Моделирование региональной таможенной логистической системы

№50-1,

Экономические науки

В статье рассматривается процедура моделирования логистической системы таможенной переработки грузов. Дается схема макрологистической системы управления таможенной переработкой грузов. Приведены подходы, опираясь на которые будет обеспечена оптимальная организация таможенного дела.

Похожие материалы

До сих пор продолжаются споры о понятии и аспектах логистики, о месте ее среди других экономических дисциплин, о сферах логистики – транспортной, производственной, закупочной, распределительной и связях различных областей логистики.

Вместе с тем логистика, как наука о материальных, товарных, финансовых и информационных потоках приобрела широкую популярность в связи с получением большого эффекта и перспективами применения прежде всего в общей сфере товарного обращения, в едином процессе товародвижения – при взаимодействии поставщиков, логистических посредников и потребителей [1].

Говоря о таможенной переработке грузов, следует отметить, что она связана, прежде всего, с прохождением товаров и услуг через таможенную границу. Таким образом, совершенно очевидно, что и таможенная переработка грузов представляет собой совокупность операций по перемещению через таможенную границу разнообразных грузов. Определенная их последовательность, взаимосвязанность и взаимозависимость образует поток таможенной переработки грузов.

Разнообразие потоков таможенной переработки грузов достаточно велико и определяется совокупностью ряда факторов: характер груза; таможенные режимы; таможенные тарифы; меры экономической политики и др.

По экономической природе потоки таможенной переработки грузов можно классифицировать по трем группам:

  1. потоки физического перемещения грузов через таможенную границу;
  2. информационные потоки, связанные с таможенным оформлением;
  3. финансовые потоки, связанные с перемещением таможенных платежей.

При этом информационные и финансовые потоки лишь обслуживают физические потоки грузов, перемещаемых через таможенную границу.

Для моделирования логистической системы таможенной переработки грузов предлагаем воспользоваться существующими методами многомерного программирования, в том числе:

  1. аддитивными и мультипликативными многомерными функциями полезности;
  2. общей процедурой сравнения сложных многомерных вариантов.

Общая форма аддитивной модели полезности представляется функцией:

 Последовательность шагов общей процедуры сравнения сложных многомерных вариантов
Рисунок 1. – Последовательность шагов общей процедуры сравнения сложных многомерных вариантов

Применительно к региональному таможенному управлению она может выглядеть как на рисунке 2.

 Схема макрологистической системы управления таможенной переработкой грузов
Рисунок 2. – Схема макрологистической системы управления таможенной переработкой грузов

Мы видим, что основными элементами макрологистической системы таможенной переработки грузов на уровне регионального таможенного управления являются:

  1. Федеральная таможенная служба (ФТС), которая осуществляет стратегическое управление;
  2. региональные таможенные управления (РТУ) РФ, входящие в единую федеральную централизованную систему таможенных органов РФ и обеспечивающие реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности РТУ в пределах установленной компетенции;
  3. таможни РФ, которые являются основным звеном макрологистической системы. Они непосредственно решают часть задач в сфере таможенного дела, несут основную нагрузку по досмотру и оформлению грузов, взиманию пошлин, налогов и др. платежей, связанных с перемещением грузов через таможенную границу РФ;
  4. таможенные посты РФ, являющие первичным звеном системы таможенных органов РФ;
  5. Федеральные органы управления, реализующие свои полномочия в регионе в процессе таможенной переработки грузов;
  6. региональные органы власти, представленные всеми ветвями власти субъектов государства в зоне деятельности таможни;
  7. участники внешнеэкономической деятельности, взаимодействующие с функциональными подразделениями аппарата таможни по вопросам таможенной переработки грузов;
  8. таможенные посредники, находящиеся во взаимодействии с аппаратом таможни.

Как нами уже было отмечено, материальные потоки в региональной логистической системе сопровождаются информационными потоками, создание которых должно быть подчинено ряду принципов:

  • координация деятельности всех звеньев системы должна быть возложена на региональную таможню, которая инициирует процесс создания системы;
  • интеграция управления таможенной переработкой грузов в регионе происходит, как правило, путем делегирования части своих полномочий всеми звеньями системы ее аппарату управления;
  • системная целостность управления таможенной переработкой грузов в регионе должна быть направлена на устранение излишней автономии участников;
  • адаптивность – способность системы перестраиваться с учетом изменения состава звеньев цепи (участники) и действия внешней среды (таможенные правила);
  • согласованность действий участников логистического процесса, которая позволит избежать конфронтацию и конфликтность между ними;
  • сопряженность интересов звеньев системы на основе достижения общественных целей.

Таким образом, с достаточной степенью уверенности можно утверждать, что создание эффективных таможенных логистических систем возможно при использовании предложенных подходов, опираясь на которые будет обеспечена оптимальная организация таможенного дела при наиболее полном сочетании организационно-экономических интересов всех участников внешнеэкономической деятельности.

Список литературы

  1. Использование системного подхода при разработке стратегии предприятия / Таланов А.Я., Тимиргалеева Р.Р. // Актуальные проблемы экономики современной России. 2015. Т. 2. № 2. С. 365-370.
  2. Логистический подход к управлению региональными организационно-экономическими системами / Ларина Р.Р., Гришин И.Ю. - Симферополь, 2012.
  3. Логiстизацiя процесiв в органiзацiйно-економiчних системах / Амiтан В.Н., Тимиргалеева Р.Р., Пiлюшенко В.Л. Донецьк, 2003.
  4. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. - М.: Юрайт, 2014. - 288 с.
  5. Регiональнi логiстичнi системи (формування, управлiння та стратегiя розвитку) / Timirgaleeva R.R. - Донецьк, 2004.
  6. Шехтер Д. Логистика. Искусство управления цепочками поставок / Д. Шехтерю - М.: Альпина, 2013. - 452 с.