Изменение своего отношения к ситуации и поведения в ней

№55-1,

Психологические науки

Статья посвящена важному вопросу: как добиться развития проблемной ситуации в конструктивном направлении. Что для этого необходимо делать и как себя вести, чтобы предотвратить конфликт.

Похожие материалы

Согласно определению А.Я. Анцупова, конфликт – это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон.

Предупреждение конфликтов в узком смысле слова – это работа с конкретными конфликтами, т.е. деятельность участников конфликта, а также третьих лиц по устранению причин. Технология предупреждения конфликтов – есть совокупность знаний о способах, средствах, приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а также последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разрешается возникшее противоречие [1].

Предконфликтная ситуация – это возможность, а не действительность конфликта [3].

Предконфликтная ситуация обычно возникает не внезапно, а постепенно. Поэтому первый способ – это умение определить, что общение стало предконфликтным, и «вернуться» из предконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию, а не пойти на конфликт. Главное – вовремя определить, что эмоциональный накал начинает превышать допустимый и грамотно «тормознуть» его. Мимика, покраснение лица, эмоциональные жесты, содержание речи, тембр голоса, ее темп могут служить признаками обострения спора.

Остановить или сгладить обостряющийся спор, назревающий скандал можно следующими приемами: сказать, что в чем-то прав ваш оппонент, а в чем-то правы вы, что, частенько, на самом деле и бывает; перевести тему разговора; свести проблему к шутке; если тема спора не особо и важна для вас, согласиться, уступить; отложить разрешение спора, например, на завтра (когда эмоции утихнут) сказав, что вы еще не успели всесторонне разобраться в проблеме.

Умение человека понимать партнера по взаимодействию и не идти на конфликт, если нет уверенности в том, что партнером его мотивы правильно поняты – это второй способ. Информация, которую сообщает вам партнер, иногда может существенно искажаться. Кроме этого, позиции, с которых оценивает ваш партнер, могут существенно отличаться от ваших. Именно по этим двум причинам может возникнуть спор. При осознании того, что возникает непонимание с оппонентом и различие во взглядах к проблеме, спор целесообразно избегать.

Следующий способ терпимость к инакомыслию, который также может предотвратить возникновение конфликта. Не всегда стоит доказывать партнеру, что тот в чем-то не прав, достаточно того, что вы сами осознаете это.

Но бывают случаи, при которых необходимо сообщить партнеру, что он не прав, только сделать это не при свидетелях, не показывая публично его ошибку, и т.п. Необходимо быть настойчивым, требовательным, внимательным, твердым по отношению к проблеме, к выполнению каких-либо требований дела, но отношение к человеку не должно быть таковым, к человеку оно должно быть более «мягким» [5].

Забота человека о снижении своей относительно устойчивой тревожности и агрессивности. Данное условие предупреждения конфликтов носит субъективный характер. Нынешняя социально-экономическая среда в нашей стране, в которой живет россиянин, способствует формированию у него повышенной тревожности и агрессивности, что в дальнейшем негативно влияет на взаимоотношения человека с окружающими, повышая в нем признаки конфликтности. Для того чтобы снижать тревожность и агрессивность в самом себе необходимо организовывать для себя полноценный отдых, выполнять физические упражнения, поддерживать благоприятный социально-психологический климат на работе и в семье, а также выполнять соответствующие аутогенные тренировки и т.д.

При переутомлении или перевозбуждении следует избегать предконфликтных ситуаций, управлять своим текущим психическим состоянием. Наше текущее психическое состояние изменяется в течение суток под влиянием различных факторов и обстоятельств, иногда и существенно. В течение дня на состояние психики человека влияют такие факторы как: погода, степень усталости, физиологическое состояние организма, успешность работы, общение с сослуживцами, а, следовательно, влияние отражается и на конфликтность. Каждый человек может оценить свое состояние, в котором он в данный момент находится, и учесть это с целью предупреждения конфликтов, причиной которых будет являться собственная раздраженность.

К примеру, вы – руководитель, и за полчаса до совещания, которое вы должны будете провести с подчиненными, вы зашли к начальнику для решения некоторых сложных вопросов. Но разговор с начальником сложился так, что он в ваш адрес высказал несколько замечаний, в числе которых присутствуют несправедливые и даже оскорбительные. Поскольку эти замечания для вас были неожиданными, и вы не сразу нашли, что ответить и как отреагировать, следовательно, на совещание со своими подчиненными вы пошли в подавленно-агрессивном состоянии. Произошла естественная реакция на несправедливую критику начальника – «воспламенились» негативные эмоции, которые не исчезли к началу совещания с подчиненными. Они переместились из вашего сознания в подсознание. Это означает, что если вы обоснованно накричите на кого-то из своих подчиненных, как это полагаете вы, то причиной этого «наезда», вероятно, является не вина вашего подчиненного, а негативные эмоции, которые вы выплеснули после неприятной беседы с начальником. В самом же деле, ваш крик на подчиненного предназначен начальнику, но в силу вашего подчинения начальству, достался первому – «по меньшинству». Следует не допускать и избегать таких ситуаций [4].

