Школьный возраст, как и все возрасты, является переломным. Он определяется моментом поступления ребенка в школу. У школьника начинается новая, по-своему содержанию и по всей функции деятельность учения. Переход к новому положению, отношению с взрослыми и сверстниками, а также в семье, определяются, тем как они выполняют свои первые и важные обязанности, и все это ведет к тем проблемам, которые связаны не только с семьей, но и с учебой [2].
Термин мотивация имеет два взаимосвязанных, но несколько различных значения: широкое и более узкое. В широком значении мотивация обозначает самостоятельную, сравнительно недавно возникшую новую научную область, которая пытается объяснить поведение человека и животного, выявить его истоки, факторы, определяющие целенаправленность и активность поведения. Узкое значение термина «мотивация» относится к причинам и факторам, управляющим поведением человека, а именно, что инициирует, направляет и поддерживает поведение человека в определенной ситуации [1].
Мотивация – это, прежде всего стремление к успеху, высоким результатам в своей деятельности. И если человек, стремится достичь успеха, высоких результатов в деятельности, то у него достаточно сильная мотивация достижения.
Мотивация может обозначать систему факторов, такие как: потребности, мотивы, цели, намерения. А также может обозначать и характеристику процесса, который поддерживает и стимулирует деятельность [5].
Потребностью называется состояние нужды человека в определенных условиях. Потребность всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, состояние нужды в том, что необходимо ему для нормального существования. Потребность активирует организм и поддерживает его активность, пока состояние нужды не будет удовлетворено. Количество потребностей зависит от того, на сколько высоко организован организм.
Второе понятие после потребности по своей мотивационной направленности - это цель. Цель - осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, удовлетворяющее актуализованную потребность.
Мотивы, потребности и цели - это главные составляющие мотивационной сферы человека [3].
Чем раньше у школьников сформируется мотивация, то есть осознанная необходимость заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья, тем здоровее будет он в частности и общество в целом.
Образ жизни школьника можно считать здоровым, если он находится в условиях благоприятного психофизического пространства, при этом, не проявляя агрессивности по отношению к себе и пространству.
Занятия лыжными гонками имеют огромное воспитательное значение – способствуют укреплению тела и дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели.
Лыжные гонки – гонки на лыжах на определённую дистанцию по специально подготовленной трассе среди лиц определённой категории (возрастной, половой и т. д.). Относятся к циклическим видам спорта [4].
Для выявления мотивов к занятиям лыжными гонками у школьников, нами было проведено исследование в форме анкетирования. Анкеты для учащихся содержали вопросы по перечню типичных мотивов, которые побуждали бы к занятиям лыжными гонками.
Результаты анкетирования были следующими:
Средний стаж занятий лыжными гонками у детей составлял 1,5 года.
Основными причинами, по которым дети начинают заниматься лыжными гонками, являются:
- желание родителей – 45%
- научиться кататься на лыжах – 25%
- совет друзей – 30%
Из бесед с детьми следует что, занятие лыжными гонками является не единственным способ удовлетворения потребности в движение. Среди предпочитаемых видов активного отдыха дети называли: «побегаю на улице с друзьями», «поиграю на перемене в «ляпы»» и т.п.
Основными мотивами занятий лыжными гонками у детей являются:
- общение с друзьями – 50%
- отношение к тренеру (ответы типа «хороший тренер, не хочу от него уходить») – 25%
- содержание тренировочной деятельности («нравится этот спорт», «люблю соревнования», «интересно» и т.п.) – 15%
- внетренировочные факторы (экскурсии, походы и т.п.) – 10%
Детям не нравиться в занятиях лыжными гонками то, что очень мало времени уделяется на внетренировочную жизнь.
Для формирования устойчивой мотивации к занятиям лыжными гонками тренеру необходимо:
- повышать эмоциональную насыщенность учебно-тренировочных занятий;
- активизировать досуговую деятельность;
- заботиться о создании благоприятного микроклимата в коллективе путем создания: атмосферы взаимного уважения и доверия, поддерживания интересов товарище, проявления терпимости к ошибкам и неудачам;
- заботиться о положительном отношение к нему.
Всегда необходимо помнить, что мотивация – это постоянно изменяющаяся величина и меняться она может еще и в зависимости от среды, в которой осуществляет свою деятельность человек. Этому способствует постоянное улучшение среды (условий) в которой человек реализуется как личность, тем самым повышается и уровень его мотивации.
В заключении хотелось бы сказать, что проблематика нашего исследования крайне важна для развития детского спорта. В современных условиях (увеличение показателя прекращения занятиями спортом детей, высокая конкуренция) огромную роль играет мотивация детей к формированию потребности к регулярным занятиям избранным видом спорта и достижению в нем максимальных высот.