В Российской Федерации транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, играя важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспорт не только объединяет все районы страны, но и обеспечивает условия экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения [1].
Задача обеспечения безопасности на транспорте является одним из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности России. Согласно [2] целью государственной политики в области транспортной безопасности является «обеспечение национальной безопасности и реализация национальных интересов при транспортной деятельности, устойчивость транспортной деятельности, предотвращение (минимизация) вреда здоровью и жизни людей, ущерба имуществу и окружающей среде, общенационального экономического ущерба при транспортной деятельности».
Определение понятию «безопасность» дает Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ. Безопасность – это состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений» [3].
Анализ нормативно-правовых документов в области безопасности на транспорте показывает, что во всех из них ключевым понятием является понятие «обеспечение безопасности». Обеспечить - значит сделать возможным, действенным, реально выполнимым. На наш взгляд для достижения наибольших результатов в области ликвидации угроз нарушения безопасности целесообразно не просто обеспечивать безопасность, а управлять ею. Управление – целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на объект управления с целью направить его действия в нужное русло и подразумевает более широкий спектр действий.
Сущность, которую вкладывают вышеуказанные нормативные акты в термин «обеспечение» только в некоторой степени соответствуют понятию «управление». Так под обеспечением безопасности в [2] понимается реализация системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам актов незаконного вмешательства, а также угрозам техногенного и природного характера. Далее будем рассматривать термин «управление безопасностью». Под управлением безопасностью будем понимать сознательное целенаправленное воздействие со стороны государства и субъектов транспортной инфраструктуры на работников транспортной сферы и другие объекты транспорта с целью ликвидации и минимизации ущерба от возникающих инцидентов в транспортной сфере, а также анализ возникающих рисков нарушения безопасности на транспорте.
Любое управление системно. Целью создания системы управления безопасностью на транспорте является формирование комплексного подхода к минимизации количества угроз нарушения безопасности. Долгое время в теории безопасности игнорировалась вероятностная природа инцидентов, безопасность рассматривалась с точки зрения абсолютной безопасности [4].
Однако на сегодняшний момент, очевидно, что достижение абсолютной безопасности невозможно, и что безопасность обладает вероятностной природой. Поэтому сегодня наиболее распространена концепция приемлемого риска в безопасности. Под риском понимается вероятностная мера возникновения опасностей, а также размер нанесенного при этом ущерба. В зависимости от объекта риска и его последствий выделяют индивидуальные, технические, экологические и экономические риски. Риск возникает в следующих условиях:
- существование фактора риска;
- присутствие данного фактора в достаточном для возникновения опасности объеме;
- подверженность системы/объекта воздействию данных факторов.
Для определения рисков применяются методы вероятностного анализа безопасности. Эти методы предназначены для решения нескольких типов задач:
- определения рисков на всех стадиях проектирования и эксплуатации системы/объекта;
- оптимизация проектных решений путем сравнительного анализа нескольких вариантов объекта;
- выявление наиболее сильно влияющих на безопасность отказов объекта/системы для внедрения корректирующих воздействий по повышению безопасности [5].
Определение всех возможных рисков, а также выявление наиболее критичных из них позволяет сформулировать цели и задачи системы управления безопасностью. Целью является снижение количества нарушений безопасности в транспортном комплексе, а также предотвращение или минимизация их последствий.
Задачами создания системы управления безопасностью являются:
- Выявление всех возможных рисков нарушения безопасности, выбор методов воздействия на риск.
- Реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и минимизации угроз безопасности.
- Реализация мер, направленных на недопущение или минимизацию последствий нарушения безопасности.
- Разработка комплекса мер, направленных на повышение уровня безопасности на транспорте.
- Интеграция в международные системы обеспечения безопасности на транспорте, разработка требований к управлению и обеспечению безопасности на транспорте в соответствии с международными требованиями;
- Обеспечение безопасной эксплуатации транспортных средств и объектов инфраструктуры.
- Обеспечение безопасных условий труда для человека.
- Обеспечение защиты личной информации пользователей и сотрудников транспорта и коммерческой информации транспортных предприятий.
