Об образовательной составляющей человеческого капитала в инновационной деятельности

№50-1,

Экономические науки

Человеческий капитал формируется за счет инвестиций в человека. Основные формы деятельности – школьное образование, обучение на рабочем месте, укрепление здоровья и увеличение запаса информации относительно экономики – это инвестиционная деятельность, развивающая человеческий капитал. Сопоставление в экономике результатов с затратами позволяет сделать вывод об эффективности использования ресурсов. При совершенствовании знаний и навыков определенное значение имеет свободное время, как один из главных активов человеческого капитала, позволяющих индивидууму приобретать другие активы человеческого капитала. Также существуют различия между специальными и общими инвестициями в человека. К инвестициям в человеческий капитал сегодня актуально отнесение расходов на фундаментальные научные разработки. Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций. Человеческие ресурсы снижают относительное значение природных ресурсов и машин, т.к. только они способны преобразовывать прочие экономические ресурсы в товары и услуги. Важными являются возможности использования и развития инновационного трудового потенциала, эффективного вовлечения инновационных личностей в трудовую деятельность, в инновационную экономику.

Похожие материалы

Человеческий капитал формируется за счет инвестиций в человека, среди которых можно назвать обучение, подготовку на производстве, расходы на здравоохранение, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.

Для формирования и накопления человеческого капитала необходимо вкладывать какие-либо ресурсы в его развитие (материальные, природные, духовные), а также осуществлять какие-либо действия, выполнять какие-либо функции по его формированию и накоплению. Инвестициями в человеческий капитал могут быть: образование, накопление производственного опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. Основные формы деятельности – школьное образование, обучение на рабочем месте, укрепление здоровья и увеличение запаса информации относительно экономики – это инвестиционная деятельность, развивающая человеческий капитал. Сопоставление в экономике результатов с затратами позволяет сделать вывод об эффективности использования ресурсов. Чем более эффективно используются инвестиции в человеческий капитал, тем меньше их требуется и наоборот.

При совершенствовании знаний и навыков определенное значение имеет свободное время, как один из главных активов человеческого капитала, позволяющих индивидууму приобретать другие активы человеческого капитала. Также существуют различия между специальными и общими инвестициями в человека. Так, специальная подготовка наделяет работников знаниями и навыками, представляющими интерес лишь для той фирмы, где они были получены. А в ходе общей подготовки работник приобретает знания и навыки, которые могут найти применение и на множестве других фирм.

Каждый компонент человеческого капитала требует определенных инвестиций. Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и образование. Общее и специальное образование улучшает качество, повышает уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивая объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование способны формировать высококвалифицированных специалистов, высокопроизводительный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.

Отдельно следует выделить группу расходов на обучение на производстве. Сегодня – это один из важнейших компонентов вложений в человеческий капитал во всех странах мира. В любом обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов-исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т.д., которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей.

К инвестициям в человеческий капитал сегодня актуально отнесение расходов на фундаментальные научные разработки. В информационном обществе, где определяющая роль будет принадлежать сферам, в которых накапливаются благодаря развитию науки, культуры и образования информационные богатства общества, аккумулируемые затем в сфере технологий, наука превращается в своеобразный генератор человеческого капитала.

Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.

  1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя.
  2. Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться. Увеличение человеческого капитала осуществляется в процессе периодического переобучения работника и накопления им производственного опыта, постоянной охраны здоровья.
  3. По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности.
  4. Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы.
  5. Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями.
  6. По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества.
  7. Инвестиции в человеческий капитал можно измерить и выразить в денежном выражении, даже если придѐтся прибегнуть к косвенным показателям.

Человеческий капитал объективно характеризуется мерой здоровья, уровнем знаний, профессионального опыта, мотивов, навыков, способностей, экономически значимой информации, накопленных посредством пожизненных инвестиций в человека, его здоровье, интеллект, культуру, позволяющих не только экономически выживать отдельным индивидам и обществу в целом посредством удовлетворения текущих потребностей, но и развиваться до принесения предельного индивидуального социально-экономического и общественного эффекта, проявляющегося в экономическом росте, социальной стабильности.

Человеческие ресурсы не только становятся более ценными, но они все более снижают относительное значение природных ресурсов и машин. Эта их новая роль связана с тем, что только они способны преобразовывать прочие экономические ресурсы в товары и услуги.

Инновационный тип экономики требует соответствующего человеческого потенциала нового, инновационного типа. Творческие личности обладают такими отличительными чертами как: целеустремленность, убежденность, масштабность и перспективность мышления; восприимчивость к любым идеям; инициативность с предпочтением свободных непланируемых исследований; критичность мышления. Также важными являются возможности использования и развития инновационного трудового потенциала, эффективного вовлечения инновационных личностей в трудовую деятельность, в инновационную экономику.

Список литературы

  1. Человеческое поведение: экономический подход / Беккер Г.С. // Избранные труды по экономической теории. – М.: ГУ-ВШЭ, 2003.
  2. Человеческий капитал в инновационной деятельности организации / Носаков И.В., Носаков В.Н. // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016. – № 50-1; URL: http://novainfo.ru/article/7478.
  3. Человеческий капитал в транзитивной экономике (формирование, оценка, эффективность использования) / Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. – СПб.: Наука, 1999.
  4. Моделирование профессиональной компетенции человеческого капитала для инновационной деятельности организации / Носаков И.В., Носакова Т.В. // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016. – № 50-1; URL: http://novainfo.ru/article/7493.
  5. Теория человеческого капитала: / Дятлов С.А. // Учебное пособие. – СПб.: СПбУЭФ, 1996.
  6. Социальные, психологические и педагогические аспекты профориентационной деятельности / Носаков И.В., Носакова Т.В. // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016. – № 50-1; URL: http://novainfo.ru/article/7494.
  7. Системы создания нового продукта в промышленности / Кузнецов В.П., Панов А.И., Семахин Е.П., Гарина С.В., Поташник Я.С., Носаков И.В. // Монография (ISBN 978-5-85219-288-2). – Н.Новгород: НГПУ. – 2012. – 117 с.
  8. Социально-педагогические аспекты профессионального ориентирования работодателя при создании нового продукта / Носаков И.В., Носакова Т.В. // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016. – № 50-1; URL: http://novainfo.ru/article/7509.