Системы налогообложения для малого предпринимательства

NovaInfo 118, с.28-31, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 2

Аннотация

В статье рассматриваются системы налогообложения для малого предпринимательства. Рассмотрены преимущества и недостатки специальных налоговых режимов. Дана актуальная информация по вопросам применения патентной и упрощенной систем налогообложения в свете предстоящих изменений налогообложения в текущем и будущем году.

Ключевые слова

ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, ЕНВД, СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ, МАЛЫЙ БИЗНЕС, НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Текст научной работы

Успех любого бизнеса складывается из многочисленных факторов. Каждый предприниматель хочет максимальной отдачи от вложенных средств в свое дело. Поэтому предприниматель должен четко представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах и источниках их получения. От всего этого зависят многие риски, которые индивидуальные предприниматели берут на себя.

Предпринимателю следует учесть много факторов, и именно налогообложение является одной из важных сторон. Малый бизнес имеет свою специфику и особую роль в экономике на сегодняшний день. Одним из главных задач является развитие конкуренции, создание дополнительных рабочих мест и т.д. Сегодня малый бизнес выполняет важнейшие функции в системе как экономических, так и социальных отношений. [6, с. 20]

Актуальность выбранной темы заключается в том, что малые предприятия создают условия, которые благоприятно сказываются на оздоровлении экономики. Развивают конкурентную среду, формируют дополнительные рабочие места, увеличивают потребительский сектор, насыщают товарами и услугами рынок и улучшению использование ресурсов. Налогообложение в этой сфере нуждается в совершенствование, поскольку высокие налоги не дают стимула для расширения создаваемой ими налоговой базы, а лишь сдерживают предпринимательскую активность.

Цель работы — исследование особенностей налогообложения малого бизнеса.

Все налоги, действующие на территории России и составляющие обычной системы налогообложения, подразделяются на три вида в зависимости от уровня установления и изъятия: федеральные; региональные; местные.

Федеральные налоги устанавливаются Кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ налогоплательщиками, уплачивающими федеральные налоги.

Особое место и значение в общей системе налогообложения занимает налог на добавленную стоимость (НДС). В случае, когда предприятие занимается деятельностью, в процессе которой реализовывает деловые связи с контрагентами- плательщиками НДС ему выгодно применять ОСН. Это связано с механизмом исчисления НДС, который подразумевает возмещение сумм НДС по материальным ценностям (работам и услугам), используемым для деятельности, облагаемой по общей системе налогообложения. Величина налога на добавленную стоимость рассчитывается как разница между суммами НДС, начисленными от выручки и суммами НДС, уплаченными поставщикам. В случае применения упрощенной системы налогообложения возмещение НДС не предусмотрено, суммы НДС относятся на расходы предприятия. Выбор общей системы налогообложения бывает выгодным для предприятий, занимающихся производственной деятельностью или оптовой торговлей. Однако значительную долю налоговых платежей при применении ОСН составляет налог на имущество, налогооблагаемая база по которому рассчитывается от среднегодовой стоимости имущества, находящегося в собственности предприятия.

Налогообложение малых предприятий зависит от того, какая система налогообложения выбрана.

В настоящее время увеличились объемы по собираемости налогов в бюджет, в связи с преобразованиями, связанными с цифровизацией экономических процессов и преобразованиями налоговой системы и налогового администрирования. Можно выделить тенденцию к полной легализации всех видов налогооблагаемых доходов и к полному контролю за деятельностью малого бизнеса со стороны контролирующих органов. Об этом свидетельствуют такие меры как введение порядка электронной сдачи отчетности по НДС и журналов, выданных счетов-фактур, компания по введению он-лайн касс и маркировки товаров народного потребления. Довольно ощутимы также меры со стороны банковского сектора по контролю перемещения безналичных денежных средств предпринимателей по банковским счетам, с часто необоснованными блокировками расчетных счетов. [5, с. 29] На фоне послаблений для малого бизнеса, связанными с реализацией мер государственной поддержки в связи с пандемии короно-вируса в 2020 году, ожидается дальнейшее увеличение налогового бремени для субъектов малого предпринимательства. Одним из таких событий можно считать предстоящую отмену ЕНВД с начала 2021 года, которое утверждено законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в НК РФ». Данный закон дополнен и изменен раздел НК РФ, посвященный налогу на вмененный доход (ЕНВД), отмена которого должна состояться в 2021 году. Продлять действие специального налогового режима ЕНВД власти не намерены, хотя представители малого бизнеса еще надеются и предпринимают некоторых действия с целью продления действия ЕНВД на ближайшее время. Выдвигаются аргументы по поводу того, что отмена этого спецрежима ухудшит положение налогоплательщиков ЕНВД или как мера государственной поддержки малого бизнеса в связи с экономическим кризисом, связанным с пандемией 2020 года. Так, в августе 2020 года Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов направил премьер-министру Дмитрию Медведеву письмо с просьбой сохранить режим ЕНВД после 2021 года. Минфин и ФНС не поддерживают инициативы по сохранению системы ЕНВД. Инициаторы законопроекта № 899026-7 отмечают, что в настоящее время ЕНВД занимает второе место по размеру налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ среди специальных режимов налогообложения. [2] При этом прекращение действия указанного налогового режима с 2021 года приведет к возникновению выпадающих доходов бюджетов муниципальных районов и городских округов.

