Экономические и социальные аспекты внедрения беспилотных автомобилей

№50-2,

Экономические науки

В статье рассмотрены социальные и экономические положения внедрения беспилотных автомобилей. Приведены результаты социологических исследований.

Похожие материалы

Беспилотный автомобиль – транспортное средство, оборудованное системой автоматического управления, которое может передвигаться без участия человека [1]. Автопилот может распознавать дорожные знаки, сигналы светофора, пешеходов и других участников движения с любого ракурса и в условиях плохой видимости.

Мечта об автомобиле, который сможет ездить без участия водителя становится реальностью. Но в настоящее время еще не одна страна в мире не дала официального разрешения разрешение на использование полностью автономных автомобилей на общественных автодорогах [2].

Некоторые производители уверяют, что порядка ста автомобилей смогут ездить по городу уже в 2017 году. Причем эксплуатация таких автомобилей планируется не на специально оборудованных трассах, а на обычных дорогах, с оживленным движением, где могут возникать заторы в определенные часы. И по прогнозам к 2030 половина всех автомобилей земного шара будет оснащена системой автопилот.

«Сегодня едва ли кого-то удивляет тот факт, что самолет летит на автопилоте. Но представить себе автомобиль, который едет самостоятельно, а водитель читает книгу – это звучит более чем необычно для многих людей», - считает Хокан Самуэльссон, президент и генеральный директор Volvo [3].

Причем подобные разработки активно ведется как в Японии, в США, странах Европы и в России.

А вот готовы ли потребители довериться современным технологиям?!

Еще несколько лет назад специалисты одной американской компании опросили 1500 респондентов в 10 странах мира. Половина опрошенных готовы доверить свое здоровье и жизнь автоматическим системам управления автомобиля. Этот показатель слегка снижается, когда речь идет о перевозке детей, тем не менее, он все равно достаточно близок к 50-процентному барьеру [4].

Недавно (в августе 2016 года) подобный опрос был проведен и на Российском электронном автомобильном портале. Было проанкетировано 8383 человека. Анализ данных показал, что 43% (3645 человек) отрицательно смотрят на использования автопилота т.к. автоматика в сложных случаях среагирует хуже, чем профессиональный водитель.

24% (2019 человек) тоже смотрят отрицательно т.к. большое количество водителей могут остаться безработными.

21% (1726 человек) дали положительный результат и считают, что снизится человеческий фактор, приводящий к серьезным ДТП.

12% (983 человека) затрудняются ответить [5].

Итог анкетирования: более 60% высказало отрицательное мнение об использовании автопилота.

Если же данный вопрос рассматривать с экономической точки зрения, то можно сделать выводы:

  1. произойдет снижение стоимости автотранспортной услуги перевозки грузов и людей за счёт экономии фонда оплаты труда водителей;
  2. снизится время транспортировки грузов и пассажиров за счет отсутствия режима рабочего времени и времени отдыха водителей;
  3. снизится расход топлива и ГСМ за счет использования дорог при помощи автоматизированного централизованного управления транспортным потоком.

Однако все всех имеющихся положительных моментах имеется один значимый недостаток использования автопилота – это потеря рабочих мест людьми, чья работа связана с вождением транспортных средств. Итогом может стать вынужденное сокращение водителей. В настоящее время в некоторых странах Европы уровень безработицы доходит до 20% [6].

Российское правительство положительно смотрит на передовые разработки и намерено субсидировать затраты на создание беспилотных автомобилей.

Стимулировать разработки в области беспилотных автомобилей правительство решило еще в конце 2014 г. [7].

Дальнейшее рассмотрение данного вопроса должно быть направленно на расчет технико-эксплуатационных показателей и определение экономической выгоды или убытка от использования беспилотных автомобилей.

Список литературы

  1. https://ru.wikipedia.org/
  2. http://www.1gai.ru
  3. http://volvocargorki.ru/about/news/novosti-kompanii/volvo-car-group-tekhnologii-avtonomnogo-upravleniya-garantiruyut-vygodu-kak-dlya-obshchestva-tak-i-d/
  4. http://www.avtovzglyad.ru/article/2013/05/21/608040-voditelyam-nuzhen-avtopilot.html
  5. http://www.drom.ru/
  6. http://geo-politica.info/bezrabotitsa-v-evrope.html
  7. http://www.autonews.ru/autobusiness/news/1833873/