Комплексная оценка политики импортозамещения Российской Федерации с позиции мер стимулирования или ограничения института предпринимательства

№53-3,

Экономические науки

Данная статья посвящена проблеме импортозависимости большинства отраслей экономики Российской Федерации. Также в статье приведены результаты исследования проведенного опроса среди малого и среднего бизнеса по оценке возможностей их компаний по импортозамещению. В заключении предложена разработка национальной программы импортозамещения, которая включит три направления.

Похожие материалы

За последние три года в Российской Федерации очень остро встала проблема импортозамещения. Это связано с тем, что вот наша страна пребывает в условиях применения со стороны США и стран Евросоюза широкомасштабных санкций, коснувшихся в первую очередь, экономической сферы [1].

Отрасли российской промышленности в разной степени привязаны к заграничным поставкам: импортозависимость большинства отраслей находится в диапазоне от 44 до 73%.

На Рисунке 1 представлены наиболее импортозависимые отрасли экономики Российской Федерации [2].

Наиболее импортозависимые отрасли экономики РФ
Рисунок 1. Наиболее импортозависимые отрасли экономики РФ

После обострения ситуации на Украине весной 2014 года, многие западные страны, страны Евросоюза, США и некоторые другие государства ввели санкции против РФ, с целью корректировка политики России в отношении украинской столицы. В связи с этим были активизированы процессы импортозамещения по всей России, которые является наиболее действенным антикризисным рычагом в сложившейся ситуации [3].

Именно такая новая государственная политика импортозамещения призвана поддержать отечественный бизнес и сделать его более конкурентоспособным в новых условиях (Рисунок 2) [4].

Место России в глобальном рейтинге конкурентоспособности
Рисунок 2. Место России в глобальном рейтинге конкурентоспособности

Из Рисунка 2 видно, что Россия в 2014-2015 годах поднялась в рейтинге с 53 до 45 места. Положение России улучшилось во многом за счет макроэкономических факторов, в частности благодаря значительному пересмотру МВФ оценок паритета покупательной способности валют. К сильным сторонам была отнесена высокая распространенность высшего образования, состояние инфраструктуры и значительный объем внутреннего рынка. К слабым сторонам относятся низкая эффективность работы государственных институтов, недостаточный инновационный потенциал, слабая развитость, а также в этом году к указанным отрицательным факторам добавились ослабление внутреннего спроса, экономические санкции со стороны стран Северной Америки и Западной Европы, а также внешняя неопределённость относительно будущего цен на минеральные ресурсы. Все эти факторы способствуют неэффективному распределению ресурсов страны и препятствуют росту конкурентоспособности [4].

Далее хотелось бы рассмотреть плюсы и минусы импортозамещения.

Импортозамещение позволит не только решить стратегическую задачу – повысить продовольственную безопасность страны, но и создать дополнительные рабочие места, сохранив в стране значительный объём денежных средств, удешевить основные социальнозначимые продовольственные товары - хлеб, овощи, мясо, рыбу, молокопродукты - и, в том числе, защитит нас от ещё более жёстких санкций.

Но при этом произойдет снижение ассортиментного разнообразия продуктов, повышение цен на продукты из натурального сырья, но главное - это падение качества продовольственных товаров, что вполне объяснимо. Не секрет, что в России дефицит качественного сырья, стоимость его дороже зарубежных аналогов. Для того чтобы резко не поднимать цены, производители вынуждены замещать его сырьём более низкого качества [5].

Что же касается субъектов малого и среднего предпринимательства, то на сегодняшний момент перед ними стоит несколько сложных, но вполне выполнимых задач по технической и технологической модернизации собственного производства, улучшению качества товаров, расширению объѐмов и ассортимента производимой продукции. Все эти мероприятия помогут укрепить занимаемые позиции на рынке и удержать их как можно дольше. Наша страна обладает богатейшими ресурсами для производства собственной промышленной и сельскохозяйственной продукции [6].

