Анализ структуры бюджета Российской Федерации

NovaInfo 52, с.54-57, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 11
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрены и проанализированы доходы и расходы государственного бюджета РФ.

Ключевые слова

РАСХОДЫ, ДОХОДЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Текст научной работы

Государственный бюджет – один из главных документов страны, который представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб и т.д. В нем прописаны все потребности страны, которые удовлетворяются за счет государственной казны, также в нем указаны источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса РФ кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Формирование и утверждение сбалансированного бюджета является первоочередной функцией Министерства Финансов и Правительства Российской Федерации. В первую очередь важна сбалансированность доходов и расходов государства, так как именно из-за этого фактора зависит экономическая стабильность страны.

Через бюджет государство образует и использует общегосударственный централизованный фонд денежных средств, и именно через него государство организует перераспределение общественного продукта для удовлетворения общегосударственных потребностей, именно поэтому эта тема актуальна всегда.

На основании данных, представленных на сайте Министерства финансов РФ, мы можем проанализировать и сделать определенные выводы о динамике доходов и расходов государственного бюджета за период 2010-2015 гг.

Таблица 1. Доходная часть федерального бюджета РФ за 2010-2015 гг., млрд. руб.

Доходная часть федерального бюджета

2010

2011

2012

2013

2014

2015

1

Доходы, всего

8 305,4

11 367,7

12 855,5

13 019,9

14 496,9

13 659,2

1.1.

Нефтегазовые доходы

3 830,7

5 641,8

6 453,2

6 534,0

7 433,8

5 862,7

1.2.

Ненефтегазовые доходы

4 474,7

5 725,9

6 402,4

6 485,9

7 063,1

7 796,2

1.2.1.

Связанные с внутренним производством

1 697,7

2 327,6

2 603,8

2 681,5

3 113,6

3 467,6

1.2.1.1.

НДС (внутрений)

1 328,7

1 753,2

1 886,1

1 868,2

2 181,4

2 448,3

1.2.1.2.

Акцизы

113,9

231,8

341,9

461,0

520,8

527,9

1.2.1.3.

Налог на прибыль

255,0

342,6

375,8

352,2

411,3

491,4

1.2.2.

Связанные с импортом

1 787,1

2 236,7

2 445,8

2 418,0

2 474,3

2 404,4

1.2.2.1

НДС на ввозимые товары

1 169,5

1 497,2

1 659,7

1 670,8

1 750,2

1 785,2

1.2.2.2.

Акцизы на ввозимые товары

30,1

46,6

53,4

63,4

71,6

54,0

1.2.2.3.

Ввозные пошлины

587,5

692,9

732,8

683,8

652,5

565,2

1.2.3.

Прочие

990,0

1 161,6

1 352,7

1 386,4

1 475,2

1 924,6

Источник: Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.minfin.ru/ru

Исходя из данных таблицы, мы можем сделать вывод, что с 2010 до 2014 года доходы Российской Федерации росли по всем показателям с 8 305,4 млрд. руб. до 14 496,9 млрд. руб. Однако в 2015 году ситуация меняется и мы видим, что общий доход уменьшается до 13 659,2 млрд. руб., а нефтегазовые доходы падают до 5 862,7 млрд. руб. Естественно это связано с политической жизнью страны, так как в 2014 году Европейский союз выставил санкции против Российской Федерации, мы потеряли своих партнеров, и нефть упала в стоимости в среднем со 110$ за баррель до 45$ за баррель.

Совсем другая ситуация с ненефтегазовыми доходами. Здесь рост продолжается, несмотря на сложную ситуацию в стране. Государственную казну РФ пытаются восполнить с помощью различных налогов, которые ведут к неодобрению политики государства в обществе.

Далее рассмотрим расходную часть бюджета РФ.

Таблица 2. Расходная часть федерального бюджета РФ за 2010-2015 гг., млрд. руб.

Расходная часть федерального бюджета

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2

Расходы, всего

10 117,5

10 925,6

12 895,0

13 342,9

14 831,6

15 620,3

2.1.

Общегосударственные вопросы

887,9

777,8

809,9

850,7

935,7

1 117,6

2.2.

