Государственный бюджет – один из главных документов страны, который представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб и т.д. В нем прописаны все потребности страны, которые удовлетворяются за счет государственной казны, также в нем указаны источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса РФ кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
Формирование и утверждение сбалансированного бюджета является первоочередной функцией Министерства Финансов и Правительства Российской Федерации. В первую очередь важна сбалансированность доходов и расходов государства, так как именно из-за этого фактора зависит экономическая стабильность страны.
Через бюджет государство образует и использует общегосударственный централизованный фонд денежных средств, и именно через него государство организует перераспределение общественного продукта для удовлетворения общегосударственных потребностей, именно поэтому эта тема актуальна всегда.
На основании данных, представленных на сайте Министерства финансов РФ, мы можем проанализировать и сделать определенные выводы о динамике доходов и расходов государственного бюджета за период 2010-2015 гг.
Таблица 1. Доходная часть федерального бюджета РФ за 2010-2015 гг., млрд. руб.
Доходная часть федерального бюджета | |||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
1 |
Доходы, всего |
8 305,4 |
11 367,7 |
12 855,5 |
13 019,9 |
14 496,9 |
13 659,2 |
1.1. |
Нефтегазовые доходы |
3 830,7 |
5 641,8 |
6 453,2 |
6 534,0 |
7 433,8 |
5 862,7 |
1.2. |
Ненефтегазовые доходы |
4 474,7 |
5 725,9 |
6 402,4 |
6 485,9 |
7 063,1 |
7 796,2 |
1.2.1. |
Связанные с внутренним производством |
1 697,7 |
2 327,6 |
2 603,8 |
2 681,5 |
3 113,6 |
3 467,6 |
1.2.1.1. |
НДС (внутрений) |
1 328,7 |
1 753,2 |
1 886,1 |
1 868,2 |
2 181,4 |
2 448,3 |
1.2.1.2. |
Акцизы |
113,9 |
231,8 |
341,9 |
461,0 |
520,8 |
527,9 |
1.2.1.3. |
Налог на прибыль |
255,0 |
342,6 |
375,8 |
352,2 |
411,3 |
491,4 |
1.2.2. |
Связанные с импортом |
1 787,1 |
2 236,7 |
2 445,8 |
2 418,0 |
2 474,3 |
2 404,4 |
1.2.2.1 |
НДС на ввозимые товары |
1 169,5 |
1 497,2 |
1 659,7 |
1 670,8 |
1 750,2 |
1 785,2 |
1.2.2.2. |
Акцизы на ввозимые товары |
30,1 |
46,6 |
53,4 |
63,4 |
71,6 |
54,0 |
1.2.2.3. |
Ввозные пошлины |
587,5 |
692,9 |
732,8 |
683,8 |
652,5 |
565,2 |
1.2.3. |
Прочие |
990,0 |
1 161,6 |
1 352,7 |
1 386,4 |
1 475,2 |
1 924,6 |
Источник: Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.minfin.ru/ru
Исходя из данных таблицы, мы можем сделать вывод, что с 2010 до 2014 года доходы Российской Федерации росли по всем показателям с 8 305,4 млрд. руб. до 14 496,9 млрд. руб. Однако в 2015 году ситуация меняется и мы видим, что общий доход уменьшается до 13 659,2 млрд. руб., а нефтегазовые доходы падают до 5 862,7 млрд. руб. Естественно это связано с политической жизнью страны, так как в 2014 году Европейский союз выставил санкции против Российской Федерации, мы потеряли своих партнеров, и нефть упала в стоимости в среднем со 110$ за баррель до 45$ за баррель.
Совсем другая ситуация с ненефтегазовыми доходами. Здесь рост продолжается, несмотря на сложную ситуацию в стране. Государственную казну РФ пытаются восполнить с помощью различных налогов, которые ведут к неодобрению политики государства в обществе.
Далее рассмотрим расходную часть бюджета РФ.
Таблица 2. Расходная часть федерального бюджета РФ за 2010-2015 гг., млрд. руб.
Расходная часть федерального бюджета | |||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
2 |
Расходы, всего |
10 117,5 |
10 925,6 |
12 895,0 |
13 342,9 |
14 831,6 |
15 620,3 |
2.1. |
Общегосударственные вопросы |
887,9 |
777,8 |
809,9 |
850,7 |
935,7 |
1 117,6 |
2.2. |
Национальная оборона |
1 276,5 |
1 516,0 |
1 812,4 |
2 103,6 |
2 479,1 |
3 181,4 |
2.3. |
Нац. безопасность и правоохранительная деятельность |
1 085,4 |
1 259,8 |
1 843,0 |
2 061,6 |
2 086,2 |
1 965,6 |
2.4. |
Национальная экономика |
1 222,7 |
1 790,2 |
1 968,5 |
1 849,3 |
3 062,9 |
2 324,2 |
2.5. |
ЖКХ |
234,9 |
279,8 |
228,8 |
177,5 |
119,6 |
144,1 |
2.6. |
Охрана окружающей среды |
13,5 |
17,6 |
22,5 |
24,3 |
46,4 |
49,7 |
2.7. |
Образование |
442,8 |
553,4 |
603,8 |
672,3 |
638,3 |
610,6 |
2.8 |
Культура, кинематография |
60,6 |
83,8 |
89,9 |
94,8 |
97,8 |
89,9 |
2.9 |
Здравоохранение |
347,0 |
499,6 |
613,8 |
502,0 |
535,5 |
516,0 |
2.10. |
Социальная политика |
3 044,9 |
3 128,5 |
3 859,7 |
3 833,1 |
3 452,4 |
4 265,3 |
2.11. |
Физическая культура и спорт |
40,4 |
44,2 |
45,7 |
68,0 |
71,2 |
73,0 |
2.12. |
СМИ |
60,6 |
61,1 |
77,5 |
77,3 |
74,8 |
82,1 |
2.13. |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
262,7 |
320,0 |
360,3 |
415,6 |
518,7 |
|
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации |
651,3 |
599,4 |
668,1 |
816,1 |
682,0 |
Источник: Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.minfin.ru/ru
Таким образом, мы видим, что государственные расходы увеличиваются с каждым годом, так в 2010 году с 10 117,5 млрд. руб. до 15 620,3 млрд. руб. в 2015 году. Однако увеличение расходов происходит не во всех отраслях, исходя из данных таблицы, в 2015 году снизилось финансирование таких сфер, как национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика, образование, культура, здравоохранение и межбюджетные трансферты. Это говорит о том, что государство перераспределяет доходы на другие нужды. В 2015 году сильно возросли расходы на национальную оборону и социальную политику, а это свидетельствует о политической ситуации в стране. Россия занимает сейчас неустойчивое место на мировой арене в связи с присоединением Крыма и санкций со стороны Европы. Поэтому мы стремимся показать свою мощь перед другими странами, повышая уровень национальной обороны. А положение простых людей нестабильно и для этого наше государство разрабатывает различные социальные программы и расходует на это большие деньги.
Таким образом, проведенный анализ структуры доходов и расходов Федерального бюджета России за период с 2010 по 2015 года, позволяет говорить о том, что государственный бюджет динамичен, и склонен к изменениям, которые могут быть связаны как с внутренней политикой государства, так и с различными внешними факторами.