Управление в условии кризиса в организации выступает весьма актуальным вопросом современного времени, поскольку появление кризисной ситуации на предприятии вызвано, в большинстве случаев, многими причинами. Чаще всего они формулируются как несоответствие организационной структуры фирмы условиям рынка.
Это может означать существование отделов и структурным подразделений в организации, которые не могут справляться с функциями и задачами управления в условиях рынка, в первую очередь, это касается следующих функций: сбыт, производство, маркетинг, закупки, финансы, кадры, исследование и обновление [2].Главная проблемой в существующей ситуации кризиса на предприятии выступает потеря профессиональных кадров, преодоление кризиса без которых становится невозможным. Основной задачей на данном этапе становится удержание квалифицированных кадров для поддержания фирмы в состоянии относительной стабильности. [1,8]
Так, по данным Госкомстата за последние 5 лет уровень безработицы в нашей стране неуклонно растёт. Так, в 2015 году уровень безработицы в Российской Федерации достиг 5,6%, в Волгоградской области он находится на более высоком уровне и в 2015 году составил 7,2% [9].
Динамика изменения уровня безработицы в Российской Федерации и отдельных субъектах Южного Федерального округа за 2011-2015 гг. представлена на рисунке 1.
На основании графика можно сделать заключение о том, что уровень безработицы в целом в России и в Южном Федеральном округе значительно отличаются. Так, в Ростовской и Волгоградской областях уровень безработицы по значению сопоставимо близок, а в Республики Адыгее этот коэффициент предельно высок и в 2015 году равен 8,8%, в то время как в общем по России этот коэффициент в прошедшем году был равен 5,6%. К вышеизложенному следует добавить, что одной из основных причин увеличения уровня безработицы оказался экономический кризис [9,10].
![Динамика уровня безработицы в Российской Федерации и субъектах ЮФО [13]](/res/9ftft2b8uk.jpg)
Опыт управления многих крупных предприятий показывает, что наиболее часто менеджеры стараются уменьшить издержки и экономить за счёт имеющихся сотрудников. Однако, в условии кризиса становится ясно, что изменения должны затронуть всю систему управления кадрами в целом. Она должна быть адаптирована к новым условиям функционирования предприятия, она должна отличаться гибкостью, экономичностью и быть ориентирована на постановку принципиально новых целей и решение новых задач [5]. Составление предварительного плана действий, как в случае развития оптимистического сценария, так и в случае неудачного (пессимистического) опыта — черта грамотного менеджера. Наличие подготовленного заранее сценария позволит менеджеру сохранять психологическую устойчивость, а также избежать ошибок. Одним из существенных признаков профессионализма руководителя выступает способность выдержать наступление [3].
Направления развития решения данной проблемы содержат несколько аспектов. Прежде всего, это уделение особого внимания бизнес-планированию. Руководители во время кризиса совершают ошибку — не осуществляют постановку целей в организации, планирование деятельности, ссылаясь на то, что на этапе неопределённости и нестабильности рынка осуществлять данные функции трудно, а порой невозможно. Тем не менее, наличие большого количества неопределённых обстоятельств, а также факторы, создающие помехи на пути достижения намеченных целей, планировать работу в условиях кризиса крайне необходимо. Это объясняется тем, что, несмотря на возможное влияние внешних факторов, способных изменить ход запланированных мероприятий, часть возложенных на руководителя задач удастся воплотить. Кроме этого планирование выполняет еще одну функцию: создаёт дисциплину у персонала и помогает внушить работникам успех в позитивном разрешении проблем. Работники смогут увидеть, что фирма обладает жизнеспособностью и она имеет перспективу развития [4,7].
Следующим важным направлением решения проблемы управления персоналом является сохранение заработной платы сотрудникам. В современных условиях кризиса на рынке руководители многих организаций решили, что сокращение заработной платы персоналу — наиболее эффективный способ для достижения максимальной оптимизации средств. Подчинённым сообщили о том, что фирма претерпевает сложный период своего существования и за данную вынужденную меру работники должны быть благодарны руководству, поскольку в такой ситуации заработную плату они могли не получить. Конечно, издержки удалось сократить. Но необходимо отметить следующее: принятое решение сократить заработную плату — это скорее негативный эффект нежели позитивный. У части подчинённых в организации была утрачена вера, создалось впечатление будто фирме не суждено выйти из кризиса, а наиболее профессиональная часть кадров занялась поиском нового места работы [12].
Должное внимание необходимо уделять мотивации сотрудников организации. В условиях кризиса это является наиболее важным и эффективным инструментом управления персоналом в фирме. Необходимо помнить, что без мотивации подчинённых эффективное управление представляется невозможным. Следует понимать, что условия кризиса заставляют организацию оптимизировать издержки, в связи с этим возможности мотивировать сотрудников крайне ограничены, но тем не менее, профессионализм руководителя должен проявиться в грамотном составлении для каждого сотрудника индивидуального плана мотивации [11,15]. Мотивация позволит направить деятельность подчинённых на наиболее приоритетные и важные направления деятельности. Поскольку мотивация является важнейшим инструментом управления, возможно привлечение на её осуществление дополнительных средств со стороны в качестве займа. Не стоит забывать и про моральную мотивацию. Персоналу важно осознавать, что они — часть большой команды, необходимо чувствовать свою важность для организации как в профессиональном плане, так и в личностном, нужность и причастность своей организации.
В заключении хотелось бы выделить ещё одно направление решения проблемы управления в условиях кризиса — это обучение персонала. В современных рыночных условиях, когда по причине кризиса руководители принимают решение о сокращении издержек на обучение и повышение квалификации персонала, безусловно, совершают ошибку [14]. Конечно, во время кризиса лишних средств на подобные расходы нет и это является проблемой. Однако, кризисное явление нужно рассматривать не только с точки зрения проблемы, но и с точки зрения возможности. Во-первых, у персонала появляется больше времени на подготовку к выходу на более высокие позиции. Во-вторых, корпоративное обучение позволяет персоналу сосредоточиться на адаптированных к новым условиям целях, а также определиться с алгоритмом и постановкой задач для их успешного осуществления [6,16].
Одним из важнейших элементов развития современной экономики России выступает эффективное профессиональное управление, которое включает умения и навыки осуществления согласованных грамотных действий руководителей в условиях кризиса. Управление кадрами в условиях кризиса в организации — является важнейшей задачей любого руководителя. Именно грамотные действия руководителя позволят организации с минимальными издержками выйти из кризисного положения. При этом необходимо помнить, что уделение должного внимания главному ресурсу фирмы — персоналу крайне важный аспект управления.
Подытоживая вышесказанное, необходимо выделить, что люди — это важный ресурс любой организации. Именно благодаря персоналу достигается необходимый уровень обслуживания, требуемое качество выпускаемой продукции. Персонал предприятия обеспечивает рост и стабильное развитие предприятия.