- Обеспечение защиты от природных и техногенных происшествий.
- Обеспечение защиты от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности.
- Обеспечение безопасности перевозок пассажиров, грузов и багажа.
Управление как особый вид деятельности основывается на ряде принципов как основных руководящих правил, норм и исходных положений, на базе которых принимаются управленческие решения. Принципы управления обуславливают выбор технологии и методов управления.
Все принципы управления безопасностью на транспорте можно разделить две группы: общие и частные. Общие принципы управления относятся к системе управления в целом, частные – к отдельным ее компонентам или процессам. К общим принципам управления на наш взгляд можно отнести:
- Принцип научной обоснованности управления безопасностью, что подразумевает комплексное исследование всех факторов, влияющих на безопасность, использование имеющихся, а также разработку новых, инновационных методов управления безопасностью.
- Принцип процессного подхода. Согласно данному принципу вся деятельность предприятия рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, которыми необходимо управлять (в противоположность функциональному подходу к управлению), что должно быть применимо и для такого объекта управления как транспортная безопасность.
- Принцип системного подхода. Рассмотрение транспорта как совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых элементов способствует формированию объективного представления о работе транспортного системы в целом. Кроме того, именно данный подход позволяет определить существующие в транспортном комплексе риски нарушения безопасности.
- Принцип регламентации. Все процессы, происходящие в системе управления безопасностью, должны быть регламентированы.
- Принцип законности. Любое управление должно, прежде всего, основываться на соблюдении Конституции и законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права.
- Принцип прогнозирования рисков. Прогнозирование рисков должно вестись постоянно, что позволит заранее подготовиться к возможным негативным явлениям и создать возможность для их предотвращения.
К частным принципам управления безопасностью можно на наш взгляд отнести:
- Принцип непрерывности управления. Управление безопасностью на транспорте должно осуществиться непрерывно, независимо от существующих внешних и внутренних условий.
- Принцип культуры безопасности. Формирование культуры безопасности у работников транспорта должно стать одним из ключевых принципов управления безопасностью, т.к. только такой работник может всецело отдавать себе отчет и нести ответственность за свои действия.
- Принцип взаимной ответственности. Субъекты транспортной инфраструктуры, работники транспорта, государство, равно как и граждане, пользующиеся услугами транспорта, должны нести ответственность за обеспечение всех видов безопасности на транспорте.
- Принцип приоритета. При формировании политики в области управления безопасностью на транспорте следует учитывать приоритетность защиты жизни и здоровья людей перед защитой транспортных средств и объектов инфраструктуры.
- Принцип минимизации последствий. При наступлении опасных событий необходимо стремиться к минимизации их последствий, снижению ущерба.
- Принцип предупреждения нарушений безопасности. Для предотвращения нарушений безопасности и возникновения опасных событий необходимо проведение мероприятий, направленных на предупреждение возникновения ситуаций, способных повлечь за собой нарушение безопасности (проведение инструктажа с работниками транспорта, своевременное информирование населения о возможном возникновении опасности, проведение профилактических бесед с населением и пр.).
- Принцип соответствия целей и ресурсов. Выделяемые на обеспечение безопасности ресурсы должны расходоваться на достижение поставленных целей.
- Принцип обмена информацией. Различные субъекты транспортной инфраструктуры должны обеспечить обмен информацией о возможных нарушениях безопасности между собой и координировать свои действия с органами государственной власти, а также предупреждать население.
- Принцип интеграции в международные системы обеспечения безопасности на транспорте. Анализ существующих в мире систем управления безопасностью на транспорте, заимствование опыта зарубежных предприятий, а также внедрение существующих международных методик управления безопасностью способствует повышению уровня безопасности на транспорте.
- Принцип максимального использования возможностей государственно-частного партнерства. Государство обеспечивает регулирование в сфере транспорта, применяет софинансирование различных программ по повышению уровня безопасности на транспорте, а также осуществляет контроль за деятельностью предприятий транспорта, т.к. транспорт является одним из гарантов национальной безопасности и одной из движущих сил национального развития.