Деятельность министерства социальной политики свердловской области по организации социальной защиты населения

№56-1,

Экономические науки

В статье рассматриваются основные направления деятельности Министерства социальной политики Свердловской области. Анализируются особенности предоставления социальных услуг населению, работы с отельными категориями нуждающихся в социальной поддержке граждан, реализации государственной семейной политики, деятельности по профилактике семейного и детского неблагополучия, участия социально ориентированных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг. Предлагаются меры по совершенствованию системы социального обслуживания населения на территории Свердловской области.

Похожие материалы

Современная социальная политика государства направлена на обеспечение условий повышения благосостояния граждан, уровня жизни населения и создании системы социальных гарантий различных социальных групп общества. Главной целью государственной социальной политики должно быть обеспечение социальной стабильности и предотвращение социальных конфликтов в обществе. Таким образом, социальную политику можно определить как комплекс социально–экономических мер государства, направленных на социальную защиту населения и реализации принципа социальной справедливости в обществе.

В условиях социально-экономического кризиса в современной России процессы обострения социальных отношений требуют своего осмысления и всестороннего анализа. В условиях, когда растет число нуждающихся в социальной помощи и защите, объем и характер накопившихся социальных проблем требуют поэтапного перехода к построению новой более совершенной модели социальной политики.

Современное реформирование социальной политики осуществляется государством характеризуется переходом к адресной социальной системе, что влечет за собой дифференциацию социальных функций государства при работе с различными группами населения, перераспределение социальных расходов государства с учетом материального положения групп населения. Считается, что использование адресной социальной системы повысит эффективность социальной защиты населения, позволит снизить социальную напряженность в обществе.

Сегодня Свердловская область – это динамично развивающийся и социально ориентированный субъект Федерации, где осуществляется взвешенная государственная социальная политика, направленная на обеспечение социальной стабильности в регионе.

По состоянию на 01 января 2016 года в системе социальной защиты Свердловской области функционируют:

  • территориальных управлений социальной политики;
  • государственных учреждений социального обслуживания населения Свердловской области;
  • государственных учреждения для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • государственное учреждение Свердловской области «Областной информационно–расчетный центр».

Органы социальной защиты населения Свердловской области организуют и проводят весь комплекс мероприятий социальной поддержки отдельных категорий населения.

Одним из источников доходов населения остаются меры социальной поддержки населения, предоставляемые в денежной форме. Это сокращает число жителей области с доходами ниже величины прожиточного минимума.

На территории региона производится выплата 134 социальных пособий и компенсаций. В 2015 году было осуществлено порядка 2,3 млн. социальных выплат.

Министерством социальной политики Свердловской области проводится работа по наполнению Реестра государственных и муниципальных услуг Свердловской области. В настоящее время в Реестр государственных и муниципальных услуг Свердловской области внесена информация о 38 услугах, предоставляемых органами социальной защиты населения Свердловской области [1].

В целях повышения качества предоставляемых гражданам государственных услуг обеспечивается предоставление государственных услуг по принципу «одного окна». С этой целью осуществляется взаимодействие с государственным бюджетным учреждением Свердловской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» [8]. На 1 января 2016 года на предоставление государственных услуг в сфере социальной защиты населения было подано 28 837 заявлений.

Одним из основных направлений государственной социальной политики является государственная семейная политика. В рамках ее реализации применяется программно–целевой подход. Это делает возможным оптимизировать нормативно–правовые, программные и методические условия деятельности и повысить эффективность решения проблем семьи и детей [6].

В целях укрепления института семьи в Свердловской области с 01 января 2011 года на третьего или последующих детей при обращении в территориальное управление социальной политики по месту жительства выдается сертификат на областной материнский (семейный) капитал [4]. Территориальными управлениями социальной политики гражданам выдано 32 859 сертификатов на областной материнский (семейный) капитал, что способствовало увеличению количества многодетных семей за последние 5 лет в 2 раза.

В Свердловской области установлена ежемесячная денежная выплата многодетным семьям, имеющим среднедушевой доход ниже установленного прожиточного минимума, в размере прожиточного минимума на детей, назначаемая при рождении третьего или последующих детей и до достижения ими трёх лет.

В Свердловской области в 2006 г. был принят закон, учредивший знак отличия «Материнская доблесть» I, II, III степени, которыми уже награждено около 3 тысяч женщин [2].