Для собственников и управленцев, задействованных в сфере малого бизнеса весьма актуальным является процесс выбора оптимального налогового режима в связи с предстоящей отменой единого налога на вмененный доход. Многим предприятиям предстоит выбор того налогового режима, который позволит снизить налоговую нагрузку. ЕНВД- специальный налоговый режим, при котором размер налоговых платежей определяется исходя из величины вмененного налога. Для малых предприятий предоставляются возможности выбора обычно системы налогообложения, упрощенной системы налогообложения и патентной системы (ПТС — может применятся только для индивидуальных предпринимателей). [4, с. 45] При этом, при выборе упрощенной системы налогообложения (УСН) существует альтернатива выбора способа расчета налога: доходы (6%) или доходы минус расходы (15%). [1] Уже сейчас собственники малых предприятий производят приблизительные расчеты с целью выявления выгодной системы налогообложения, с учетом особенностей функционирования каждого отдельного бизнес- процесса. В этой связи учитываются и территориальные факторы, ведь Налоговый кодекс предоставляет регионам право снижения налоговой ставки по УСН. А в свете программ поддержки малого бизнеса в период пандемии отдельные регионы снизили эту налоговую ставку, причем в некоторых регионах эти послабления касаются не всех организаций, а предприятий, реализующих свою деятельность в отдельных отраслях.

По результатам сравнения особенностей исчисления налога при УСН «доходы» и «доходы минус расходы» можно сделать вывод о том, что исчисление налога в размере 6 % от доходов выгодно для тех направлений бизнеса, где невысокая доля расходов (например, при оказании услуг). [6, с. 21] Расчет налогооблагаемой базы в виде доходы, уменьшенные на величину расходов выгодно при организации финансово-хозяйственной деятельности в таких отраслях как производство или торговля. Перспективы применения УСН, после отмены ЕНВД для мелких предприятий усложняется многими факторами. Можно выделить сложности при формировании документального подтверждения расходной части. Мелким предпринимателям довольно сложно подтвердить все расходы документально, сильно возрастает объем документооборота и риск финансовых санкций от контролирующих органов при организации проверок.

Патентная система налогообложения является одной из самых простых видов налогообложения и применяется только для ИП, которые укладываются в список, обозначенный Налоговым кодексом РФ (ст.346.43). Возможность применения патентной системы налогообложения еще одно преимущество применения организационно- правовой формы «индивидуальный предприниматель», наряду с возможностью для ИП извлечения прибыли по бизнесу без удержания каких- либо налогов (в то время как для собственников предприятий других форм при выплате дивидендов нужно уплатить дополнительно налог на доходы физических лиц). Данная система налогообложения заключается в том, что сумма уплачиваемого налога определяется в зависимости от суммы предполагаемого дохода предпринимателя, что позволяет провести некоторую аналогию с конструкцией ЕНВД. Основе различие состоит в том, что патент не учитывает, как ЕНВД, торговую площадь. Поэтому платеж по ПСН одинаковый что с 50 кв. м., что с 10 кв.м торговой площади. В связи с этим для многих предпринимателей, осуществляющих деятельность сегодня в области торговли размер налогового платежа при переходе с ПСН на ЕНВД возрастет во много раз. Патент выдается предпринимателям на срок от одного до двенадцати месяцев календарного года и позволяет законно осуществлять конкретный вид предпринимательской деятельности. В 2020 году для получения патента установлены ограничения по численности наемных сотрудников (не более 15 человек), максимальный годовой доход ИП не более 60 млн.руб и ограничение площади помещения при реализации услуг общепита и торговли (не более 50 кв.м.). Стоимость патента — это фиксированная сумма, которая не зависит от уровня дохода.

