Комплексный подход к управлению безопасностью транспортной системы

NovaInfo 53, с.122-126, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы безопасности транспортной системы, предложен комплексный подход к управлению безопасностью на транспорте, предложена структура объектов транспортной безопасности с точки зрения комплексного подхода.

Ключевые слова

УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ, КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД, ТРАНСПОРТ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Текст научной работы

Одной из важнейших отраслей хозяйства в Российской Федерации является транспорт. Он позволяет объединить территориально разрозненные районы страны, обеспечивает связь различных промышленных предприятий, перевозку грузов и пассажиров. Кроме того, положение страны позволяет получать доходы от осуществления транзитных перевозок. Одним из главных целевых ориентиров транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года является снижение аварийности, рисков и угроз безопасности по видам транспорта [1]. Задачами повышения уровня безопасности транспортной системы являются:

  • повышение безопасности движения, полетов и судоходства;
  • повышение уровня технической и технологической безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
  • обеспечение состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства;
  • обеспечение деятельности специализированных аварийно-спасательных служб на уровне, соответствующем международным и национальным требованиям;
  • обеспечение мобилизационной готовности транспортного комплекса;
  • повышение уровня безопасности перевозок грузов, требующих особых условий;
  • усиление государственного регулирования допуска к транспортной деятельности в соответствии с требованиями безопасности;
  • развитие систем надзора, контроля и обеспечения общественной безопасности в сфере транспорта;
  • обеспечение потребности в специалистах с уровнем профессиональной подготовки, отвечающим требованиям безопасности и устойчивости транспортной системы [1].

Таким образом, правительством Российской Федерации ставится широкий круг задач в области повышения уровня безопасности на транспорте. На сегодняшний день разработан ряд документов, регламентирующих обеспечение безопасности на транспорте. Ключевыми из них являются Федеральный закон «О транспортной безопасности» № 16-ФЗ, Государственная концепция обеспечения транспортной безопасности России, Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте.

Транспортная безопасность рассматривается, как один из важнейших аспектов национальной безопасности страны. В [2] под транспортной безопасностью понимает такое состояние транспортной системы Российской Федерации, которое позволяет обеспечивать национальную безопасность и национальные интересы в области транспортной деятельности, устойчивость транспортной деятельности, предотвращать (минимизировать) вред здоровью и жизни людей, ущерб имуществу и окружающей среде, общенациональный экономический ущерб при транспортной деятельности. При этом федеральный закон «О транспортной безопасности» дает более узкое определение: «транспортная безопасность — состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства». При этом под актом незаконного вмешательства (АНВ) понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий [3]. Следовательно, в законе транспортная безопасность рассматривается только с точки зрения совершения противоправных действий или бездействия третьих лиц.

Наиболее полно на наш взгляд стратегию в области обеспечения безопасности на транспорте отражает комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте. Основными видами угроз безопасности населения на транспорте программа видит не только угрозы актов незаконного вмешательства, но и угрозы техногенного и природного характера [4]. Однако сфера интересов данной программы ограничена лишь обеспечением безопасности населения, не беря во внимание безопасность грузовых перевозок, а также безопасность окружающей среды от воздействия транспорта.

На наш взгляд, рассматривать безопасность на транспорте односторонне, лишь с точки зрения защиты от актов незаконного вмешательства, неправильно, так как не учитывается риск возникновения других угроз безопасности транспортной системы. Для организации действенной системы управления безопасностью транспортной системы необходим комплексный подход. Структура объектов безопасности на транспорте с позиции данного подхода нам представляется следующим образом (рисунок 1).

Структура объектов транспортной безопасности (комплексный подход)
Рисунок 1. Структура объектов транспортной безопасности (комплексный подход)

Под безопасностью транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры нами понимается исправное и работоспособное состояние, а при нарушении их работоспособности — неисправное безопасное состояние, при котором не возникает угроз нарушения безопасности. Исправность транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры достигается своевременным проведением планово-предупредительных видов ремонта и технического обслуживания.

