Государственное регулирование финансового рынка и обзор ключевых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг на 2016 г.

NovaInfo 55, с.293-297, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 6
CC BY-NC

Аннотация

В статье приведен анализ сущности государственного регулирования финансового рынка и обзор ключевых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Ключевые слова

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК, УЧАСТНИКИ РЫНКА, РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

Текст научной работы

Государственное регулирование финансового рынка является одной из самых важных задач государства. Грамотный контроль финансовых рынков обеспечивает успешное развитие и функционирование экономики страны.

В Российской Федерации регулирование финансового рынка в большей степени обеспечивает государство, и, в частности, Федеральная Служба по Финансовым Рынкам (ФСФР). О полномочиях ФСФР можно судить по Постановлению Правительства РФ от 29 августа 2011 года «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации». В данном Постановлении говорится, что Федеральная Служба по Финансовым Рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Помимо ФСФР и управления по финансовым рынкам к государственным органам по регулированию финансового рынка также относятся Центральный Банк, Министерство финансов, Федеральная антимонопольная служба.

По данным ЦБ, в первом квартале 2016 года продолжилось сокращение количества профессиональных участников рынка ценных бумаг — до 832 организаций на конец периода (875 на начало года). При этом количество профучастников некредитных финансовых организаций (профучастники-НФО) за первые три месяца 2016 года снизилось на 5,2%, до 475. Количество кредитных организаций, имеющих лицензию профучастников (профучастники-КО), на конец квартала составило 357 (-4,5% к началу года) (рисунок 1).

Динамика количества организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг (ед.).
Рисунок 1. Динамика количества организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг (ед.)

Всего за первый квартал 2016 года было аннулировано 150 лицензий. Основными причинами отзыва лицензий стали: собственная инициатива компаний (55 лицензий), нарушения (49 лицензий), отзыв лицензии на осуществление банковских операций (40 лицензий). По другим причинам было отозвано 6 лицензий. При этом одной из главных причин добровольного прекращения деятельности может считаться низкая рентабельность бизнеса. Сокращение количества участников приводит к увеличению концентрации в отрасли: количество компаний, совместно контролирующих 80% активов профучастников-НФО, сократилось до 31 организации (6,5% от общего количества компаний) (рисунок 2).

За первые три месяца 2016 года произошел ряд изменений в нормативном регулировании, регулирующем деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг. Так, установлен порядок приостановления и возобновления Банком России действия лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, порядок принятия Банком России решений об аннулировании лицензии и исчерпывающий перечень документов, прилагаемых лицензиатом к письменному заявлению об аннулировании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, а также порядок их оформления.

Количество лицензий по видам деятельности на конец первого квартала 2016г. (ед.)
Рисунок 2. Количество лицензий по видам деятельности на конец первого квартала 2016г. (ед.)

Кроме того, вступили в силу подзаконные нормативно-правовые акты, отменяющие некоторые правовые акты в части квалификационных экзаменов, порядка лицензирования и саморегулируемых организаций. Подобная деятельность регулятора направлена на совершенствование нормативно-правовой базы, что позволит повысить прозрачность рынка.

Во втором квартале 2016 года продолжилось сокращение количества профессиональных участников рынка ценных бумаг — на 4,1%, до 798 компаний. На конец квартала действовало 457 некредитных финансовых организаций (профучастников-НФО) и 341 кредитная организация (профучастника-КО) с лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг (рисунок 3).

За период с апреля по июнь включительно у профессиональных участников рынка ценных бумаг было аннулировано 112 лицензий. Низкая рентабельность бизнеса и ужесточение регулирования остаются основными причинами ухода компаний с рынка: среди причин отзыва лицензий на долю собственных заявлений приходится 40,2% (45 лицензий).

Динамика количества организаций — профессиональных участников рынка ценных бумаг (ед.)
Рисунок 3. Динамика количества организаций — профессиональных участников рынка ценных бумаг (ед.)

Чуть более трети лицензий (36,6%) аннулированы в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций. В 20,5% случаев (23 лицензии) причиной отзыва стали нарушения. Еще 2,7% лицензий отозвано по иным причинам. В то же время концентрация сегмента осталась на уровне января-марта 2016 года: 80% активов профучастников-НФО контролирует 30 организаций, что составляет 6,6% от их совокупного количества (31 компания или 6,5% в первом квартале 2016 года).

В целях дальнейшего совершенствования регулирования в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг во II квартале 2016 года был принят ряд нормативных актов Банка России. В частности, утверждены требования к организации системы учета документов, относящихся к ведению депозитарного учета, а также связанных с учетом и переходом прав на ценные бумаги. В рамках нормативной деятельности регулятора Банком России разработаны методические рекомендации по определению предельных размеров позиций клиентов при совершении некоторых видов сделок. Эти рекомендации предназначены для участников торгов, предоставляющих клиентам возможность заключения сделок с иностранной валютой на организованных торгах, и клиринговых организаций, осуществляющих клиринг по итогам организованных торгов иностранной валютой.

Читайте также

Список литературы

  1. Государственное регулирование финансового рынка [Электронный ресурс] / Сайт ЮнайтедТрейдерс. – 9 янв. – 2014. – Режим доступа: http://utmagazine.ru/posts/2766-gosudarstvennoe-regulirovanie-finansovogo-rynka.html
  2. Обзор ключевых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг за I квартал 2016 года [Электронный ресурс] / Официальный сайт Центрального Банка РФ. – 2016. – Режим доступа: https://www.cbr.ru/finmarkets/files/supervision/review_secur_070716.pdf
  3. Обзор ключевых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг за II квартал 2016 года [Электронный ресурс] / Официальный сайт Центрального Банка РФ. – 2016. – Режим доступа: https://www.cbr.ru/finmarkets/files/supervision/review_secur_16Q2.pdf
  4. Постановление Правительства РФ от 29 августа 2011 года «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» [Электронный ресурс ] / Официальный сайт Правительства РФ. – 2011. – Режим доступа: http://government.ru/archive/

Цитировать

Запольских, Ю.А. Государственное регулирование финансового рынка и обзор ключевых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг на 2016 г. / Ю.А. Запольских, А.Ф. Тухватуллина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 55. — С. 293-297. — URL: https://novainfo.ru/article/8886 (дата обращения: 07.02.2023).

Поделиться