Психологическая готовность сотрудников УИС к применению огнестрельного оружия

NovaInfo 84, с.282-285, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 19
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассмотрены психологические проблемыготовности сотрудников УИС к применению огнестрельного оружия. Ежедневно сотрудники учреждений и органов ФСИН России заступают на службу с оружием, обучаются приемам стрельбы из огнестрельного оружия, однако не все сотрудники умеют правильно координировать свои действия. Проанализированы различные внешние и внутренние факторы, использованы различные методыи методики, использована литература таких ученых как: Ф. Куком, Д. Нейджином, М. Вольфганг, Г.Зайзела, Д. Зуел, Ф.Э. Зимринг, Д.П. Кинг, И. Уоллер, С. Фицсиммонс, В.И. Лебедев, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко, A.M. Столяренко, А.В. Буданов, И.О. Котенев, М.И. Марьин, В.М. Поздняков, A.M. Столяренко, В.Н. Смирнов, B.C. Карпов, В.И. Постоев, В.Д. Туманов, Л.Б. Филонов, В.А. Иванов, Н.Т. Куц, B.C. Новиков, А.И. Папкин, Л.Л. Попов, М.И. Якубович.). Выявлена и обоснована актуальность данной проблемы. Таким образом, психологическая готовность сотрудника УИС к применению огнестрельного оружия характеризуется наличием у него определенных знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять свои действия на соответствующем требованиям уровне. Для эффективного решения поставленных задач, ему необходимо умение их видеть, формулировать, применять специальные методы, наиболее подходящие для их решения.

Ключевые слова

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, СОТРУДНИКИ УИС, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ, ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ

Текст научной работы

Приказ Минюста РФ от 27 августа 2012 г. №169 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы» регламентирует в рамках занятий по профессиональной психологической подготовке формирование психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач, в том числе применения огнестрельного оружия.

Ежедневно сотрудники учреждений и органов ФСИН России заступают на службу с оружием, обучаются приемам стрельбы из огнестрельного оружия, однако не все сотрудники умеют правильно координировать свои действия. Развитие профессионально-значимых качеств сотрудника УИС начинается на первоначальном этапе служебной деятельности и поддерживается на протяжении всего времени его службы. Влияние различных внешних и внутренних факторов может препятствовать успешной деятельности при решении поставленных задач. Важным аспектом, оказывающим воздействие на работоспособность сотрудника УИС, а также способность овладевать необходимыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения оперативно-служебных задач, является психологическая готовность к совершению данных действий. Поэтому в организации профессиональной подготовки является оценка индивидуально-психологических особенностей сотрудников УИС, так как только целенаправленное воздействие на отдельные компоненты личности позволит получить необходимый результат.

Психологическим проблемам изучения психологической готовности к применению огнестрельного оружия занимались такие зарубежные и отечественные ученые, как: Ф. Куком, Д. Нейджином, М. Вольфганг, Г. Зайзела, Д. Зуел, Ф.Э. Зимринг, Д.П. Кинг, И. Уоллер, С. Фицсиммонс, В.И. Лебедев, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко, A.M. Столяренко, А.В. Буданов, И.О. Котенев, М.И. Марьин, В.М. Поздняков, A.M. Столяренко, В.Н. Смирнов, B.C. Карпов, В.И. Постоев, В.Д. Туманов, Л.Б. Филонов, В.А. Иванов, Н.Т. Куц, B.C. Новиков, А.И. Папкин, Л.Л. Попов, М.И. Якубович.

Под психологической готовностью традиционно понимают психический феномен, посредством которого объясняют устойчивость деятельности человека в окружающем пространстве [3].

Словари определяют готовность как «состояние готового», «психическая настроенность на что-либо, желание сделать что-либо», «согласие сделать что-нибудь, желание содействовать чему-либо» [4].

В связи с разноплановостью исследования проблемы психологической готовности в науке наблюдается многообразие подходов к трактовке понятия «психологическая готовность к профессиональной деятельности, ее структуре и видам».

Наиболее известные из них:

  • Я. Л. Коломенский, Т. В. Кудрявцев, Н. В. Кузьмина, Н. И. Крылов, Л. А. Моисеенко — рассматривают психологическую готовность как готовность к действию, к деятельности, к труду;
  • Б. П. Жизневский как готовность к новым условиям общения и функционированию в новых группах и коллективах;
  • И. А. Григорьянц, Л. Э. Орбан как готовность взрослого к осуществлению нравственного воспитания;
  • В. М. Зуев, П. М. Новиков как готовность в выполнению разнообразных профессиональных обязанностей, ориентированных на динамическое развитие производства;
  • В. И. Бочелюк, Г. С. Дунин, Л. М. Королев, А. Г. Моренко, Н. Ф. Соколова, Е. Н. Францева как готовность к выполнению служебных задач;
  • З. А. Кулаева, И. Н. Черемухина как готовность к обучению;
  • К. Браун, О. Дрейер, Г. Ульманн, К. Хольцкамп, У. Хольцкамп-Остеркамп как готовность быть субъектом в своей жизни [3].

С целью детального изучения компонентов психологической готовности сотрудников УИС, позволяющих более детально анализировать их деятельность, необходимо рассмотреть теоретические концепции в отношении структуры психологической готовности.

Так, Б. Г. Ананьев, А. В. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн при анализе феномена психологической готовности указывали на наличие в ее составе структуры конкретного действия и постоянной направленности сознания на его выполнение [1].

Согласно М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович [2], психологическая готовность включает следующие элементы:

  • мотивационный компонент (положительное отношение к действительности, потребность успешно выполнять поставленную задачу, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны);
  • ориентационный компонент (знания и представления об особенностях и условиях профессиональной деятельности, о ее требованиях к личности);
  • операциональный компонент (владение способностями и приемами профессиональной деятельности, знаниями, умениями и навыками, анализом и синтезом, волевая организованность, самостоятельность, дисциплинированность);
  • волевой компонент (самоконтроль, самомобилизация, умение управлять действительностью);
  • оценочный компонент (самооценка своей профессиональной подготовки).

В. А. Крутецкий, рассматривая психологическую готовность, вычленил в ее составе следующие элементы:

  • положительное отношение к деятельности;
  • интересы, склонности;
  • характерологические черты;
  • психологические состояния;
  • знания, умения, навыки [4].

Таким образом, психологическая готовность сотрудника УИС к применению огнестрельного оружия характеризуется наличием у него определенных знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять свои действия на соответствующем требованиям уровне. Для эффективного решения поставленных задач, ему необходимо умение их видеть, формулировать, применять специальные методы, наиболее подходящие для их решения.

Читайте также

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. – М.: ВЛАДОС, 2007. - 280 с.
  2. Дьяченко М. И., Кандыбович T. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. М.: Университетское, 1985.
  3. Кулакова С.В., Фадеева К.Ф. Психологические аспекты развития и проявления эмоционального выгорания сотрудников пенитенциарных учреждений как следствие профессиональной деятельности // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право: матер. межрег. научн.-практ. конф., Томск, 15-16 апреля 2014 г.
  4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М., 1999.

Цитировать

Старков, Н.А. Психологическая готовность сотрудников УИС к применению огнестрельного оружия / Н.А. Старков. — Текст : электронный // NovaInfo, 2018. — № 84. — С. 282-285. — URL: https://novainfo.ru/article/15077 (дата обращения: 21.03.2023).

Поделиться