Обоснование опережающего обучения в подготовке специалистов противопожарной службы

№74-1,

Педагогические науки

В статье приводится актуальность опережающего обучения в профессиональной организации высшего образования. Приводится обоснование применения опережающего обучения в формировании качественных универсальных компетенций выпускника, реализуя адаптивное обучение.

Похожие материалы

К выпускникам вузов за последнее время современное общество предъявляет повышенные требования. В связи с жесткой конкуренцией на рынке труда возрастают критерии оценивания молодых специалистов, поэтому актуальной задачей высшего образования становится качество подготовки выпускников. Первостепенное значение для качественной профессиональной подготовки имеют навыки самообразования, применения теоретических знаний в практической деятельности, владения нормативно-правовой базой. Поэтому процесс обучения будущих специалистов в условиях профессионального вуза строится с использованием новых инновационных образовательных технологий при реализации компетентностного подхода адаптивной системы и ориентирован на инновационное образование. Обеспечение качества подготовки специалистов представляет собой совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, направленных на формирование универсальных и профессиональных компетенций будущих специалистов, которые удовлетворяли бы потребностям и ожиданиям.

Следует предположить, что современная система обучения должна обладать гибкостью, адаптивностью, модульностью, ориентироваться на потребителя, иметь в качестве базиса современные информационные технологии, которые в значительной степени повышают эффективность самостоятельной работы обучающихся и создают фундамент для саморазвития и научно-исследовательской работы. Можно с уверенностью сказать, что в вузе практически реализуется технологии опережающего обучения. Основным отличительным признаком данной образовательной системы является ее целевая ориентированность на подготовку будущей личности обучаемого к жизни в условиях современного, динамичного общества, обеспечивающая его становления как активного субъекта изменений и инноваций, способного к самостоятельной инициации, реализации инновационной деятельности и внедрению инноваций.

Педагогами кафедры механики, ремонта и деталей машин (в составе учебного научного комплекса «Пожаротушение») Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России реализуется комплексная стратегия инновационного развития по преподаваемым дисциплинам, которая обеспечивает развитие личности как субъекта инновационной образовательной деятельности. Для совершенствования инновационного образования в рамках реализации опережающего обучения с первого года обучения активно применяются следующие подходы:

  • адаптивный подход — создание условий для успешной реализации процесса обучения, способствующего снижению адаптационного периода обучающихся при реализации уставных отношений, образовательной деятельности и системы высшего образования. Как правило, данный подход применим для обучающихся первого года обучения;
  • социальный подход– создание инновационной учебной среды: компьютерный класс, презентационное оборудование, видео материал работы механических передач, электронные учебные и методические пособия, 3-D моделирование деталей машин, проектирование деталей машин и узлов механических передач, робототехника и моделирование [1], т.д.;
  • деятельностный подход — внедрение в учебный процесс инновационной деятельности для всесторонней профессиональной подготовки специалистов и формирование инновационного характера и творческой личности высококвалифицированных кадров — 3-D модели, конструкции, проекты деталей машин и узлов механических передач апробируются в учебном процессе и реализуются в рамках действующих научных обществ обучающихся, решая задачи надежности, долговечности и совершенствования предлагаемых устройств [2];
  • личностный подход — проявление и развитие инновационных личностных свойств обучающегося — обучение средствам проявления и совершенствование возможностей творческих предпочтений для формирования профессионально значимой личности. Прежде всего, это значит, что педагог внедряет в образовательную деятельность совершенно новые направления для развития личности обучающегося: проектирование, моделирование, анализ имеющихся аналогов и собственное предложение проблемного вопроса, конструирование и совершенствование, подготовка докладов и презентационных материалов для участия в конференциях, семинарах, др. [3].

В процессе формирования необходимых универсальных и профессионально значимых компетенций будущего высококвалифицированного специалиста используются различные виды и формы педагогических технологий. К конструированию инновационных образовательных технологий подводит сама система опережающего обучения, которая постоянно развивается и совершенствуется. Нас заинтересовала стратегия адаптивного обучения в рамках реализации компетентностного подхода опережающего обучения.

Реализация данной стратегии, с одной стороны, способствует профессионализации знаний у обучающихся, а с другой — обеспечивает основу для формирования общекультурной и профессиональной компетентности на определенном этапе становления высококвалифицированного специалиста и профессионала в области пожарной и техносферной безопасности, снижая при этом адаптационный период к профессиональной и образовательной деятельности. В процессе формирования компетентности обучающихся, в настоящее время используются следующие виды и формы реализации данного подхода:

  • обоснование ключевых идей развития преподаваемой дисциплины, и принципиальных различий в результатах их решения современных достижениях науки и техники;
  • моделирование и создание комплексного педагогического подхода для реализации профессиональных ситуаций;
  • оптимизация собственной педагогической деятельности посредством обоснованного выбора методов и организационных форм обучения;
  • классификация педагогических задач по способам решения (технические, исследовательские, практические).

