В условиях современного мира, когда количество судов растёт с каждым годом, а вместе с ним увеличивается и их стоимость, появление рисков становится практически неминуемым. При всём при том, что внедряются высокоточные средства навигации, инновационные материалы и оборудование, общее число аварий в морях и океанах находится на высоком уровне. Следует отметить, что ущерб от таких катастроф составляет огромные суммы. В связи с этим возникает потребность в обязательности страхования рисков.
В России страхование развито, но не на достаточном уровне. Нашей стране необходимо стремиться к уровню ведущих стран в морском страховании. 26 ноября 2015 года в Москве Союзом морских страховщиков проводилась V ежегодная Международная конференция «Морское страхование в России — 2015» при поддержке Российской палаты судоходства, на которой рассматривались проблемы и перспективы морского страхования в России. Рассматриваемый в данной статье вопрос остаётся актуальным и на сегодняшний день и требует более подробного изучения и анализа. Опыт ведущих стран в морском страховании позволит поднять компетентность и профессионализм отечественных страховых компаний в данной отрасли.
Морское страхование — одна из важнейших отраслей страхования, которая содержит виды страхования, в качестве объекта которого может выступать любой имущественный интерес, который связан с мореплаванием: судно, перевозимый груз, а также фрахт, плата за проезд, арендная плата или иные требования, которые обеспечивает судно, груз и фрахт.
Отрасль морского страхования, как правило, содержит в себе три основных типа страхования:
- Страхование каско (корпус и обшивка морского судна);
- Страхование карго (страхование судовых грузов);
- Страхование ответственности судовладельца (разновидность страхования, заключающаяся в создании комплекса действий, направленных на страховую защиту судовладельца, фрахтователя судна и иных лиц, чьи действия могут повлечь за собой причинение ущерба третьим лица).
Международный рынок морского страхования на этапе современного развития весьма разнообразен и многолик. Например, Норвегия по праву считается Родиной мореходов, эта страна с давних времён носит титул мирового морского извозчика. Основными соперниками Норвегии по доле речного и морского флота являются развитые крупные страны, такие как Соединённые Штаты Америки, Великобритания и Япония. Данные страны, в свою очередь, оказывают значительное влияние на транспортную морскую отрасль: как на возникновение и формирование национального рынка морского и речного страхования, так и на его активное развитие и совершенствование. [7]
Норвегия, бесспорно, оказывает значительное влияние на международный рынок морского страхования, являясь одним из главных его участников. Это доказывается тем, что рынок морского страхования Норвегии входит в десятку мировых морских рынков, занимая седьмое место. В рейтинге страхования каско — четвёртое место, а также оффшорном страховании — второе место в мире.
Следует отметить влияние P&I (Protection and Indemnity) клубов — обществ взаимного страхования, оказывающих большое воздействие на рынок морского страхования в целом. В настоящее время существует около семи десятков таких клубов, расположенных в Норвегии, Англии и Швеции. Норвежские P&I клубы отличаются высоким уровнем менеджмента, хотя доля их на мировом рынке ниже, чем у Великобритании. Рынок P&I в Лондоне отличается объёмами своих операций, которые превосходят норвежский рынок. Однако, анализируя развитие морского страхового рынка в Норвегии и Великобритании в целом, учитывая фактор деятельности компаний по страхованию рисков, можно прийти к выводу, что норвежский рынок может считаться наиболее успешным британского. Данный вывод обуславливается тем, что внутренний рынок морского страхования в Норвегии отличается высоким уровнем жизнеспособности. Следует отметить, что данный рынок обслуживает внутренний флот морских судов в стране. Не стоит забывать о том, что развитие нефтяной промышленности Северного моря остаётся перспективной отраслью и в наши дни. Необходимость коммерческого судоходства как главного направления промышленности Норвегии росла с каждым годом.
Если сравнить судоходство с количеством населения, которое составляет около 4,2 млн. человек, то судоходство и по сей день является одной из важнейшей отрасли национального хозяйства. Так как еще в XX веке оффшорная нефтяная отрасль приобрела доминирующий характер, сейчас она имеет большое значение в росте экономики Норвегии. На данный момент, имея немалые достижения в покрытии рисков норвежских клиентов, страховщики морского страхования все больше стараются ориентироваться на внешние рынки. Норвежский рынок смог продвинуться в экспорте страхования, чем добился достаточно высоких показателей и результатов. Сейчас, 50% от общего объема премий морского страхования, поступающих от зарубежных клиентов, подписаны именно в Норвегии [2].
