Механизмы обеспечения экономической безопасности проектных организаций

NovaInfo 54, с.79-84, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье обоснована необходимость обеспечения экономической безопасности проектных организаций. Система безопасности проектных организаций предполагает определение конкретных источников угроз и опасностей, а также выявление методов анализа и управления организационными рисками.

Ключевые слова

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РИСКИ, ИСТОЧНИКИ УГРОЗ И ОПАСНОСТЕЙ, ПРОЕКТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Текст научной работы

Система экономической безопасности каждой компании сугубо индивидуальна. Ее полнота и действенность во многом зависят от имеющейся в государстве законодательной базы, выделяемых руководителем предприятия материально-технических и финансовых ресурсов, понимания каждым из сотрудников важности обеспечения безопасности бизнеса, а также от знаний и практического опыта начальника системы экономической безопасности, непосредственно занимающегося построением и поддержанием в рабочем состоянии самой системы.

В настоящие дни инвестиционные проекты стали более сложными и финансовоемкими, которые направленны на создание и освоение новых технологий, производство конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг. Поэтому эффективность данного вида деятельности стали очень актуальными. И, вследствие этого, возросла роль реализации инвестиционных проектов (проектирвания).

Анализ ряда литературных источников [1-7] показал, что существуют разные подходы к понимаю экономической безопасности. И вот одно из понятий автора Трофимовой Л. Н. : «Экономическая безопасность – это системная категория эффективности деятельности организации, характеризующая такое состояние экономической безопасности, при котором обеспечивается стабильная эффективность деятельности организации (стратегический аспект) и повышение эффективности деятельности организации в случае снижения безопасности уровня (тактический аспект) на основе защищенности от негативных влияний со стороны внешней и внутренней бизнес-среды с учетом цикличности развития и контроля за соблюдением оптимальности интересов организации» [6].

Система безопасности организации, представляет собой ограниченное множество взаимосвязанных элементов, обеспечивающих безопасность предприятия и достижения им целей бизнеса. Составными элементами такой системы являются объект и субъект безопасности, механизм обеспечения безопасности и практические действия по обеспечению безопасности.

Объектами безопасности в проектных организациях выступает всё то, на что направлены усилия по обеспечению безопасности, а именно:

  • интеллектуальный ресурс, который представляет собой совокупность знаний, умений и навыков специалистов компании, в первую очередь главных специалистов и ведущих инженеров;
  • руководители компании, акционеры, структурные подразделения, службу;
  • партнеры ( заказчики и подрядчики);
  • сотрудники, владеющие информацией, составляющей коммерческую тайну;
  • имущество и ресурсы предприятия (финансовые, материально-технические, информационные и др.).

Следует отметить, что субъектами безопасности проектной организации являются те лица, подразделения, службы, органы, ведомства, учреждения, которые непосредственно занимаются обеспечением безопасности бизнеса.

Построение системы безопасности должно осуществляться в соответствии с политикой и стратегией безопасности, представляющими собой комплекс взглядов, мер, решений, действий в области безопасности и совокупность наиболее значимых решений, направленных на обеспечение программного уровня безопасности функционирования предприятия.

Для организаций наиболее важны стратегия, ориентированная на прогнозирование, заблаговременное выявление опасностей и угроз, позволяющая гибко управлять компанией и выбирать наиболее выгодные пути развития ее деятельности (особенно, в условиях нестабильности рынка) [5], а также стратегия, связанная с необходимостью внезапного реагирования на реально возникшие угрозы деятельности. Применение стратегии безопасности, направленной на возмещение (восстановление, компенсацию) нанесенного ущерба (при условии его восполнимости), необходимо в случаях проектных ошибок, от которых не застрахована ни одна компания.

Опасности и угрозы экономической безопасности предприятия в зависимости от источника возникновения делят на объективные и субъективные [3]. Объективные возникают без участия и помимо воли предприятия или его служащих, независимы от принятых решений и действий менеджера. В проектировании для постоянного усиления конкурентоспособности очень важно контролировать появление новых технологий, материалов, средств труда (программное обеспечение) и т. д. Субъективные опасности и угрозы порождены умышленными или неумышленными действиями людей, различных органов и организаций, в том числе конкурентов.

Термин «механизм» происходит от греческого «mechane», что означает «орудие», «машина» [3]. Использование категории «механизм» относительно предприятия понимают как построение организационной структуры, разработка и выбор методов и рычагов управления, позволяющих эффективно реализовать производственные цели и интересы и потребности индивида, коллектива, общества в целом [7].

Механизм обеспечения экономической безопасности функционирования предприятия призван обеспечивать создание условий, мотивирующих эффективную деятельность всех элементов предприятия, высокую степень согласованности общественных корпоративных и личных потребностей и интересов. Механизм должен способствовать обеспечению экономической безопасности на входе и выходе из системы, создать надежные условия функционирования управляющей и управляемой систем [4].

Действия экономической безопасности направлены на обеспечение безопасности функционирования предприятия на входе, обеспечение безопасности управляющей подсистемы, обеспечение безопасности управляемой подсистемы, обеспечение безопасности предприятия на выходе.

Наиболее существенным элементом обеспечения экономической безопасности являются административно-экономические инструменты [1].

К административным инструментам относятся различные постановления, нормы и разрешения, однако в условиях рыночной экономики их следует применять с большой осторожностью. Критериями определения границ государственного вмешательства в производственные системы могут служить: эффективность функционирования, обеспечение воздействия на протекание экономических процессов, эффективность бюджетной политики.