Для матерей, награжденных знаком отличия Свердловской области «Материнская доблесть» установлена мера социальной поддержки – выплата единовременного пособия. С учетом индексации выплата единовременного пособия в 2015 году произведена в размере:

  • для награжденных знаком отличия III степени – 32 984,00 рублей;
  • для награжденных знаком отличия II степени – 65 965,00 рублей;
  • для награжденных знаком отличия I степени – 131 932,00 рублей.

С 2011 года в Свердловской области супругам, прожившим вместе в законном браке 50 и более лет, вручается знак отличия Свердловской области «Совет да любовь», который является формой поощрения граждан за создание крепкой семьи, в которой были воспитаны один или несколько детей [3].

Знаком отличия Свердловской области «Совет да любовь» награждены 35 062 семейные пары, что способствует формированию у молодого поколения положительного имиджа института семьи и образа ответственного родительства. Подтверждают семейную ориентированность государственной социальной политики и способствуют повышению уровня социальной защищенности семьи.

Произошёл рост численности детей, переданных в семьи на воспитание, из «группы риска» по семейному устройству. В течение 2015 года на воспитание в семьи российских граждан передано 1 385 детей, в том числе детей–инвалидов, детей, имеющих полнородных или не полнородных братьев и сестер, а также детей в возрасте старше 10 лет. Активизация профилактических мер, направленных на сокращение социального сиротства и семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, позволили сократить на 14,9 процента численность детей, находящихся в организациях различных типов и видов, а число воспитанников, переданных из организаций на семейные формы воспитания в 2015 году возросло на 36,5 процента.

В Свердловской области осуществлен комплекс мероприятий, направленных на профилактику семейного и детского неблагополучия, включая профилактику социального сиротства, что способствовало более эффективному семейному жизнеустройству детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это позволило повысить уровень социальной поддержки приемных семей и впервые за прошедшие десять лет число детей в приемных семьях превысило число опекаемых детей и составило 7 954 человека.

В целях предотвращения возвратов детей из замещающих семей, выявления скрытого насилия, жестокого обращения с ребенком под руководством Министерства социальной политики разработана модель сопровождения замещающих семей.

В Свердловской области принят закон, направленный на соблюдение принципа индивидуального подхода и адресности предоставления меры социальной поддержки в результате замены натуральной формы обеспечения граждан протезно–ортопедическими изделиями денежной компенсацией за приобретенные изделия, что позволило расширить комплекс и усовершенствовать меры социальной поддержки инвалидов, повысив уровень социальной защищенности данной категории граждан [5].

В настоящее время реализуется комплексная программа «Старшее поколение» на 2014 – 2018 годы», направленная прежде всего на повышение качества и доступности медицинской помощи для граждан пожилого возраста, повышение доступности социальных услуг для граждан пожилого возраста, повышение качества и расширение перечня предоставляемых социальных услуг пожилым людям, развитие системы оказания социальных услуг и т.д. [7, 9].

С 2012 г. при комплексных центрах социального обслуживания населения Свердловской области созданы Школы пожилого возраста. За 2012–2015 годы в Школах пожилого возраста прошли обучение около 200 тыс. человек.

В Свердловской области уделяется внимание развитию и оптимизации многопрофильной сети организаций социального обслуживания. Предпринимаются меры, направленные на обеспечение комплексной безопасности граждан в организациях, внедрение новых социальных технологий. Увеличилась до 31,5 процента доля учреждений социального обслуживания населения, в которых улучшилась материально–техническая база.

Происходит постоянное совершенствование правовых условий привлечения некоммерческих организаций в систему оказания социальных услуг. Ведется поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, существует реестр социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей государственной поддержки. Разработан механизм внесения некоммерческих организаций в Реестр поставщиков социальных услуг. На 1 января 2016 года признаны нуждающимися в социальном обслуживании и внесены в Регистр получателей социальных услуг более 230 тыс. человек.

В стационарных условиях социальные услуги получают свыше 7,5 тыс. человек. За 2015 год в нестационарных условиях и на дому социальные услуги были предоставлены около 1 тыс. человек.

Особое внимание уделяется организации независимой системы оценки качества оказания услуг, предоставляемых областными учреждениями социального обслуживания. Данная форма контроля проводится в целях предоставления получателям социальных услуг информации о качестве оказания услуг организациями социального обслуживания, а также повышения качества деятельности данных организаций [10].

В настоящее время продолжается системная работа по повышению эффективности социальной реабилитации и обеспечению доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, разработана автоматизированная система «Доступная среда Свердловской области» для учета доступности объектов социальной инфраструктуры.

По результатам исследований, проведенных в 2015 году 48,5%, опрошенных инвалидов, положительно оценивают отношение населения к проблемам инвалидов, а 44% инвалидов положительно оценивают уровень доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности.

