В результате коренных изменений в экономике нашей страны в конце ХХ века в высших учебных заведениях и практике деятельности коммерческих организаций появилось новое научно-практическое направление - «Логистика». Использование концепции логистики предполагает изменение существующей ситуации на предприятии, внедрение новых технологий с целью снижения затрат на физическое товародвижение, повышения уровня обслуживания клиентов и совершенствования взаимодействия между подразделения предприятия, поставщиками и коммерческими посредниками.
Именно совершенствование и оптимизация, а не собственно организация транспортировки и складирования. Хотя на отечественных предприятиях чаще всего именно так и понимается логистика. Если обратиться к вакансиям, которые предлагают предприятия, то можно встретить множество интереснейших профессий в сфере логистики. К примеру, требуются логисты-грузчики, логисты-экспедиторы, логисты-кладовщики.
Ну и самое интересное: требуется логист-переводчик. Кто это такой - история умалчивает, но подобное словообразование в наше время не редкость. В результате получаем как в расхожем выражении - «вместе с водой выплеснули и ребенка» и логистика как современная методология управления предприятием часто упрощается и сходит на нет. Происходит подмена понятий: был склад или отдел снабжения, назвали по-другому - отдел логистики, но от этого ничего не изменилось.
Таких примеров можно много встретить как в практике, так в учебной и научной литературе. Сущность логистики заключается в здравом смысле и в мудрости людей, принимающих решения на предприятии или в цепи поставок, да и в своей частной жизни тоже. При изучении логистики можно использовать аналогии, которые взяты из повседневной жизни людей - то, что знакомо и понятно или из практики коммерческой деятельности производственных и торговых предприятий. В этом отношении приходит на ум высказывание Блеза Паскаля про математику ("Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать случай сделать его немного занимательным"), которое в полной мере может быть использовано при разработке учебных материалов для будущих логистов или специалистов, имеющих отношение к планированию движения материальных потоков.
Логистику можно рассматривать с разных точек зрения. С одной стороны – это отрасль экономических знаний, а с другой – область хозяйственной деятельности. Кроме того, логистику можно рассматривать как определенную философию и образ мышления человека, воспринимающего окружающую действительность через призму потоков. Все эти направления логистики сосуществуют и взаимодополняют друг друга [1].
Происхождение логистики исторически чаще всего связывают с военным делом, так как долгое время логистика развивалась и совершенствовалась при планировании и проведении военных операций в разных странах и в разное время.
Различают три источника термина «логистика» в историческом аспекте: военный; математический и экономический.
Основоположником военной логистики принято считать Александра Македонского. Он сумел за рекордно короткое время завоевать большое количество территорий за счет использования логистического подхода. К примеру, он прокладывал маршруты движения войска вдоль русел рек. Это способствовало своевременному обеспечению армии вооружением, продовольствием и обмундированием. Еще Александр изменил способ перемещения и материально-технического обеспечения своей армии, так как полностью отказался от обозов и сформировал подразделение инженеров-снабженцев. Эти снабженцы шли впереди армии, закупали продовольствие и складировали его на определенном расстоянии, поэтому армия шла налегке от склада к складу.
Вопросами логистики интересовался также Наполеон и другие военачальники. При изучении военной истории становится понятно, что все блестящие полководцы одновременно являлись выдающимися логистами (подробно об истории военной логистики рассказывается в аудиокниге американских авторов Дэймона Шехтера и Гордона Сандера «Логистика. Искусство управления цепочками поставок»). Эти авторы в результате анализа военной истории приходят к выводу, что все блестящие полководцы одновременно были и блестящими логистами. И наоборот, ошибки в сфере логистики очень дорого стоили всем полководцам. Да и в жизни любого человека такие ошибки дают далеко идущие последствия.
Еще одним источником возникновения логистики с исторической точки зрения можно считать торговлю, так как купцы с древних времен организовывали перемещение партий товаров между регионами, но в то же время любой купец был искусным воином, так как ему с оружием в руках приходилось защищать свой товаров от грабителей.
Наконец совсем редкая точка зрения в отношении формирования логистики как сферы хозяйственной деятельности и собственно термина «логистика». Всем нам известно такое слово, как лоджия, а во французской транскрипции слово логистика звучит как «лоджистик» (созвучно с лоджией), что в переводе на русский язык означает «дом или домашнее хозяйство». Так вот, во французской армии логисты-снабженцы именовались «лоджистиками», а в русской царской армии - квартирмейстерами.
Исходной позицией в этом направлении также служит управление домашним хозяйством, и при ближайшем рассмотрении мы можем увидеть, что в любом современном домашнем хозяйстве (и в городе и в сельской местности) присутствует множество процессов, связанных с управлением материальными потоками и запасами [2-4].
В России чаще главными логистами в семьях являются хозяйки, так как они планируют поставки и закупки продуктов питания. Это ежедневная работа, которая на первый взгляд кажется простой, но на самом деле, как и на предприятиях, требует точных расчетов и своевременного пополнения запасов. И здесь также есть материальные и связанные с ними финансовые и информационные потоки.
И еще логистикой буквально наполнен русский язык, в пословицах и притчах. Что ни пословица, то готовое логистическое решение. К примеру, в пословице: «за морем телушка - полушка, да рубль перевоз», идет речь о выборе территориально удаленного поставщика. А выражение «один в поле не воин» свидетельствует о необходимости единого управления цепями поставок в промышленности и торговле. В общем функционирование логистической системы должно быть организовано так, чтобы «волки были сыты и овцы целы»
Следовательно, логистику нужно рассматривать в настоящем и в прошлом России с перспективой на будущее. Опыт решения многих логистических задач нашими соотечественниками на разных этапах исторического развития также отражен в русской литературе и народном творчестве и для отечественной промышленности и торговли подходит больше, опыт Японии и Германии - с учетом их территориальной компактности.