Национальная оборона

1 276,5

1 516,0

1 812,4

2 103,6

2 479,1

3 181,4

2.3.

Нац. безопасность и правоохранительная деятельность

1 085,4

1 259,8

1 843,0

2 061,6

2 086,2

1 965,6

2.4.

Национальная экономика

1 222,7

1 790,2

1 968,5

1 849,3

3 062,9

2 324,2

2.5.

ЖКХ

234,9

279,8

228,8

177,5

119,6

144,1

2.6.

Охрана окружающей среды

13,5

17,6

22,5

24,3

46,4

49,7

2.7.

Образование

442,8

553,4

603,8

672,3

638,3

610,6

2.8

Культура, кинематография

60,6

83,8

89,9

94,8

97,8

89,9

2.9

Здравоохранение

347,0

499,6

613,8

502,0

535,5

516,0

2.10.

Социальная политика

3 044,9

3 128,5

3 859,7

3 833,1

3 452,4

4 265,3

2.11.

Физическая культура и спорт

40,4

44,2

45,7

68,0

71,2

73,0

2.12.

СМИ

60,6

61,1

77,5

77,3

74,8

82,1

2.13.

Обслуживание государственного и муниципального долга

262,7

320,0

360,3

415,6

518,7

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

651,3

599,4

668,1

816,1

682,0

Источник: Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.minfin.ru/ru

Таким образом, мы видим, что государственные расходы увеличиваются с каждым годом, так в 2010 году с 10 117,5 млрд. руб. до 15 620,3 млрд. руб. в 2015 году. Однако увеличение расходов происходит не во всех отраслях, исходя из данных таблицы, в 2015 году снизилось финансирование таких сфер, как национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика, образование, культура, здравоохранение и межбюджетные трансферты. Это говорит о том, что государство перераспределяет доходы на другие нужды. В 2015 году сильно возросли расходы на национальную оборону и социальную политику, а это свидетельствует о политической ситуации в стране. Россия занимает сейчас неустойчивое место на мировой арене в связи с присоединением Крыма и санкций со стороны Европы. Поэтому мы стремимся показать свою мощь перед другими странами, повышая уровень национальной обороны. А положение простых людей нестабильно и для этого наше государство разрабатывает различные социальные программы и расходует на это большие деньги.

Таким образом, проведенный анализ структуры доходов и расходов Федерального бюджета России за период с 2010 по 2015 года, позволяет говорить о том, что государственный бюджет динамичен, и склонен к изменениям, которые могут быть связаны как с внутренней политикой государства, так и с различными внешними факторами.

Читайте также

Список литературы

  1. Государственное и муниципальное управление: Учебник/ Под ред. Н.И. Захарова [Текст]. – М.: ИНФРА – М, 2014. – 288 с.
  2. Курочкина Д.А., Безгодкова Л.С. Анализ состава, структуры, динамики доходной части Федерального бюджета России оценка его исполнения [Электронный ресурс]: Статья. http://www.iupr.ru/
  3. Михалева О.В. Анализ структуры бюджета Российской Федерации за период 2013 – 2015 гг. [Электронный ресурс]: Статья. http://pei-journal.ru/
  4. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации Ежемесячная информация об исполнении федерального бюджета (данные с 1 января 2011 г.) [Электронный ресурс]: http://minfin.ru/ru/
  5. Сираева, Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса [Текст] / Р.Р. Сираева, Г.Ф. Гарифуллина // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации: материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2012. - С. 157-158.
  6. Сираева, Р.Р. Финансовый контроль на современном этапе развития [Текст] / Р.Р. Сираева, А.А. Никандрова // Современное государство: проблемы социально-экономического развития: Материалы Международной научно-практической конференции. - Саратов, 2013. – с.89.
  7. Цыпин И.С., Веснин В.Р. Государственное регулирование экономики [Текст]: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2015. – 296 с.

Цитировать

Фаттахова, Д.Н. Анализ структуры бюджета Российской Федерации / Д.Н. Фаттахова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 52. — С. 54-57. — URL: https://novainfo.ru/article/7994 (дата обращения: 29.03.2023).

Поделиться