Информационная безопасность в сфере транспорта — защищенность информационных ресурсов и поддерживающей инфраструктуры предприятий транспорта от непроизводственного использования, а также защита персональных данных работников транспорта, пассажиров и грузоотправителей и информации ограниченного доступа.

Под техногенной безопасностью будем понимать состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры, окружающей среды, жителей прилегающих территорий, пассажиров и работников транспорта от техногенных аварий и катастроф, обуславливающих возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Техногенные чрезвычайные ситуации связаны с производственной деятельностью человека. К ним относятся:

  • транспортные аварии и катастрофы (в том числе с выбросом перевозимых химических опасных веществ и радиоактивных веществ);
  • пожары, взрывы на объектах транспортной инфраструктуры, а также на транспортных средствах;
  • обрушения производственных зданий и сооружений, обрушение элементов транспортных коммуникаций;
  • аварии на электроэнергетических сетях, выход из строя транспортных электроконтактных сетей;
  • аварии в канализационных системах, на тепловых сетях, в системах снабжения водой (в т.ч. и питьевой).

Наиболее опасными представляются аварии и катастрофы с выбросом химических опасных веществ, радиоактивных веществ или биологических активных веществ, т.к. такие аварии и катастрофы могут привести к значительным загрязнениям окружающей среды и поражению населения.

Природные бедствия представляют собой сложную совокупность разнообразных неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов, которые в зависимости от их масштабов и интенсивности подразделяются на неблагоприятные природные явления, стихийные бедствия и природные катастрофы. К природным бедствиям относятся: наводнения, сели, оползни, карст, лавины, землетрясения, бури, ураганы, смерчи, град, ливни, снегопады, гололед, сильная жара, сильный мороз, половодье, лесные и степные пожары и пр.

К актам незаконного вмешательства помимо террористических актов можно также отнести различного рода хулиганские действия, направленные на нарушение функционирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Под безопасностью эксплуатации транспорта будем понимать такие действия работников транспорта, которые не вызывают возникновения аварий и катастроф техногенного характера, а также сходов и столкновений; действия, совершаемые в полном соответствии с технологическим процессом работы транспорта, а также должностными и другими инструкциями.

Под безопасностью перевозок будем понимать свойство перевозок не создавать угрозы для здоровья и жизни пассажиров, работников транспорта, населения, для нарушения целостности груза, для исправности транспортных средств и объектов инфраструктуры, а также окружающей среды.

Следовательно, комплексный подход к управлению транспортной безопасностью призван обеспечить:

  • безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда;
  • безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа;
  • безопасность функционирования и эксплуатации объектов и средств транспорта;
  • экономическую безопасность;
  • экологическую безопасность;
  • информационную безопасность;
  • пожарную безопасность;
  • санитарную безопасность;
  • химическую, бактериологическую, ядерную и радиационную безопасность;
  • мобилизационную готовность отраслей транспортного комплекса [5].

Таким образом, при управлении стоит учитывать все возможные аспекты нарушения безопасности на транспорте. Комплексный подход является трудоемким, но позволяет более полно и детально рассмотреть и предотвратить все возможные угрозы нарушения безопасности, возникающие в процессе эксплуатации транспортной системы.

Читайте также

Список литературы

  1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р) (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. N 1032-р)
  2. Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О транспортной безопасности"
  3. Государственная концепция обеспечения транспортной безопасности России (разработана Минтрансом России)
  4. Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте (утв. распоряжением правительства РФ от 30.07.2010 N 1285-р) (ред. от 11.12.2013)
  5. Комплексная безопасность на железнодорожном транспорте и метрополитене: монография: в 2 ч. / Б.В. Бочаров и др.; под ред. В.М. Пономарева и В.И. Жукова. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015. Ч.1: Транспортная безопасность на железных дорогах и метрополитене. – 287 с.

Цитировать

Гонтарь, Д.В. Комплексный подход к управлению безопасностью транспортной системы / Д.В. Гонтарь. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 53. — С. 122-126. — URL: https://novainfo.ru/article/8195 (дата обращения: 27.01.2023).

Поделиться