Транспортная логистика как система управления международными товарными потоками

№50-2,

Экономические науки

В статье рассмотрена транспортная логистика и ее виды при международных перевозках грузов.

Похожие материалы

В настоящее время понятие «логистика» в самом простом определении звучит как управление товарооборотом от поставщика до потребителя с минимальными издержками. Транспортная логистика представляет собой управление грузопотоками, следующими от пунктов из зарождения до пунктов погашения.

Главной особенностью транспортной логистики является системный подход к перемещению грузов, который основывается на принципе «единого зонта». Этот принцип означает, что лицо, которое принимает решение о выборе видов транспорта, перевозчике, способе траспортировки товаров, маршруте следования и других критериях, обязано объединить их в один общий критерий, то есть решать проблему комплексно.

Наиболее эффективное управление на современном этапе развития логистики представляет собой интеграцию трех видов деятельности - физическое распределение, материально-техническое обеспечение производства и снабжение ресурсами.

Устойчивость логистической цепочки определяется величиной издержек на ее функционирование и по ее результативности. В последние годы формирование международных и глобальных логических цепочек осложнило все фазы транспортно-логистического процесса. В основном, причиной здесь служит различия в длительности во внутренней и внешней логистике. Если на внутреннем рынке срок транспортировки заказа колеблется до десяти дней, то на внешнем он может составлять от недели до нескольких месяцев. Это зависит от формы международных расчетов, специальных требований к упаковке и маркировке, разницы часовых поясов и т.д [1].

Сложность процесса международной логистики приводит к неоправданным временным и денежным расходам, препятствует ее расширению. В качестве решения данной проблемы рассмотрим виды эффективных смешанных перевозок. В большинстве случаев перевозки товаров от мест изготовления до мест потребления не сводятся к использованию только одного вида транспорта, а осуществляется сразу несколькими.

Распространенным видом организации перевозки международных грузов является интермодальная. Она заключается в создании операторами контейнерных перевозок грузов интегрированных транспортных систем, по которым грузы перевозятся в укрупненных стандартных грузовых местах в смешанном сообщении с участием различных видов транспорта, работа которых строго скоординирована и взаимосвязана. Основная задача здесь состоит в ускорении и удешевлении процесса движения грузов от изготовителя до потребителя по варианту «от двери до двери».

В Конвенции ООН о международных смешанных перевозках грузов дано официальное определение интермодальных перевозок: «Международная смешанная перевозка означает перевозку грузов по меньшей мере двумя разными видами транспорта на основании договора смешанной перевозки из места в одной стране, где грузы поступают в ведение оператора смешанной перевозки, до обусловленного места доставки в другой стране. Операции по вывозу и доставке грузов, осуществляемые во исполнение договора перевозки только одним видом транспорта, как определено в таком договоре, не считаются международной смешанной перевозкой»[2].

Таким образом, можно выделить следующие отличительные черты интермодальных перевозок от традиционной системы логистики:

  • участие не менее двух видов транспорта;
  • пункт отправления и назначения находятся в разных странах;
  • один из участников процесса логистики организует весь цикл по единому документу и несет ответственность за сохранность груза до места назначения.

Вторым видом перевозки международных грузов являются комбинированные, то есть перевозки в специальных транспортных единицах или средствах, приспособленных для перевозки грузов на различных видах транспорта, а также перевозки с использованием технических средств одного вида транспорта для перевозок на другом, например, автомобиль по железной дороге, вагон на пароме и т.д.

Особенностями комбинированных перевозок являются:

  • перевозка происходит укрупненными местами;
  • «от двери до двери» без перегрузки от склада отправителя до склада получателя;
  • за всю перевозку устанавливается общий тариф;
  • на все виды транспорта - единый транспортный документ[3].

Комбинированные перевозки получили техническую и правовую основу, выделившись в самостоятельный вид перевозок.

Развитие эффективных смешанных перевозок, отвечающих потребностям международной торговли в настоящее время, является востребованным направлением и должно базироваться на тщательном анализе затрат и эффективности. Благодаря внедрению данных перевозок в практику международного бизнеса поддерживается постоянный рост конкурентоспособности различных видов транспорта, усиливаются возможности их взаимозаменяемости.

Список литературы

  1. Бауэрсокс Д., Клосс Д. Логистика. Интегрированная цепь поставок. 2-изд./ Пер. с англ. –М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2005. – 640 с.
  2. "Конвенция Организации Объединенных Наций о международных смешанных перевозках грузов"//СПС «Консультант»
  3. Международный бизнес. Теория и практика : учебник для бакалавров / А. И. Погорлецкий [и др.] ; под ред. А. И. Погорлецкого, С. Ф. Сутырина. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 733 с. — (Бакалавр. Академический курс).