В современной педагогике получила развитие идея активного воздействия на учащихся путем их включения в многостороннюю учебную деятельность. Развитие личности учащегося происходит путем формирования позитивного опыта учебной деятельности и перевода отношения к ней в систему внутренних свойств и качеств личности. Использование опыта учебной деятельности для повседневных проблем, в решении которых учащийся заинтересован лично, делает образование личностно ориентированным, обеспечивает учащимся познавательную мотивацию. В зависимости от содержания, способов и условий деятельности учащихся формируются склонности и черты характера, раскрываются способности, формируется сознание, усваиваются и закрепляются знания. Поэтому деятельность является важным компонентом содержания общего образования.
Чем более разнообразна учебная деятельность, тем разнообразней, глубже, полнее знания и умения учащихся. Средства информационных технологий создают необходимые условия для развития учебной деятельности и более качественного усвоения учащимися содержания биологического образования [1,2].
Содержательная специфика учебного предмета возлагает на учителя ответственность за личностное развитие учащихся, поскольку биология, как ни один школьный предмет, позволяет разнообразить учебную деятельность по содержанию, формам организации и степени самостоятельности учащихся в ее осуществлении.
При обучении биологии учебная деятельность допускает включение в себя элементов исследовательской, проектной, природоохранной, природовосстановительной, игровой, здоровьесберегающей, просветительской, профориентационной, поисковой, краеведческой и других видов деятельности, непосредственно или опосредованно связанных с изучением живой природы. Поэтому учитель биологии должен уделять внимание развитию учебной деятельности учащихся, формированию позитивного опыта ее осуществления и инициативного отношения к ней.
Развитие отдельных деятельностных качеств личности (отношение к деятельности, к себе как субъекту деятельности, к приобретаемым знаниям, построение мысленного плана деятельности и перенос ее во внешний план, выбор способов деятельности, оценка результатов деятельности по ходу ее выполнения и после окончания, представление результатов деятельности окружающим) происходит неравномерно. Возникающие при этом противоречия требуют применения личностно ориентированного и индивидуально ориентированного подхода к управлению развитием учебной деятельности [3,4].
Внедрение средств информационных технологий в обучение биологии открывают перед учителем дополнительные возможности по развитию учебной деятельности, что обусловлено информатизацией и экологизацией общественной жизни.
Информатизация различных сфер общества обусловливает личный интерес учащихся к приобретению опыта применения средств информационных технологий, высокий уровень мотивации учебной деятельности, в которой достижение успеха зависит от умения работать с компьютерной и телекоммуникационной техникой. Средства информационных технологий постоянно совершенствуются и обновляются, появляются новые программные продукты для сферы образования, более красочные, совершенные и привлекательные. Познавательная новизна стала почти атрибутивной характеристикой средств информационных технологий, что является дополнительным стимулом для включения учащихся в учебную деятельность с применением компьютерной и телекоммуникационной техники.
Экологизация также благоприятствует развитию учебной деятельности средствами информационных технологий. Заботиться о природе и здоровье — собственном и окружающих — становится не просто необходимым, но и актуальным, модным. Постепенно и российское общество, включая подрастающее поколение, начинает связывать свое личное благополучие с состоянием природы. Эта тенденция общественной жизни широко освещается в средствах массовой информации, чем должен и обязан пользоваться учитель биологии, развивая учебную деятельность во всем ее содержательном и организационном многообразии.