Защита прав потребителей в сфере транспортного обслуживания

№54-2,

Юридические науки

В статье рассматриваются правовые аспекты регулирования общественных отношений в сфере оказания транспортных услуг.

Похожие материалы

Взаимоотношения потребителей и производителей в сегодняшнем мире формируются в обстоятельствах бурного ростаобъема, многообразия номенклатурыи технической сложности продукта, работ иуслуг. Социальное принятие и общеепредставление первостепенного решения вопросов обеспечивания различных прав человека стали одним из достиженийсовременной цивилизации. Данное привело к происхождению правового института охраны прав потребителя.

Понятие «транспортные услуги» заключает деятельность по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а кроме того сопряженные с перевозочным действием услуги.

Основы законодательства, регулирующего предоставление транспортных услуг, составляют нормы общегражданского законодательства. Взаимоотношения между перевозчиком и гражданином-потребителем регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей» и гл. 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), в которой содержаться нормы, устанавливающие понятие договора перевозки, его разновидности, полномочия и прямые обязанности сторон, а кроме того ответственность за несоблюдение условий договора. Ст. 784 ГК РФ устанавливает, то что условия перевозки определенными видами транспорта обусловливаются транспортными уставами и кодексами и другими законами, издаваемыми в соответствии с ними инструкциями. К числу действующих в настоящее время относятся:

  • Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08 ноября 2007 г. (УАТ)
  • Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10 января 2003 г.
  • Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 24 декабря 2002 г. (УЖТ)
  • Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. (КВВТ)
  • Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. (КТМ)
  • Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. (ВК)

Договор перевозки - вариант договора для предоставление услуг. Таким образом, к нему применимы единые положения закона РФ «О защите прав потребителей» о праве на качество, защищенность, своевременную и соответствующую информацию об оказываемой услуге, а также положения главы 3 Закона «О защите прав потребителей» при оказании услуг.

Ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» гласит, то что исполнитель должен оказать услугу, качество которой соответствует соглашению. При отсутствии в договоре условий о качестве, исполнитель обязан оказать услугу, подходящую для целей, для которых услуга такого рода как правило применяется. В случае если исполнитель при заключении договора был поставлен в известность о конкретных целях оказания услуги, он должен оказать услугу, пригодную для использования в соответствии с данными целями. Исполнитель обязан оказать услугу, надлежащую обязательным условиям, установленным законодательством.

Наиболее часто условием договора о качестве становится класс обслуживания, от которого находится в зависимости пакет дополнительных услуг, предлагаемых при перевозке. Класс сервиса определяет, равно как правило, уровень удобства посадочного места, качество питания, вероятность извлечения других дополнительных услуг и приспособлений комфорта. К примеру, в каждой авиакомпании мира имеется три класса: первый, бизнес-класс и эконом-класс, а в железнодорожных перевозках это купе, плацкарт, сидячие места. Подобным образом, нарушения условий договора о качестве, например, размещение в более низком классе, непредоставление каких-либо услуг, предусмотренных классом обслуживания, - это минус услуги.

Под пригодностью услуги понимается средний для государства либо региона уровень требований, который обязана отвечать услуга по перевозке. Если же требования к сервису установлены законодательством равно как неотъемлемые, например, в правилах обслуживания в разных типах транспорта, санитарных нормах, стандартах, их несоблюдение будет являться минусом услуги.

Права потребителя при оказании услуги ненадлежащего качества установлены ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей». Перевозчику могут быть предъявлены согласно выбору потребителя требования о безвозмездном устранении недостатков, соответствующем уменьшении стоимости обслуживание, возмещении понесенных им затрат по устранению недостатков собственными силами либо третьими лицами, расторжении договора и стопроцентном возмещении ущербов, если выявленные недостатки существенные или не были устранены исполнителем в определенный срок.

Помимо этого, потребитель имеет право предъявлять требования полного возмещения убытков, доставленных ему из-за недостатков оказанной услуги. Необходимо иметь в виду, то, что жалобы по качеству услуг имеют все шансы быть предъявлены по факту их выявления, в процессе оказания услуги по перевозке, или по окончании оказания услуги.