В 2015 (март-апрель) году Аналитическим центром (при помощи Национального агентства финансовых исследований) был проведен опрос малого и среднего бизнеса. В котором приняли участие руководящие сотрудники 474 компаний, в том числе 365 малых и 109 средних предприятий. В ходе опроса респондентам было предложено оценить возможности их компаний по импортозамещению. Около четверти опрошенных респондентов (24%) уверены, что их продукция и услуги определенно смогут заместить на внутреннем рынке импортные аналоги. Еще 11% представителей МСП предполагают, что возможно смогут осуществить замещение импортной продукции. 29% участников опроса напротив, полагают, что их продукция не сможет составить конкуренцию импорту (Рисунок 3).

Данные опроса малого и среднего бизнеса в целом
Рисунок 3. Данные опроса малого и среднего бизнеса в целом

Следует отметить, что среди малых компаний доля тех, кто готов конкурировать с зарубежными игроками несколько выше – 37% против 32% у средних компаний. Отчасти это связано с относительной гибкостью малых предприятий (по сравнению со средними), которые легче могут переориентироваться на производство новой продукции. Возможно, тем не менее, что такая уверенность обусловлена меньшей осведомленностью о конкурентоспособности собственной продукции.

Данные опроса малого и среднего бизнеса по отдельности
Рисунок 4. Данные опроса малого и среднего бизнеса по отдельности

Таким образом, можно сделать вывод о том, что более трети малых и средних компаний готовы заместить на внутреннем рынке импортную продукцию. При этом малые компании выказывают большую уверенность в своих возможностях по импортозамещению, чем средние [7].

В целом по результатам исследования можно сделать вывод, что довольно большое количество предпринимателей сохраняют оптимистичный настрой по поводу их будущего и возможного импортозамещения, несмотря на происходящие в стране события. Зачастую предприятиям малого бизнеса проще подстроиться под перемены и внести изменения в свой рабочий процесс, чем крупному и даже среднему бизнесу. В этом плане малый бизнес более маневренный: быстрее можно начать выпуск новой продукции, ему требуется меньше вложений, чем среднему бизнесу, переориентация малого бизнеса менее затратна, чем среднего, конкуренция не такая жесткая; больше возможностей уменьшить налоги и тому подобное.

Сейчас России необходимо разработать научно обоснованную национальную программу импортозамещения, включающую три направления:

  1. модернизация существующих производств, направленная на увеличение объема выпуска продукции (замещением групп импортируемых продуктов, аналоги которых на сегодняшний день производятся в недостаточном количестве)
  2. создание новых современных импортозамещающих производств (направление охватывает товары, которые в нашей стране пока не производятся, но их выпуск можно освоить в сжатые сроки)
  3. сокращение потребления товаров, которые относятся к критическому импорту (изделия и товары, не производимые в РФ, поскольку их импортозамещение экономически невыгодно или невозможно в силу объективных причин).

Насколько эффективными будут современные аспекты государственной политики по импортозамещению в условиях функционирования экономических санкций – покажет время, однако уже сейчас можно говорить о положительной реакции сфер пищевой промышленности и сельского хозяйства на применяемые меры государственной поддержки [1].

Список литературы

  1. Симоненко М. В. Проблемы импортозамещения в России в условиях экономических санкций США и Западной Европы // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 423-426.
  2. Подгорецкая Н. Импортозамещение: российские производители кооперируются [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blog.dp.ru/post/8136/
  3. Кемайкин П.В., Костин М.Д., Удалов А.А.Перспективы реализации политики импортозамещения в условиях санкций [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://novainfo.ru/article/3874
  4. Всемирный экономический форум: Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2015–2016. [Электронный ресурс] Центр гуманитарных технологий // Режим доступа: URL: http://gtmarket.ru/news/2015/09/30/7246
  5. Помогать надо своим. Нельзя упускать шанс для развития [Электронный ресурс] Аргументы и Факты. № 37. 9 сентября 201509/09/2015 //Режим доступа: URL: http://www.chr.aif.ru/tambov/events/pomogat_nado_svoim_nelzya_upuskat_shans_dlya_razvitiya
  6. Фомина А.О. Санкции как стимул для развития [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://science.kuzstu.ru/wp-content/Events/Conference/RM/2015/RM15/pages/Articles/IEU/2/79.pdf
  7. Импортозамещение и малый и средний бизнес: миф или реальность? [электронный ресурс] // Аналитический центр АО «МСП Банк» // Режим доступа: URL: https://mspbank.ru/userfiles/files/az/2015-06-importozamecshenie.pdf