К примеру, в книге русского писателя Ивана Шмелева «Лето господне» описывается особенность транспортировки грузов в Москву крестьянами. До Москвы крестьянин на рождественскую ярмарку доставлял товары гужевым транспортом, там все распродавал, продавал и лошадь с повозкой, а затем по железной дороге отправлялся домой. Чем не логистическое решение?
Первым автором трудов по военной логистике является французский военный теоретик Антуан Анри Жомини, который жил в России до середины 19 века. В одном из своих трудов, посвященных наследнику царского престола, он определил логистику как «мост между экономикой нации и воюющими частями», обосновал положения концепции логистики в военной сфере. В дальнейшем американцы использовали труды этого ученого и практика при открытии второго фронта, поэтому наивысшего развития военная логистика достигла во время второй мировой войны.
Второй аспект использования термина «логистика» – математический. Можно создать в интернете поисковый запрос «логистика», но некоторые результаты запроса будут далеки от управления материальными потоками в логистических системах. Математическое использование логистики имеет исключительно научное направление. Немецкий философ и математик Готфриб Лейбниц называл логистикой математическую логику.
После второй мировой войны логистикой заинтересовались экономисты в США и странах Европы, которые стали использовать её для совершенствования снабжения производственных предприятий. Практическое использование логистики в США в это время было связано с тем, что военные специалисты-снабженцы были отправлены в отставку и при трудоустройстве в гражданской сфере стали использовать знания, накопленные на военной службе.
В общем виде логистика в экономической сфере является средством для снижения затрат при закупках, производстве и продаже товаров. Использование концепции логистики в производстве и торговле нацелено на совершенствование процессов товародвижения, оптимизацию запасов и издержек, на обеспечение высокого качества обслуживания потребителей.
Чаще всего использование логистики в военной сфере связывают с успехом американцев после открытия второго фронта во время второй мировой войны при обеспечении своей армии и союзников техникой и продовольствием. Этот опыт хорошо отражен в литературе, американскими военными специалистами обобщены все предшествующие научные работы (включая работы барона Антуана Анри Жомини) и внесен огромный вклад в развитие методологии логистики.
В то же время не стоит недооценивать использование технологий логистики в Советском союзе в период 1941-45 гг., когда за предельно короткий срок оборонные предприятия были перемещены в новые места и через два-три месяца завод начинал выпускать танки. Пусть организация движения материальных потоков в этот период исторического развития России не называлась логистикой, но то что было сделано в то время, до сих пор поражает воображение. Да и дальнейшее развитие промышленности и масштабные послевоенные стройки тоже осуществлялись согласованно и системно. К примеру, в гидроэнергетике, где только организация транспортировки огромных электротурбин из европейской части России в азиатскую является уникальным логистическим проектом.
Наряду с разделением логистики на военную, математическую и экономическую, при изучении этой дисциплины важно понимать, что логистика существует как наука, практическое направление деятельности (или специальность в вузе) и учебная дисциплина с соответствующей методологией. В этом случае не стоит все мешать "в одну кучу", чтобы правильно подойти к получению и освоению знаний в этой предметной области.
В изучаемом учебном курсе будет представлено такое разграничение, когда будут приводиться примеры из практики или представлены классификации материальных, информационных и финансовых потоков. Исходя из опыта общения со студенческой аудиторией, обучающихся на специальности "Логистика и управление цепями поставок" (или профиле "Логистика" по направлению "Менеджмент"), эти вопросы, часто не до конца осознаваемые, возникают у обучающихся, а педагог-лектор должен внести порядок в понимание назначения теоретических и практических знаний. Такой подход позволяет студентам обрести мотивацию к познавательной деятельности. Таким образом, переходим к методологической части дисциплины "Основы логистики", определению объекта и предмета исследования.
Объект исследования дисциплины – материальный поток и сопутствующие ему финансовые, информационные и сервисные потоки. Материальный поток – это движение продукции на всех стадиях формирования товара: «источник сырья – производство – распределение товаров – конечное потребление – обратные потоки».
Предмет исследования – оптимизация движения материальных и сопутствующих им потоков.
Цель логистики, в общем виде, отражается 7 правилами: (1) нужный товар должен быть доставлен (2) в нужное время (3) в нужное место, (4) с наименьшими затратами, (5) нужного качества, (6) в нужном количестве и (7) нужному потребителю материального потока. Если эти правила выполняются, то цель логистической деятельности считается достигнутой 5, 6].
В практике эти аспекты реализуются следующим образом. К примеру, человек купил в магазине диван и заказал его доставку. В момент оплаты право собственности на диван переходит к покупателю, но риск его утери и порчи пока принимает на себя продавец. Затем продавец и покупатель договариваются о времени доставки.
После того как диван, выбранный покупателем, доставлен в нужное время (по уговору с покупателем) и в нужное место (по адресу, указанному покупателем), исполнилось первые четыре правила логистики (для снижения затрат при доставке продавец составляет оптимальный маршрут).
Затем покупатель осматривает товар, проверяет наличие комплектующих. Если нарушений качества и количества (все комплектующие на месте) нет, то лицо, имеющее право подписи (нужный потребитель) ставит свою подпись на документах. Следовательно, исполняется еще три правила логистики.
Логистика в своем развитии прошла определенные этапы, что привело к повышению надежности доставки в товаропроводящих цепях. Использование правил логистики в коммерческой деятельности предприятий предполагает четкое взаимодействие между продавцом, покупателями и сервисными организациями, что приводит к снижению затрат на доставку и удовлетворение потребностей клиентов.