Право потребителя на безопасность оказываемой услуги, то есть на то, чтобы в ходе её предложения не был причинен ущерб жизни, здоровью потребителя либо его имуществу, закреплено в ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей». Так как каждое транспортное средство – причина повышенной опасности, одной из государственных гарантий этого права считается обязательное страхование пассажиров, определенное Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».

Ответственность за ущерб, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя из-за недостатков оказанной услуги устанавливается в пар. 3 гл. 59 ГК РФ и ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей». В соответствии с данными нормами, нанесенный ущерб подлежит возмещению в полном объеме.

Право на компенсацию морального вреда, доставленного потребителю из-за нарушения его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, регламентировано ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Ст. 8, 9, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», определяют право потребителя на своевременную, полную и достоверную информацию об исполнителе, об оказываемой услуге, обеспечивающую вероятность её точного подбора. Перевозчик должен довести до сведения потребителей собственное полное наименование, место ее нахождения, режим работы, данные о лицензии. Эта информация обязана предоставляться на русском языке (вдобавок, согласно усмотрению перевозчика, на языках субъектов РФ). Сведения об услугах должны непременно включать правила их предложения, эффективного и не опасного применения, сведения об их потребительских свойствах - п. 2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей». Транспортными уставами и кодексами (п. 6 ст. 19 УАТ, ст. 99 КВВТ, ст. 85 УЖТ, ст. 106 ВК) предусматриваются прямые обязанности перевозчика предоставить информацию: о расписании движения транспорта, о цены проезда и провоза багажа, о времени работы билетных касс, камер хранения, о расположении вокзальных помещений, предоставляемых определенным категориям людей льготах и прочие сведения, относящиеся к этому типу транспорта.

Ответственность перевозчика за непредоставление должной информации определяется ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей». Таким образом, в случае если потребителю не предоставлено право немедленно получить при заключении договора вышеуказанную информацию, он имеет право потребовать от исполнителя возмещения доставленных в связи с этим убытков, либо если в связи с недостоверной информацией полученная услуга не обладает достаточными потребителю свойствами - затребовать возврата оплаченной суммы и других убытков. К примеру, если из-за несвоевременной или недостоверной информации о расписании движения вы не успели на поезд и понесли расход средств, перевозчику необходимо представить требование об их возмещении, на основе вышеуказанных норм.

Ответственность перевозчика за несоблюдение сроков оказания услуги – просрочку доставки груза, пассажира и багажа на разных видах транспорта транспортными уставами и кодексами определяется согласно разному. Согласно единому правилу, перевозчик несет ответственность, в случае если не подтвердит, то что просрочка имела место из-за непреодолимой силы, ликвидации неисправности воздушного судна, грозящей жизни либо здоровью пассажиров воздушного судна, или других факторов, не зависящих с перевозчика.

За задержку отправления пассажирского судна либо прибытие его с опозданием, за исключением перевозок по пригородному, внутригородскому маршрутам перевозок пассажиров и на переправах, перевозчик уплачивает пассажиру неустойка в объеме трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки либо опоздания, однако не более чем в размере стоимости проезда (ст. 116 КВВТ).

За просрочку доставки груза железнодорожным транспортом перевозчик уплачивает штраф в размере девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые день просрочки, однако, не более чем в объеме платы за перевозку этих грузов (ст. 97 УЖТ). За просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает пассажиру, получателю при его выдаче на основании акта, составленного согласно требованию пассажира, получателя, пени в размере трех процентов платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки, однако, не более чем в размере платы за перевозку багажа.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза после принятия его с целью перевозки и вплоть до выдачи его пассажиру, в случае если никак не подтвердит, то, что потеря, недостача либо дефект груза произошли из-за обстоятельств, которые перевозчик никак не имел возможность избежать и предотвращение которых от него не зависело. В соответствии со ст. ст. 796 ГК РФ, 96, 107 УЖТ, ст. 119 КВВТ, п. 7 ст. 34 УАТ, ст. 119 ВК ущерб возмещается перевозчиком в последующем размере:

  • в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
  • в случае повреждения груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;
  • утраты груза или багажа, сданного для перевозки с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.

При воздушных перевозках размер ответственности авиаперевозчика за потерю, недостачу либо порча груза, багажа, принятых к воздушной транспортировке без объявления ценности, - в размере их стоимости, но не более чем шестисот рублей за килограмм веса груза либо багажа, а за потерю, недостачу либо дефект предметов, находящихся при пассажире, - в размере их стоимости, а в случае неосуществимости её определения - в размере не более чем одиннадцать тысяч рублей (ст. 119 ВК).