Налоговая база — это потенциально возможный доход за год. Она устанавливается региональными законами, а на ее величину оказывают влияние вид деятельности, количество работников, количество транспортных средств, площади помещения и другие характеристики, определяющие потенциальную возможность получать доход. [3, с. 170]

Основными преимуществами ПСН являются:

  • фиксированная сумма налога за определенный период;
  • минимизация временных и финансовых затрат предпринимателя на ведение бухгалтерского учета и составление деклараций.

Два главных минуса патента в 2020 году:

  1. Нельзя уменьшить налог на страховые взносы. Поэтому при равной сумме налога УСН и ЕНВД оказываются выгоднее.
  2. Небольшой перечень доступных видов деятельности. На УСН можно заниматься почти любым бизнесом, на ЕНВД перечень тоже шире.

По вопросам применения патентной системы налогообложения в 2021 году довольно значимым является Проект Федерального закона N 973160-7 "О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.51 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". В случае принятия этого закона патентная система может стать довольно интересной для применения в малом бизнесе. Ожидаемые изменения:

  • расширен перечень видов деятельности, при которых есть возможность применения ПСН;
  • площадь помещений общепита и торговых залов приравняют к нормам ЕНВД — 150 квадратных метров;
  • размер налога по патенту можно будет уменьшать на обязательные взносы за ИП, взносы в рамках договоров добровольного страхования, а ещё страховые взносы по начисленной заработной плате наемных сотрудников.

По результатам исследования, проведенного в данной работе можно сделать следующие выводы.

В качестве основного нормативно-правового акта, который регулирует налогообложение, включая субъекты малого бизнеса, можно назвать Налоговый кодекс РФ (НК РФ). При этом важно отметить, что в положениях НК РФ отсутствует понятие "малое предприятие" и "субъект малого предпринимательства", что означает отсутствие специальных условий налогообложения, включая налоговые льготы, которые предоставляются напрямую малым предприятиям.

Для настоящего времени характерно применение двух систем налогообложения, которые применяются по отношению к субъектам малого предпринимательства: общему режиму и специальному режиму налогообложения.

Полный перечень налогов, которые уплачивают налогоплательщики, установлен в положениях ст. ст. 13, 14 и 15 НК РФ.

Хотя малое предпринимательство занимает довольно большое место в рыночной инфраструктуре, оно нуждается в постоянной поддержке со стороны государства как на федеральном, так и на региональном уровне. Невидимая рука рынка может отрегулировать любые рыночные процессы в экономике, но без государственного содействия малые предприятия в нашей стране не получают возможностей для развития. В условиях кризиса последних лет руководство страны много говорит о содействии импорт замещению, ключевую роль в котором на уровне потребительских товаров может играть малый бизнес. Но только при условии усиления преференций со стороны государства и уменьшения бюрократических препятствий, коррупционных барьеров на пути развития.

ЕНВД представляет собой налог, который вводится в действие по средствам законодательства муниципального района, городского округа, города Федерального значения, и находит свое применение наряду с общей системой налогообложения и может применяться только по отношению к определенным видам деятельности. Отмена этого налогового режима увеличивает налоговую нагрузку на малый бизнес. Альтернативными системами налогообложения можно считать: упрощенную систему налогообложения и патентную систему. Выбор той или иной системы индивидуален для каждого предприятия и происходит в результате комплексных мер в рамках налогового планирования.

Читайте также

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2020) — URL: http://www.consultant.ru
  2. Проект Федерального закона N 899026-7 "О внесении изменения в часть 8 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (ред., внесенная в ГД ФС РФ). Текст документа в соответствии с публикацией на сайте https://sozd.duma.gov.ru/.
  3. Акимова В.Г., Литвинова К.Ю., Штукмастер И.Б., Кузнецов А.Б. Пределы вмешательства в налоговое планирование при налоговом администрировании // Закон. 2019. N 5. С. 168 — 180.
  4. Клоницкая А.Ю. Налоговое планирование: оптимизация налогооблагаемой базы по налогу на прибыль // Аудитор. 2019. N 11. С. 43 — 46.
  5. Никитин А.Ю. Когда перспектива платить меньше налогов не радует // Главная книга. 2018. N 20. С. 24 — 31.
  6. Скворцов О.В. Осуществление налогового учета и налогового планирования в организации. М., 2018.
  7. Фадеева, Е. А. Анализ современного состояния малых предприятий в России / Е. А. Фадеева, А. А. Маргарян // Молодой ученый. 2018. №4. — 620-622 с.

Цитировать

Пекшева, А.И. Системы налогообложения для малого предпринимательства / А.И. Пекшева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2020. — № 118. — С. 28-31. — URL: https://novainfo.ru/article/18039 (дата обращения: 30.05.2023).

Поделиться