллективном и индивидуальных уровнях, а также формирования инновационного поведения у обучающихся и педагогов, предполагающего проявление инициативы, самостоятельности и ответственности в выборе творческих, неординарных решений.

Учебные заведения, работающие в инновационном режиме, могут позволить развивающемуся обществу удовлетворять потребность в современно образованных, нравственных, предприимчивых людях, которые:

  • самостоятельно принимают ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия;
  • способны к сотрудничеству;
  • отличаются мобильностью, динамизмом и конструктивизмом;
  • обладают развитым чувством ответственности.

Представляется целесообразным внедрение в учебный процесс различных инновационных методов и форм, проектной деятельности, усиление предпринимательской подготовки молодых специалистов посредством инновационных структур.

Главной целью студенческих инновационных структур может явиться развитие предпринимательских инициатив молодежи, создание благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малых инновационных студенческих организаций, реализующих оригинальные научно-технические идеи, а также осуществляющих и другие виды предпринимательской деятельности (коммерческое, финансовое, консультативное, страховое и т.д.).

Преподаватель может явиться субъектом, организующим и управляющим учебным процессом в инновационном образовательном пространстве, в дополнение к мотивации. Он должен иметь систему знаний о требованиях к профессиональному образованию, инновационных моделях и технологиях образования, хорошо понимать условия эффективного применения инновационных образовательных моделей, программ, технологий.

Педагог, хорошо подготовленный к работе в инновационном пространстве, должен на высоком уровне:

  • владеть комплексом понятий педагогической инноватики;
  • понимать место и роль инновационной деятельности в образовательном учреждении, ее связь с учебно-воспитательной деятельностью;
  • изучать опыт учителей-новаторов;
  • критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения;
  • разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса;
  • разрабатывать проекты внедрения новшеств;
  • ставить цели экспериментальной работы и планировать ее;
  • работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов;
  • анализировать и оценивать систему инновационной деятельности учебного заведения;
  • анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности.

Творческая деятельность преподавателя может быть направлена на получение, систематизацию, переработку и передачу новой научной информации в целях подготовки специалистов. Этот вид деятельности может потребовать особых способностей и длительной подготовки, в ходе которой такие способности развиваются и совершенствуются. Как и в любом виде творчества, в педагогической деятельности своеобразно сочетаются действия нормативные и эвристические, создаваемые в ходе собственного поиска.

Для успешной практической педагогической деятельности в инновационном образовательном пространстве можно считать целесообразными:

  • создание банка информации, доступного для педагогов;
  • экспертные услуги, дающие квалифицированную оценку деятельности;
  • наличие консультативной помощи;
  • координационный центр по взаимодействию педагогов, занимающихся близкими проблемами;
  • взаимосвязь научного исследования с педагогической практикой средних специальных и высших учебных заведений;
  • создание благоприятной стимулирующей среды.

Готовность работы в инновационном образовательном пространстве можно считать важнейшим качеством профессионального педагога, способствующим создание организациями инновационных продуктов.

Список литературы

  1. Экономика управляемой гармонии. Книга 5. Экономика интеллектуальной продукции / Кохно П.А., Лаптев В.Н., Чеботарев С.С. – М.: Университет Российской академии образования, 2014. – 298 с.
  2. Подходы к формированию организационного лидерства и личностного развития в ВУЗе для создания инновационного продукта / Носаков В.Н., Носаков И.В. // Актуальные проблемы управления. – Н.Новгород: ННГУ, 2015. – С. 347-349.
  3. Педагогическое мастерство преподавателя / Хозяинов Г.И. // Методическое пособие. – М.: Высшая школа, 1988.
  4. Носаков, И.В. Оценка конкурентоспособности туристского сервиса. Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право. Сборник научных трудов. – Севастополь: СЭГИ ФГОАУ ВО КФУ, 2016. – С. 216-219.
  5. Человеческий капитал в инновационной деятельности организации / Носаков И.В., Носаков В.Н. // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016. – № 50-1; URL: http://novainfo.ru/article/7478.
  6. Инновационный подход к обучению в профессиональной школе / Сиротюк А. Л. Сергеева М. Г. – Курск: РФЭИ, 2011.
  7. Моделирование профессиональной компетенции человеческого капитала для инновационной деятельности организации / Носаков И.В., Носакова Т.В. // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016. – № 50-1; URL: http://novainfo.ru/article/7493.
  8. Системы создания нового продукта в промышленности / Кузнецов В.П., Панов А.И., Семахин Е.П., Гарина С.В., Поташник Я.С., Носаков И.В. // Монография (ISBN 978-5-85219-288-2). – Н.Новгород: НГПУ. – 2012. – 117 с.
  9. Социально-педагогические аспекты профессионального ориентирования работодателя при создании нового продукта / Носаков И.В., Носакова Т.В. // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016. – № 50-1; URL: http://novainfo.ru/article/7509.