Совершенствование управления сельским хозяйством

№50-2,

Экономические науки

Статья посвящена актуальной проблеме совершенствования управления сельским хозяйством в России. Работа содержит некоторые статистические данные о развитии аграрного производства в нашей стране, прогнозы экспертов аграрной сферы о тенденциях сельского хозяйства России. В работе предложены основные направления совершенствования управления сельским хозяйством на ближайшую перспективу.

Похожие материалы

Хотя проблемам совершенствования управления сельским хозяйством в Российской Федерации посвящено немало монографических работ, однако, вопросам комплексного правового, социально-экономического, организационно-управленческого и методологического обоснования системы стратегического планирования и конкурентоспособности в современных условиях проводимых реформ не уделялось должного внимания в литературе, что создает необходимость проведения новых исследований по систематизации законодательства и практики деятельности органов власти в новых меняющихся условиях аграрной сферы России.

Сохранение и устойчивое развитие аграрного сектора невозможно без государственной поддержки [9, с. 43]. Государственное регулирование сельского хозяйства - это достаточно сложный механизм, включающий совокупность инструментов воздействия на доходы фермеров, структуру сельскохозяйственного производства, аграрный рынок, социальную структуру села, межотраслевые и межхозяйственные отношения [4, с. 28].

По итогам 2015 года сельское хозяйство стало лидирующим сектором по темпам прироста объемов производства – показатель вырос на 3,5 % по сравнению с 3,7 %, зафиксированными по итогам 2014 года [12].

Значительный прирост объемов производства в сельском хозяйстве позволил сократить затраты на закупки продуктов питания за рубежом почти в 2 раза до $23 млрд. Российскими аграриями был собран рекордный урожай основных сельскохозяйственных культур. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в 2015 году составил 104,3 млн тонн зерна в весе после доработки, в том числе 61,8 млн тонн пшеницы (в 2014 году – 59,7 млн тонн). Кроме того, получен рекордный валовой сбор по целому ряду культур: кукурузы на зерно собрано 12,7 млн тонн, сои – 2,6 млн тонн, риса – 1,11 млн тонн, льна-кудряша – более 500 тыс. тонн. Также было собрано 37,6 млн тонн сахарной свеклы, намолочено 9,2 млн тонн маслосемян подсолнечника [5, с. 13].

Увеличено производство картофеля и овощей. Во всех категориях хозяйств валовой сбор картофеля составил 33,6 млн тонн, что на 15,9 % больше среднего уровня за последние пять лет (в 2014 году – 31,5 млн тонн). Собран рекордный урожай овощей – 16,1 млн тонн (в 2014 году – 15,5 млн тонн), что на 12,3 % выше среднего уровня за последние пять лет [8, с. 20].

По итогам года производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий составило 13,4 млн тонн, что на 4,2 % или на 539 тыс. тонн больше уровня 2014 года (источник – Минсельхоз РФ). За год в сельскохозяйственных организациях производство скота и птицы на убой в живом весе увеличилось на 7,2 %, в крестьянских (фермерских) хозяйствах – на 4,6 %, а в хозяйствах населения производство снизилось на 3,4% [6, с. 10].

Сельское хозяйство оказалось одной из немногих отраслей, где объемы кредитования не продемонстрировали резкого падения, несмотря на серьезное сжатие кредитного рынка в условиях ужесточения монетарной политики. Данные ЦБ показывают, что банки в прошлом году существенно нарастили в своих портфелях кредиты компаниям сельского хозяйства – с 1,7% до 2,1% [11].

В результате анализа данных по состоянию на июль 2016г. Министерства сельского хозяйства, Банка России и Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Международным независимым институтом аграрной политики были выявлены ключевые тенденции [6, с. 11]:

  • объёмы кредитования отрасли стагнируют;
  • цены на продовольствие в мире достигли дна и уже во второй половине года начнут восстанавливаться;
  • импульс от реализованных государством программ поддержки отрасли угасает.

На наш взгляд, позитивная динамика в сельском хозяйстве будет наблюдаться и по итогам текущего года, однако существует тенденция к замедлению темпов роста. Основной причиной замедления роста объемов производства на текущий момент является падение цен на продовольствие на мировом рынке. Согласно прогнозам, уже в текущем году динамика цен на глобальном рынке продовольствия начнет выправляться, что будет означать, вероятно, в целом более высокие цены на продукцию отрасли в следующем году [8, с. 22].

Но уже в 2017 году на сельскохозяйственную отрасль будут оказывать давление следующие негативные факторы:

  • стремительное сокращение доходов населения;
  • снижение объемов кредитования предприятий сельскохозяйственной отрасли;
  • падение деловой активности;
  • исчерпание импульса от реализации программы поддержки сельского хозяйства.