В Свердловской области с 2008 года функционирует государственное автономное учреждение «Областной центр реабилитации инвалидов», основная цель которого – это внедрение уникальных технологий социальной реабилитации.

Учреждение является ведущим организационно–методическим центром по социальной реабилитации инвалидов в Свердловской области и предназначено для проведения комплексной социальной реабилитации инвалидов с учетом разных ограничений здоровья. В 2015 году введена в эксплуатацию вторая очередь Областного центра реабилитации инвалидов, что позволило внедрить уникальные технологии по трудовой, социокультурной реабилитации инвалидов, адаптивной физической культуре и спорту.

В условиях экономического кризиса социальную политику в Свердловской области необходимо направить на последовательную реализацию мер по совершенствованию системы социального обслуживания населения, что позволит достичь гарантированного государством уровня социальной защиты населения.

Для достижения поставленной цели необходимо:

  • оптимизировать взаимодействие в рассматриваемой сфере федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти Свердловской области, органами местного самоуправления и иными заинтересованными структурами;
  • повысить ответственность органов власти всех уровней за реализацию социальной политики;
  • организовать последовательное и системное привлечение негосударственного сектора экономики в сферу социальной защиты населения;
  • совершенствовать кадровую политику в системе социальной защиты населения, укреплять социальную защищенность социальных работников;
  • использовать передовой международный опыт в отечественной системе социальной защиты населения;
  • совершенствовать организацию лицензирования деятельности негосударственных структур, занимающихся оказанием социальных услуг населению;
  • разработать необходимые организационно-правовые механизмы, направленные на реализацию федеральных и региональных программ социальной защиты населения.

Список литературы

  1. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: http://base.garant.ru/12177515/#ixzz4ReAvGSbE (дата обращения 30.11.2016)
  2. О знаке отличия Свердловской области «Материнская доблесть» [Электронный ресурс]: Закон Свердловской области от 30 июня 2006 г. № 38–ОЗ // Официальный сайт Губернатора Свердловской области. URL: http://gubernator96.ru/uploads/Закон%20Свердловской%20области%2038-ОЗ%20от%203.pdf (дата обращения 28.11.2016)
  3. О знаке отличия Свердловской области «Совет да любовь» [Электронный ресурс]: Закон Свердловской области от 23 декабря 2010 г. № 111–ОЗ // Официальный сайт Губернатора Свердловской области. URL: http://gubernator96.ru/uploads/2016/111-ОЗpdf.pdf (дата обращения 28.11.2016)
  4. Об областном материнском (семейном) капитале [Электронный ресурс]: Закон Свердловской области от 20 октября 2011 г. № 86–ОЗ // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Консорциум кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/453111338 (дата обращения 30.11.2016)
  5. О внесении изменений в статью 18 Закона Свердловской области «Об охране здоровья граждан в Свердловской области» [Электронный ресурс]: Закон Свердловской области от 20 июля 2015 г. № 92–ОЗ // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Консорциум кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/428583317 (дата обращения 01.12.2016)
  6. Концепция государственной семейной политики в Свердловской области на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 20 октября 2009 г. № 1522–ПП // Портал Свердловской области. URL: http://ekb4.info/norma7/postanovlenie265.htm (дата обращения 01.12.2016)
  7. Региональная комплексная программа «Старшее поколение» на 2011 – 2013 годы [Электронный ресурс]: утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 31 марта 2011 г. № 349–ПП // Региональное законодательство. URL: http://www.regionz.ru/index.php?ds=1087577 (дата обращения 02.12.2016)
  8. О Перечне государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти Свердловской области, территориальными государственными внебюджетными фондами Свердловской области в государственном бюджетном учреждении Свердловской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Свердловской области от 25 сентября 2013 г. № 1159–ПП (с изменениями и дополнениями) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Консорциум кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/453135216 (дата обращения 02.12.2016)
  9. Об утверждении комплексной программы «Старшее поколение» на 2014 – 2018 годы [Электронный ресурс]: утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 12 марта 2014 г. № 167–ПП (с изменениями и дополнениями) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Консорциум кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/412301555 (дата обращения 02.12.2016)
  10. О проведении независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания, находящимися в ведении Свердловской области, а также негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями социального обслуживания, осуществляющими свою деятельность на территории Свердловской области [Электронный ресурс]: Приказ Министерства социальной политики Свердловской области от 19 августа 2015 г. № 494 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Консорциум кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/429017617 (дата обращения 02.12.2016)