Государственное регулирование должно стремиться к объективной оценке собственной совместимости с рынком и конкуренцией и находить пути достижения эффективного взаимодействия. Поэтому, по нашему мнению, наибольшее распространение должны получить такие финансовые инструменты, как субсидии, льготное налогообложение, государственные расходы на инфраструктуру. Следует иметь в виду, что применяемая в больших размерах финансовая помощь может оказывать чрезвычайно сильное воздействие на производственную систему.

К экономическим инструментам прямого воздействия следует отнести: госзаказ, дотации, целевое финансирование, а к инструментам косвенного воздействия налоговые ставки, льготы, отсрочки платежей; кредитно-денежные (учетная ставка ЦБ России, нормы обязательного резервирования, лизинг, кредитные льготы, операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг); валютные (обменный курс); таможенные (сборы, государственные пошлины, льготы); инвестиционные (амортизация, прибыль, государственные гарантии инвестора).

Функциональные нарушения в работе предприятия устраняются некоторой системой, состоящей из четырех типов механизмов: резервирования, регулирования, компенсации и защиты.

Если уровень экономической безопасности превышен - это означает, что в действие вступают механизмы резервирования. Это означает необходимость корректировки установленных норм и возможность осуществления инвестиционных проектов, так как для этого в деятельности предприятия образовались неиспользуемые избыточные резервы. Если при появлении внешнего или внутреннего воздействия вступает в действие механизм защиты, который отбрасывает те возмущения, которые не превышают пороговых значений и считаются для системы несущественными, то это означает, что фактическое состояние предприятия находится на уровне нормальной экономической безопасности.

Если пороговое значение превышено, то вступает механизм управленческого регулирования, требующий вовлечение в процесс регулирования дополнительных производственных ресурсов, поэтому фактическое состояние предприятия относится к низкому уровню экономической безопасности, что для управляющей подсистемы означает необходимость проведения направлений совершенствования предприятия путем реформирования и привлечения дополнительных источников средств для возвращения предприятия в нормальное состояние [2].

Компенсации используется в том случае, если существующая структура не справляется с внешними или внутренними проблемами и появляется необходимость изменять структуру за счет внутренних или внешних (привлеченных) ресурсов и нестандартных решений.

Эти решения являются проявлением предприимчивости, которая может быть использована в данном случае как ресурс для преобразования менее безопасной деятельности предприятия в более надежную. Как правило, такие предприятия нуждаются в реорганизации.

  • К внешним опасностям проектных организаций относят:
  • действия недобросовестных конкурентов;
  • внезапные изменения окружающей среды, например, форс-мажор или изменение финансового климата в государстве;
  • нехватка квалифицированных кадров на рынке труда;
  • изменения нормативно-правовой базы, которые необходимо тщательно отслеживать для успешной деятельности.

К внутренним опасностям проектных организаций принято относить:

  • качество планирования и принятия решений;
  • соблюдение технологий и строгое следование нормативно-правовым актам;
  • организация труда персонала, оказывающая значительное влияние на успешность деятельности организации;
  • финансовая политика организации, реализуемая в отношении партнеров, значительно влияет на конкурентоспособность компании.
  • личные отношения внутри коллектива, оказывающие влияние на продуктивность труда [3].

Таким образом, обеспечение экономической безопасности предприятия предполагает достижение эффективных параметров функционирования, сохранение производственного и кадрового потенциала, создание предприятия рыночного типа, сочетающих предпринимательскую деятельность с государственным регулированием, формирование предпосылок и условий для надежного их функционирования. Система безопасности проектных организаций предполагает определение конкретных источников угроз и опасностей, а также выявление методов анализа и управления организационными рисками..

Читайте также

Список литературы

  1. Белокур, В.В. Угрозы экономической безопасности предприятия [Текст]: учебник / под ред.В. В. Белокура - M.: 2010. - 290 с.
  2. Гапоненко В. Ф. Экономическая безопасность предприятия: подходы и принципы. М: «Ось-89», 2008. - 208 с.
  3. Доценко, Д.В. Экономическая безопасность: методологические аспекты и составляющие [Текст] / Д.В. Доценко // Аудит и финансовый анализ. - 2009. - № 4. - С.45-50.
  4. Меркулова Е. Ю. Формирование индивидуальной финансовой нормативной модели управления экономической надежностью производственных систем // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 12.
  5. Современные тенденции управления развитием организационно-экономических систем (новый взгляд) // Timirgaleeva R.R., Grishin I.Yu. / под редакцией проф. Тимиргалеевой Р.Р. - Симферополь, 2014.
  6. Трофимова Л.Н. Экономическая безопасность эффективности деятельности организаций торговли: ситуационно-характеристические параметры. Российское предпринимательство, № 11 (209) /июнь 2012.
  7. Управление предприятиями туристско-рекреационной сферы на основе внутреннего маркетинга / Гришин И.Ю., Тимиргалеева Р.Р., Шостак М.А. - Симферополь, 2015.

Цитировать

Кузьмин, В. Механизмы обеспечения экономической безопасности проектных организаций / В. Кузьмин, Р.Р. Тимиргалеева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 54. — С. 79-84. — URL: https://novainfo.ru/article/8468 (дата обращения: 21.05.2022).

Поделиться