Реализация ряда государственных программ развития сельского хозяйства принесла определённые результаты. Однако сокращение объемов мировой торговли, резкое ухудшение экономических условий свели на нет результаты мер государственной поддержки. Таким образом, несмотря на восстановление темпов роста ВВП России в текущем году до 0–0,5 % в 2016 году и до 1,0–1,5 % в 2017 году, темпы роста производства в сельскохозяйственной отрасли продолжат сокращаться [5, с. 15].

Ключевой проблемой для отрасли все еще остается недоступность долгосрочных кредитов [3, с. 43], предприятия вынуждены кредитоваться под крайне высокий процент на довольно короткий срок, что позволяет им лишь пережить сезон и не дает возможность планировать свою деятельность на длительный период. Именно это основная проблема того, что, несмотря на сокращение поставок продукции из-за рубежа, воспользоваться эффектом импортозамещения у российских компаний не получилось. Программа Министерства сельского хозяйства, в рамках которой предполагается снизить эффективную ставку по инвестиционным кредитам до 5 %, может способствовать значительному стимулированию активности в отрасли.

В соответствии с Законом о развитии сельского хозяйства госсубсидии предназначены сельхозтоваропроизводителям и должны быть адресными и эффективными.

В Российской Федерации государственная поддержка производителей аграрной продукции и стабильного функционирования сельских территорий должна реализовываться по следующим важным направлениям:

  • обеспечение необходимой информацией;
  • предоставление возможности получения доступных кредитов для производителей сельскохозяйственной продукции;
  • информационно-консультационная помощь;
  • совершенствование в сельском хозяйстве системы хеджирования;
  • формирование стабильного развития сельских территорий;
  • развитие элитного семеноводства и племенного животноводства;
  • обеспечение защиты сохранения и повышения плодородия почв;
  • развитие животноводческой отрасли;
  • предоставление возможности обновления основных средств;
  • поддержка посадки многолетних насаждений и пр.

В эпоху перемен основные направления развития аграрной политики в России регулируются «Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы». Ее основная цель – создание продовольственной безопасности и независимости Российской Федерации в параметрах, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 [11]. Реализация указанной программы должна осуществляться только в тех регионах, где развитие агропромышленного комплекса является приоритетным направлением.

Важно также сделать акцент на развитии перерабатывающих производств и логистических центров. Логистика имеет ключевое значение. Мы пока не имеем должного объема мощностей по хранению и переработке. На это нужно нацелить основные усилия и использовать самые передовые технологии выращивания и переработки. Также необходимо уделить особое внимание борьбе с фальсифицированной и контрабандной агропродукцией.

В целом, в современных условиях важным направлением аграрной политики должно быть повышение эффективности малых форм хозяйствования. Государственная программа содержит в себе подпрограмму «Поддержка малых форм хозяйствования» [11]. На основании требований современного рынка государственная программа должна реализовывать следующие задачи: обновление в сельскохозяйственных потребительских кооперативах материально-технических средств, увеличение доли населения на селе со средним уровнем дохода, рационализация и оптимизация использования земли, формирование условий, способствующих росту субъектов малых форм хозяйствования.

Таким образом, необходимо объединение усилий в сфере законодательства, финансовой поддержки, повышении деловой активности в сфере сельского хозяйства, в особенности - в сфере частного бизнеса.

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 30.11.2010г. №2136-р «Концепция устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020г.» [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.mcx.ru/documents/document/show/14914.77.htm
  2. Абрамов, Д.Г. Планирование и прогнозирование / Д.Г. Абрамов. – М.: Знание, 2011. – 378 с.
  3. Баранов, М.А. Управление процессами в сельском хозяйстве / М.А. Баранов // Экономикс. – 2015. - №6. – С. 41-52.
  4. Жуков, Д.М. Региональная экономика / Д.М. Жуков. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. - 96 с.
  5. Неретин, А.С. Как устроиться на селе? / А.С. Неретин // Обозрение. – 2016. - №6. – С. 12-18.
  6. Саруханов, М.И. Перспективы агробизнеса России / М.И. Саруханов // Экономика. – 2016. - №6. – С. 10-13.
  7. Экономика / под ред. И.И. Смешацкого. - М.: Веста-М, 2011. – 436 с.
  8. Турчинов, А.В. Стратегия аграрной политики / А.В. Турчинов // Государственное и муниципальное управление. - 2015. - №11. – С. 18-26.
  9. Шабунова, А.А. Модернизация экономики региона: агроаспекты / А.А. Шабунова. – М.: ФГБУН ИСЭРТ РАН, 2012. – 387 с.
  10. Экономический словарь / под ред. Я.С. Овчаровой. - М.: Энциклопедия, 2012. – 546 с.
  11. Официальный портал Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]: http://government.ru
  12. Официальный портал Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]: www.gks.ru