Приказ Минюста РФ от 27 августа 2012 г. №169 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы» регламентирует в рамках занятий по профессиональной психологической подготовке формирование психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач, в том числе применения огнестрельного оружия.
Ежедневно сотрудники учреждений и органов ФСИН России заступают на службу с оружием, обучаются приемам стрельбы из огнестрельного оружия, однако не все сотрудники умеют правильно координировать свои действия. Развитие профессионально-значимых качеств сотрудника УИС начинается на первоначальном этапе служебной деятельности и поддерживается на протяжении всего времени его службы. Влияние различных внешних и внутренних факторов может препятствовать успешной деятельности при решении поставленных задач. Важным аспектом, оказывающим воздействие на работоспособность сотрудника УИС, а также способность овладевать необходимыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения оперативно-служебных задач, является психологическая готовность к совершению данных действий. Поэтому в организации профессиональной подготовки является оценка индивидуально-психологических особенностей сотрудников УИС, так как только целенаправленное воздействие на отдельные компоненты личности позволит получить необходимый результат.
Психологическим проблемам изучения психологической готовности к применению огнестрельного оружия занимались такие зарубежные и отечественные ученые, как: Ф. Куком, Д. Нейджином, М. Вольфганг, Г. Зайзела, Д. Зуел, Ф.Э. Зимринг, Д.П. Кинг, И. Уоллер, С. Фицсиммонс, В.И. Лебедев, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко, A.M. Столяренко, А.В. Буданов, И.О. Котенев, М.И. Марьин, В.М. Поздняков, A.M. Столяренко, В.Н. Смирнов, B.C. Карпов, В.И. Постоев, В.Д. Туманов, Л.Б. Филонов, В.А. Иванов, Н.Т. Куц, B.C. Новиков, А.И. Папкин, Л.Л. Попов, М.И. Якубович.
Под психологической готовностью традиционно понимают психический феномен, посредством которого объясняют устойчивость деятельности человека в окружающем пространстве [3].
Словари определяют готовность как «состояние готового», «психическая настроенность на что-либо, желание сделать что-либо», «согласие сделать что-нибудь, желание содействовать чему-либо» [4].
В связи с разноплановостью исследования проблемы психологической готовности в науке наблюдается многообразие подходов к трактовке понятия «психологическая готовность к профессиональной деятельности, ее структуре и видам».
Наиболее известные из них:
- Я. Л. Коломенский, Т. В. Кудрявцев, Н. В. Кузьмина, Н. И. Крылов, Л. А. Моисеенко — рассматривают психологическую готовность как готовность к действию, к деятельности, к труду;
- Б. П. Жизневский как готовность к новым условиям общения и функционированию в новых группах и коллективах;
- И. А. Григорьянц, Л. Э. Орбан как готовность взрослого к осуществлению нравственного воспитания;
- В. М. Зуев, П. М. Новиков как готовность в выполнению разнообразных профессиональных обязанностей, ориентированных на динамическое развитие производства;
- В. И. Бочелюк, Г. С. Дунин, Л. М. Королев, А. Г. Моренко, Н. Ф. Соколова, Е. Н. Францева как готовность к выполнению служебных задач;
- З. А. Кулаева, И. Н. Черемухина как готовность к обучению;
- К. Браун, О. Дрейер, Г. Ульманн, К. Хольцкамп, У. Хольцкамп-Остеркамп как готовность быть субъектом в своей жизни [3].
С целью детального изучения компонентов психологической готовности сотрудников УИС, позволяющих более детально анализировать их деятельность, необходимо рассмотреть теоретические концепции в отношении структуры психологической готовности.
Так, Б. Г. Ананьев, А. В. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн при анализе феномена психологической готовности указывали на наличие в ее составе структуры конкретного действия и постоянной направленности сознания на его выполнение [1].
Согласно М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович [2], психологическая готовность включает следующие элементы:
- мотивационный компонент (положительное отношение к действительности, потребность успешно выполнять поставленную задачу, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны);
- ориентационный компонент (знания и представления об особенностях и условиях профессиональной деятельности, о ее требованиях к личности);
- операциональный компонент (владение способностями и приемами профессиональной деятельности, знаниями, умениями и навыками, анализом и синтезом, волевая организованность, самостоятельность, дисциплинированность);
- волевой компонент (самоконтроль, самомобилизация, умение управлять действительностью);
- оценочный компонент (самооценка своей профессиональной подготовки).
В. А. Крутецкий, рассматривая психологическую готовность, вычленил в ее составе следующие элементы:
- положительное отношение к деятельности;
- интересы, склонности;
- характерологические черты;
- психологические состояния;
- знания, умения, навыки [4].
Таким образом, психологическая готовность сотрудника УИС к применению огнестрельного оружия характеризуется наличием у него определенных знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять свои действия на соответствующем требованиям уровне. Для эффективного решения поставленных задач, ему необходимо умение их видеть, формулировать, применять специальные методы, наиболее подходящие для их решения.