Одним из определяющих аспектов данного подхода является становление и решение учебно-профессиональной задачи параллельно снижая адаптационный период у обучающихся на первом году обучения. Методика реализации данного подхода включает:

  • поэтапное усвоение знаний — модульная система обучения, обеспечивающая модульность образовательной деятельности;
  • снижение адаптивного периода обучающихся первого года обучения -адаптивность;
  • формирование универсальных и профессиональных умений и навыков обучающихся, обеспечивающих фундаментальность образовательной системы, способствующего саморазвиваться и совершенствоваться — ориентация на потребителя;
  • введение интерактивных методов и инновационных приемов реализации образовательной деятельности, постоянный мониторинг качества обученности (обучаемость) и успешности процесса приобретения и становления необходимых и важных компетенций подрастающего поколения дает возможность быстрого реагирования на сложившиеся условия и своевременную корректировку для достижения единой цели — высококвалифицированного специалиста. Все это подчиняется единому свойству — гибкость образовательного процесса;
  • включение обучающихся в научные общества обучающихся (НОО) с первого года обучения и сопровождение их до выпускных работ, дает возможность развиваться обучающемуся и способствуют их становлению как исследователя — научно-исследовательская функция.

Поскольку внедрение в учебный процесс практических задач, несущих прикладное значение получаемой профессии, носит постоянный характер, поэтому у обучающихся появляется опыт в решении профессиональных задач и стремление внести инновационную составляющую для повышения своей квалификации.

Результаты подтвердили необходимость универсальных компетенций выявленных при опережающем обучении: развитие умения получения, поиска, обработки и анализа информации, а также креативного мышления, поиск решений в нестандартных ситуациях, грамотного и краткого выражения собственной позиции образовательных задач, ведение научно-поисковой деятельности; а также общепрофессиональных и профессиональных компетенций — умение создавать и работать с компьютерными моделями, навыки работы с профессиональной техникой и оборудованием, поиск решений по ее совершенствованию и долговечности, работа с нормативно-правовой документацией и основы ее создания, ведение профессиональной деятельности, т.д.

Таким образом, делаем вывод о том, что данный подход в опережающем обучении при подготовке специалистов ГПС ЧМС России имеет очевидные преимущества: снижение адаптивного периода обучающихся первого года обучения и сведение его в минимальному, активное усвоение знаний, мотивация обучающихся с любым уровнем подготовки, подготовка обучающихся для исследовательских задач, патриотическое воспитание, т.д. Поэтому современные образовательные технологии должны быть не только здоровьесберегающими [5] и личностноориентированными [6], но и инновационно-корректирующими (ориентация на внедрение инновационных достижений в науке и технике и уровень использования обучающимися при решении творческой задачи), адаптивными [7] и социокультурными (ориентация на социальный заказ — культуросообразность, цивилизационность, информационность).

Список литературы

  1. Кропотова Н.А. Осуществление информационно-коммуникационной технологии через электронный контроль знаний. // Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции «Надежность и долговечность машин и механизмов», посвященной 50-летию со Дня образования учебного заведения и Году пожарной охраны России, Иваново, 14 апреля 2016 г. / под общ. ред. В. В. Киселева. – Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2016. - С. 318-320.
  2. Иванов В.Е. Внедрение 3D технологий в учебный процесс. / В.Е. Иванов, И.А. Легкова, Н.А. Кропотова, А.А. Покровский. // Международная научно-практическая заочная конференция Современное научное знание: теория, методология, практика Смоленск, 30 декабря 2015 - Том 2. С. 37 – 39.
  3. Кропотова Н.А. Активизация самостоятельной работы обучающегося. // Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции «Надежность и долговечность машин и механизмов», посвященной 50-летию со Дня образования учебного заведения и Году пожарной охраны России, Иваново, 14 апреля 2016 г. / под общ. ред. В. В. Киселева. – Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2016. - С. 316-318.
  4. Жукова Г.С., Комарова Е.В., Никитина Н.И. Квалиметрический подход в системе дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы: Монография. – М.: Издательство РГСУ, 2012. – 186 с.
  5. Кропотова Н.А. Интегрированные комплексные практические занятия на основе интерактивной технологии модерации. / Н.А. Кропотова // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VIII Международная научно–практическая конференция (Чебоксары, 13 июня 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 3 (8). - ISSN 2412-0529. - 11 стр.
  6. Кропотова Н.А. Технологии модерации как основа проведения интегрированных практических занятий. / Н.А. Кропотова, И.А. Легкова, А.В. Топоров. // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Современные тенденции в науке, технике, образовании» в 3 частях. Часть 2.–Смоленск, 2016. – С. 59-60.
  7. Кропотова Н.А. Концепция адаптивного обучения для подготовки обучающихся высшей школы МЧС России для работы в сложных условиях. // Всероссийская научно-методическая конференция с международным участием «Аграрная наука в условиях модернизации и инновационного развития АПК России», посвященная 100-летию академика Д.К. Беляева, ИГСХА, 2 марта 2017. Т.4. С. 205-209.