Некоторые проблемы психологической коррекции деструктивно-агрессивного поведения несовершеннолетних осужденных

№50-1,

Психологические науки

В статье описаны некоторые результаты научного исследования возможностей психοлогической профилактики и кοррекции деструктивнο-агрессивнοгο пοведения несοвершеннοлетних οсужденных.

Похожие материалы

Перед учреждениями и органами, исполняющими наказания, России ставится задача профилактики рецидива преступлений среди осужденных, в том числе несовершеннолетних [5]. Учитывая тенденцию к гуманизации исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних осужденных, акцент делается на воспитательной, психологической и социальной работе с ними [1]. Одним из важных направлений психологической работы является психологическая профилактика и коррекция деструктивно-агрессивного поведения несовершеннолетних осужденных [4].

В возрастной психологии отмечено, что подростковый возраст характеризуется активизацией психопатических проявлений и акцентуаций характера [2, 6]. Диапазон проявлений агрессивности несовершеннолетних осужденных достаточно широк: от явных и открытых форм, характеризующихся грубым физическим насилием над личностью, до скрытых, специфических для мест лишения свободы (злобные сплетни, слухи, издевательства, насмешки). В связи с актуальностью данной проблематики было проведено исследование [3] и разработана программа психокоррекционной работы с осужденными подростками, склонными к деструктивно-агрессивному поведению. В исследовании приняли участие 64 несовершеннолетних правонарушителя в возрасте 14–18 лет, содержащихся в одном из СИЗО г. Москвы. В процессе исследования были выявлены сущность, детерминанты и механизмы агрессивных проявлений у несовершеннолетних осужденных, описаны контрастные типы поведения осужденных с различными особенностями личности и пенитенциарным статусом, склонных к агрессивному поведению.

Для выявления личностных особенностей деструктивно-агрессивного поведения несовершеннолетних осужденных подобран и апробирован комплекс психодиагностических методов, позволяющих дифференцировать осужденных по группам пенитенциарного риска и применять к ним адекватное исправительное воздействие. В психодиагностический комплекс вошли восьмицветовой тест Люшера; опросник Шмишека для выявления акцентуации характера; 16-факторный личностный опросник Кэттелла (187 вопросов, форма «А»); арт-тест и др.

В результате исследования разработаны теоретическая модель деструктивно-агрессивного поведения несовершеннолетних осужденных и психокоррекционная программа по управлению гневом для профилактики агрессивного поведения и коррекции личности осужденных подростков с элементами арт-терапии и когнитивно-поведенческой терапии и некоторых других методик. При разработке программы использован интегративный подход к психологической работе с осужденными [7]. Анализ результатов проведенного в рамках исследования эксперимента показал значительное снижение уровня деструктивности по различным параметрам личности несовершеннолетних осужденных, положительное воздействие на эмоциональную и волевую сферы, снижение уровня тревожности и агрессии, улучшение коммуникативного общения в группе [3]. Результаты исследования внедрены в практическую деятельность психологов пенитенциарных учреждений.

Список литературы

  1. Антюфеева О.С. Правовые проблемы профилактики преступности несовершеннолетних // NovaInfo. 2015. № 31-2.
  2. Багреева Е.Г., Гостев В.В., Датий А.В., Карпухин А.А., Селиванов Б.С., Федосеев А.А., Шаталов Ю.Н. Характеристика несовершеннолетних в возрасте 16-17 лет по времени нахождения под стражей // NovaInfo. 2016. № 49.
  3. Донскова Н.В. Деструктивно-агрессивное поведение несовершеннолетних осужденных и его коррекция в подростковом возрасте: выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация). М.: МГППУ, 2013. 139 с.
  4. Донскова Н.В., Федорова Е.М. Психокоррекция деструктивно-агрессивного поведения несовершеннолетних осужденных // Психология XXI столетия (Новиковские чтения) (Ярославль, 13-15 мая 2016 г.): сборник по материалам ежегодного Конгресса. Ярославль: ЯрГУ, МАПН, 2016. С. 120-121.
  5. Железная Ю.Ю., Федорова Е.М. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних осужденных // Научные дискуссии: тенденции и перспективы развития современного общества: сборник материалов Международной научно-практической конференции (3 апреля 2015 г., г. Воронеж, НИК ООО «Вэлборн»). Воронеж: Вэлборн, 2015. С. 50-54
  6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
  7. Федорова Е.М. Теория интеграции личности как базовая основа практической деятельности психолога УИС // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2015. № 3 (154). С. 43-47.