Профилактика экстремизма и терроризма у студентов

№57-2,

Педагогические науки

В статье поднята проблема экстремизма и терроризма в современном обществе. Рассмотрены варианты профилактики экстремизма и терроризма среди студентов. Проведено исследование по данной проблеме среди студентов высших учебных заведений города Екатеринбурга.

Похожие материалы

В настоящее время современное общество ставит перед собой такую задачу как снижение роста проявлений молодежного экстремизма и терроризма, а так же повышение эффективности их профилактики в студенческой среде.

Экстремизм — приверженность крайним взглядам, мерам и методам действий. Принято различать: политический, религиозный, экономический и социальный виды экстремизма.

Терроризм – это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия. Для нагнетания страха террористы могут применять также поджоги или взрывы магазинов, вокзалов, транспортных средств, штаб-квартир политических партий [1].

Проблемы, касающиеся межнациональных противоречий, религиозной нетерпимости и распространения экстремистских проявлений, стали все чаще возникать в последние годы в нашей стране. Экстремизм, являясь жёсткой формой проявления национальных и религиозных противоречий, вызывает нестабильность в обществе, способствует ослаблению государственности в современной России, побуждает в отдельных субъектах Российской Федерации сепаратистские настроения и тем самым создаёт для экстремистских объединений благоприятную среду для реализации своих целей и задач.

Для того чтобы понять, каким образом действовать в борьбе с вышеперечисленными явлениями, нам необходимо выявить причины напряжённости в сфере межнациональных отношений. Все причины межнациональной напряженности условно мы можем разделить на три группы:

К первой группе причин мы относим снижение уровня культуры и образования в обществе вследствие распада СССР, отсутствие целостной системы духовного, гражданского, интернационального воспитания подрастающего поколения;

Во вторую группу определим социальное расслоение общества;

К третьей группе отнесем законодательную неурегулированность процессов миграции на территории нашего государства.

Важную роль в формировании проблем всех вышеперечисленных групп вносят средства массовой информации и коммуникации: телевидение, пресса, радио, реклама и Интернет, набирающий все большую популярность в последние годы [2].

Фазылова Т.Ф. в своей статье выделяет следующие направления в работе по профилактике экстремизма и терроризма в образовательном процессе:

  • анализ философской, исторической, социокультурной стороны процессов, происходящих в сфере молодежной культуры;
  • создание научно-обоснованных практических рекомендаций по профилактике экстремизма и терроризма;
  • профилактическая работа по противодействию проявлениям экстремизма в молодежной среде;
  • разработка системы профилактических мер, включающую социально-культурные условия формирования толерантности в учебно-воспитательном процессе;
  • совершенствование системы культурно-досуговой деятельности;
  • создание авторитетных массовых общественных молодежных организаций;
  • консолидация и творческая реализация личности в среде сверстников;
  • усиление профессиональной подготовки молодежи, способной к реализации жизненных перспектив;
  • профессиональная подготовка молодежи в системе профилактических мер по противодействию экстремизму в молодежной среде;
  • помощь в достижении самоопределения и налаживание межнационального общения;
  • повышение уровня культуры межнационального общения у молодого поколения [3].

В России ведется активная борьба против различных проявлений экстремизма. Так, выполняя решение Национального антитеррористического комитета, в декабре 2007 года правительством Свердловской области была принята региональная программа профилактики терроризма и экстремизма. Большое внимание в программе уделено нравственному воспитанию молодежи, как эффективному средству профилактики терроризма и экстремизма. [4] Создано множество законов на различных уровнях, постановлений и указов, но как правило они охватывают лишь дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование, обходя стороной высшее образование. По нашему мнению проблема проявлений экстремизма актуальна и для студентов высших учебных заведений.

Так же в 2013 году было принято Постановление «Об утверждении комплексной программы Свердловской области "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России, проживающих в Свердловской области" на 2014 - 2020 годы». Программа определяет содержание и основные пути гармонизации межнациональных отношений и профилактики экстремизма [4].

С целью изучения отношения студентов к проявлению терроризма и экстремизма нами было проведено исследование среди студентов высших учебных заведений города Екатеринбурга в возрасте от 18 до 22 лет. По результатам анкетирования было выявлено, что 76% студентов знакомы с понятиями «экстремизм» и «терроризм», а 31% опрошенных сталкивались с проявлениями экстремизма и дискриминации по национальным, религиозным признакам. Половина респондентов считает проблему экстремизма для России и города в частности весьма актуальной и с осуждением относятся к подобным действиям. Большая часть студентов (31%) посчитала причиной проявления экстремизма целенаправленное «разжигание» войн представителями националистической агрессии. Что касается способов профилактики терроризма и экстремизма, то 46% анкетируемых студентов выбрали ответ «Радикальные, допускающие ужесточение уголовной ответственности за экстремизм, недопущение создания и функционирования новых религиозных и национальных объединений, тотальную цензуру».

Таким образом, большая часть студентов знакомы с понятием экстремизма, а кто-то сталкивался с его проявлениями в своей жизни. Они негативно относятся к подобным действиям и считают, что эти действия необходимо предотвращать. На основании анализа источников и результатов опроса студентов посредством анкетирования мы пришли к выводу о том, что необходимо разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс комплексы образовательных программ, которые будут направлены на профилактику экстремизма, укрепление установок толерантного сознания и поведения среди молодежи. А так же обеспечивать тесное взаимодействие между органами власти на различных уровнях (территориальном, федеральном и т.д.) при разработке и реализации мероприятий, направленных на противодействие экстремистской деятельности; разрабатывать меры по противодействию экстремизма, опираясь на условия, особенности конкретной местности; изучать, проводить анализ методов и тактики деятельности субъектов той или иной экстремисткой и террористической деятельности; при разработке профилактических программ учитывать международный опыт, социально-политические, национальные, этноконфессиональные и другие факторы.

Список литературы

  1. Сажина Н. М., Ступенко Т. Н. Педагогическая профилактика экстремизма и терроризма среди студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 24. – С. 165–168.
  2. Сюкасев П. М. Опыт внедрения в Свердловской области программы профилактики терроризма и экстремизма // Четвертая международная научная конференция по проблемам безопасности и противодействия терроризму. – М., 2009. С. 494-501.
  3. Фазылова Т. Ф. О профилактике экстремизма и терроризма среди молодежи в педагогическом процессе [Текст] /Фазылова, Т. Ф. // Философия образования. - 2010. -2010. - N 4. - С.309 – 313.
  4. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс] - http://docs.cntd.ru/document/453135110.