Деятельность оффшорных судоходных компаний развивается весьма успешно, поэтому становится важным иметь партнерские связи с опытными специалистами из разных областей, которые объединены в институты. К ним следует отнести такие организации как судовые брокеры; Норвежское Классификационное Общество; Скандинавский Институт Морского Законодательства; фирмы, занимающиеся оказанием консалтинговых услуг, а также судовладельцы и судостроительные компании.
Большое влияние Великобритании на международном рынке морского страхования объясняется её значимостью в таких отраслях как: промышленность, торговля, финансы.
В начале XXI века большая часть морского тоннажа была сосредоточена в руках Великобритании. Именно в этой стране сформировался наиболее сильный рынок страхования, которым пользовались и зарубежные судовладельцы. Следует отметить, что английские страховщики считаются наиболее значимыми субъектами страхования, так как без их участия страхование флота является невозможным. Из этого следует вывод, что страховщики Великобритании сами устанавливали условия страхования и получали за это большой доход.
Рынок морского страхования в Великобритании по праву занимает лидирующие позиции и на данный момент. Крупнейшим страховщиком на данном рынке является корпорация Ллойд.
В силу исторических событий, страхование морских судов в России основывалось на правилах акционерной страховой компании «Ингосстрах», которая была основана в 1947 году. После нее стали возникать другие страховые компании, заимствовавшие правила страхования судов, которые были разработаны этим монопольным морским страховщиком. Основные условия договоров морского страхования касались корпуса, машин, оборудования данного судна в случае его повреждения или гибели. Кроме того, к страховым случаям стали относить пропажу судна без вести. В условиях договора также выделялось каско, в данном случае означающее, что правоотношения не охватывают страхование ответственности судовладельца за ущерб перед третьими лицами. [9]
Особым образом следует отметить морское страхование судов, которые находятся в эксплуатации, а также на этапе постройки.
На основе статистических данных, представленных в табл. 1 и рис. 1, мы выявили динамику страховых взносов ведущих компаний в России.
Наименование компании | Величина страховых взносов, тыс.руб. | ||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |
1. Ингосстрах | 1464190 | 1585104 | 1703452 | 1724197 | 1864438 |
2. Росгосстрах | 464564 | 473161 | 75682 | 790291 | 966283 |
3. ВСК | 672302 | 677581 | 687319 | 57093 | 24198 |
4. Согаз | 299820 | 415980 | 571349 | 47815 | 1097608 |
![Динамика страховых взносов ведущих компаний в России [9]](/res/zgogf2z9ak.jpg)
На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что на протяжении данного периода бесспорным лидером по морскому страхованию в России является компания «Ингосстрах». У компании «Росгосстрах» и «Согаз» наблюдается положительная динамика, идущая на увеличение. А у компании «ВСК», наоборот, в 2014 году доля страховых взносов значительно упала. Таким образом, страховые компании России развиваются достаточно хорошими темпами [5; 6].
В июле 2011 года были внесены поправки в Кодекс морского страхования, включающие в себя изменения в области морского страхования и страхования гражданской ответственности судовладельца. Данные поправки имеют большое значение для отечественного рынка страхования, поскольку они привели его в соотношение с международными стандартами. В октябре этого же года Правительство Российской Федерации рассмотрела законопроект, предполагающий внесение дополнений в Кодекс водного транспорта. Именно страхование становится главной финансовой поддержкой для судовладельца, в случае причинения им ущерба.
В данном законопроекте отсутствует информация об обязательном страховании, однако, предполагается, что любое судно, которое осуществляет деятельность по перевозки пассажиров или грузов, имеет страховой полис. В случае его отсутствия передвижение по внутренним водным путям становится невозможным.
Рассмотрев международный опыт в развитии и функционировании рынка морского страхования и сравнив его с отечественным, следует указать на то, что рынок в России имеет свои существенные специфические особенности, которые повлияли на развитие отрасли в целом. Тем не менее, темпы развития отечественного рынка морского страхования значительно ниже зарубежного. Прежде всего, это связано с тем, что зарождение данной отрасли произошло значительно позже, в то время как международный рынок интенсивно развивался. Следует отметить, что монополизация страховой деятельности в России оказалось сдерживающим фактором для этой отрасли. Опираясь на зарубежный опыт, для российского рынка морского страхования необходима система эффективного менеджмента, именно это является наиболее вероятной и достижимой перспективой развития морского страхования в России. Также по опыту ведущих стран можно отметить высокий уровень интереса в данной отрасли и ответственный подход к ней не только государства, но и граждан, что не наблюдается в отечественном опыте. Важной перспективой является — совершенствование законодательства и осознание важности данной отрасли.