Стоимость багажа либо груза, сданного без объявления ценности, формируется согласно тем доказательствам, которые способен предоставить пассажир (к примеру, стоимости, указанной в бумагах о приобретении предметов, а при их отсутствии исходя из их среднерыночной цены). Наряду с возмещением вреда перевозчик должен возвратить стоимость провоза багажа либо груза.

Необходимо помнить, то что все без исключения условия, влекущие ответственность перевозчика (несохранность багажа, груза) удостоверяются актами, составляемыми совместно с пассажиром (грузоотправителем), один экземпляр которого выдается пассажиру (ст. 160 КВВТ, ст. 38 УАТ, ст. 119 УЖТ, ст. 124 ВК). Отсутствие коммерческого акта никак не лишает пассажира, грузоотправителя либо грузополучателя полномочия на представление жалобы либо иска. При отказе перевозчика от составления акта следует немедленно предъявить перевозчику претензию, в которой необходимо указать на отказ служащих перевозчика от составления акта. Таким образом, по спорам, сопряженным с договорами перевозки груза, до предъявления иска в суд представление перевозчику претензии в обязательном порядке.

Время предъявления претензий к перевозчику при внутренних перевозках автомобильным транспортом - один год, железнодорожным транспортом - 6 месяцев, в отношении штрафов и пеней - 45 дней (ст. 39 УАТ, ст. 123 УЖТ). При внутренних воздушных перевозках определен единый срок для предъявления претензий - 6 месяцев (ст. 126 ВК). При внутренних водных перевозках, претензии имеют все шансы быть предъявлены в течение времени исковой давности, который устанавливается: согласно требованиям к перевозчику либо буксировщику, возникающим в связи с осуществлением перевозок грузов - один год; согласно требованиям, образующимся в связи с осуществлением перевозок пассажиров и их багажа, - три года (ст. ст. 161, 164 КВВТ). При этом, исчисление сроков с целью предъявления претензий производится в соответствии с ст. 126 ВК, ст. 161 КВВТ, ст. 123 УЖТ, ст. 42 УАТ.

Рассмотрев правовые аспекты регулирования общественных отношений в сфере оказания транспортных услуг, составим алгоритм действий потребителя при нарушении его законных прав:

Во-первых, определитесь, что конкретно вас не устраивает и какие требования законодательства были нарушены перевозчиком.

Во-вторых, напишите претензию и направьте ее перевозчику, под расписку о получении либо заказным письмом с уведомлением о получении. Получив ответ, еще раз подумайте, возможно, перевозчик никаких прав не нарушал.

Если же ответ перевозчика вас не устроил, или не получен в срок, составляйте исковое заявление в суд. В исковом заявлении должны быть отражены все обстоятельства и факты произошедшего, а также приложены документы, свидетельствующие предоставление услуг, и предъявлено перевозчику соответствующее требование. Готовясь к суду, необходимо помнить, что судебный процесс является состязательным процессом. Доказывать будет необходимо каждое слово, и обе стороны должны обеспечить суду обстоятельства и факты, на которые ссылаются. Необоснованность собственных слов никак не поможет.

Закон РФ «О защите прав потребителей» является основной опорой охраны прав потребителей транспортных услуг. Многие пока не знают своих прав и по причине этого многие незаконные действия перевозчиков остаются безнаказанными. Таким образом, не оставляйте нарушение ваших потребительских прав без внимания. Требуйте наказания виновных и возмещения причиненного вреда в полном объеме.

Список литературы

  1. «Воздушный кодекс Российской Федерации», от 19.03.1997 № 60-ФЗ, (ред. от 06.07.2016).
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)», от 26.01.1996 № 14-ФЗ, (ред. от 23.05.2016).
  3. «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации», от 07.03.2001 № 24-ФЗ, (ред. от 03.07.2016).
  4. «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», от 30.04.1999 № 81-ФЗ, (ред. от 03.07.2016).
  5. Федеральный закон от 14.06.2012 № 67-ФЗ, (ред. от 23.05.2016), «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».
  6. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1, (ред. от 03.07.2016), «О защите прав потребителей».