При общении с окружающими в течение суток нужно быть готовым к решению возникающих проблемных ситуаций путем сотрудничества, дружелюбия, компромисса или уступки. Окружающие так же, как и вы имеют собственные интересы и имеют право отстаивать их. Поэтому в процессе взаимодействия разных людей и различных социальных групп столкновение интересов – это естественно и неминуемо. Все же неизбежность разрешения социальных столкновений путем конфликтов отсутствует.

Во время общения с партнером полезно хотя бы изредка улыбаться. Улыбка отвечает за четыре следующие позитивные функции. Во-первых, она показывает, что у вас всё хорошо и все в порядке. Люди просто магнитом тянутся к тем, кто достиг успеха. Вероятнее всего, это связано с подсознательным желанием извлекать опыт достижения успеха, с желанием получить полезную информацию и т.п.

Когда у человека на лице написано, что у него проблемы, то люди стараются избегать общения с таким человеком.

Во-вторых, улыбка – это знак гостеприимности, который показывает, что человек рад собеседнику, что и облегчает решение проблем без конфликта.

В-третьих, улыбка вызывает ответную симпатию к улыбающемуся у партнера по общению.

В-четвертых, улыбка способствует уменьшению негативных эмоций, если таковые есть у улыбающегося [6].

Не ждать от окружающих слишком многого. Одним из сильнейших факторов, способствующих возникновению конфликтных ситуаций, являются негативные эмоции. По сути, негативные эмоции – это чаще всего, реакция человека на значимое и важное для него несовпадение настоящего хода развития события, с тем, на который он рассчитывал. Различают три способа: минимизации негативных эмоций: необходимо уметь четко прогнозировать возможные варианты развития событий. Чем точнее окажется ваш прогноз, тем меньше негативных эмоций у вас возникнет; при развитии хода событий желательно иметь возможность для их изменения в наилучшую сторону и, если события развиваются не так, как бы вам хотелось; следует учитывать не только наилучший, но и худший вариант, быть готовым и к нему. Если результаты не оправдают ожиданий, что часто бывает, это и будет служить причиной негативных эмоций у человека, которые ухудшат его взаимоотношения с ними. Делать добро бескорыстно – вот что нужно уметь делать, и не рассчитывать получить от него что-либо взамен. Желательно не завышать свою планку в прогнозе отношения возможных поступков окружающих.

Проявление искренней заинтересованности в партнере по общению. Данная рекомендация принадлежит Д.Карнеги. Рекомендация помогает предупредить межличностные конфликты. Стремление понять проблемы партнера по общению, желание помочь ему хотя бы советом, словесно – это и называется искренней заинтересованностью. В настоящее время люди часто нуждаются в сочувствии окружающих, которое недополучают в условиях современной достаточно сложной и трудной жизни. Интерес к проблемам собеседника должен проявляться искренне, а не наигранно и искусственно, ведь ваш партнер по общению легко почувствует «холод» по отношению к нему и его внутренним просьбам о помощи (проблемам). Данным стилем общения особенно необходимо обладать в сфере деятельности социального работника, психолога, конфликтолога.

Обладание конфликтоустойчивостью. Конфликтоустойчивость – это способность человека сохранять конструктивные способы взаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных факторов. Это важная черта, которая является индивидуально-психологическим условием предупреждения конфликтов. А вот личности с низкой конфликтоустойчивостью легко пойдут на конфликт из-за пустяка. Низкая устойчивость к воздействию конфликтогенных факторов – отрицательное качество человека. Руководители, социальные работники, конфликтологи – люди, работающие в данных сферах деятельности должны обладать высокой конфликтоустойчивостью. На конфликтоустойчивость влияют 4 группы факторов:

  • психофизиологические – проявляются в эмоционально-волевой устойчивости;
  • когнитивные – проявляются в качестве психических познавательных процессов человека;
  • мотивационные – проявляются в направленности личности человека и его намерениях в конкретной ситуации общения;
  • социально-психологические – отражающие социально-психологические особенности личности, стереотипы ее взаимодействия с окружающими [2].

В предупреждении конфликтов трудно переоценить роль здорового чувства юмора, поэтому не стоит забывать и о таком «способе» разрешения конфликтов. Тем самым вы сбережете и свои нервы, и нервы вашего партнера по общению, если его мотивы не целенаправленны на конфликт.

Список литературы

  1. Аниупов А.Я., Малышев А.А. Введение в конфликтологию. – Ужгород: МАУП, 1995. - 101 с.
  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 551 с.
  3. Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие. 2002. – 11с.
  4. Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: Искусство менеджера. – 2-е изд., доп. – Минск: Амалфея, 1997. – 348с.
  5. Игебаева Ф.А. О психологическом потенциале делового человека. //Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Материалы IV международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Ч.I, Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2014. – С. 92 – 93.
  6. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М.: Экономика,1990. – 335с.