Процесс формирования имиджа предприятия в современных условиях

№56-2,

экономические науки

Данная статья посвящена изучению имиджа предприятия в современных условиях, которая влияет на процесс формирования предприятия в целом. Рассмотрены теоретические аспекты имиджа. Исследованы процессы формирования имиджа предприятия. Из проведенных исследований мы выяснили, что имидж предприятия необходимо формировать и развивать для прибыльности и доходности, а так же успешности предприятия.

Похожие материалы

Актуальность проблемы

В современных условиях благоприятный имидж стал важной неотъемлемой частью формирования и развития предприятия. Имидж предприятий направлен на реализацию интересов целевых аудиторий. Благоприятный имидж на современном рынке труда с его высокой конкуренцией становится важным фактором формирования и развития предприятия в целом. Имидж выступает как один из инструментов достижения стратегических целей предприятия, затрагивающих основные стороны его деятельности и ориентированных на перспективу.

Создание и развитие имиджа необходимо абсолютно для каждого предприятия. Благоприятный имидж предприятия необходим для общения с покупателями и клиентами. Без положительного имиджа предприятию трудно будет объяснить, что представляет собой их предприятие, что оно предлагает и к чему стремиться.

Анализ литературных источников

Изучением процессов формирования имиджа предприятия, занимались такие ученые, как: М. Вишнякова [1], Г.Г. Почепцов [2], С. Рид [3], А. Ситникова [4], А.В. Столяренко [5], Н. Тесакова [6].

Цель

Целью данной статьи является формирование и развитие эффективных процессов имиджа предприятия в современных условиях.

Основное содержание

Главная цель любого предприятия это получение прибыли и имидж в этом играет важную и неотъемлемую роль. Потому что без благоприятного имиджа предприятие не будет успешным и конкурентоспособным и соответственно, не будет получать прибыль.

Для начала необходимо дать определение имиджу предприятия.

По мнению Рид С., имидж предприятия – это «лицо» предприятия, созданное в соответствие с целями деятельности предприятия и направленное на их достижение [3, с. 86]. В представленном определении автор подразумевает, что за основу имиджа деятельности предприятия является ее цель и предприятие направлено на достижении этих целей.

Следовательно, процесс формирования имиджа играет важную роль в достижении целей предприятия. Поэтому переходим к более подробному изучению процессов формирования имиджа предприятия.

Процесс формирования имиджа предприятия можно рассмотреть из нескольких аспектов имиджа.

  1. Имидж предприятия должен соответствовать стратегии развития предприятия, основывающийся на удовлетворение определенных потребностей всего рынка или его сегмента. Предприятие стремиться удовлетворить потребности клиента.
  2. Имидж предприятия соответствует уровню или этапу развития предприятия.
  3. Внутренний имидж предприятия соответствует внешнему имиджу предприятия.
  4. Имидж предприятия соответствует современному этапу развития общества, в котором существует предприятие [1, с. 45].

Следует выделить, что имидж – это не только средство, инструмент управления, но и объект управления. Положительный имидж создается основной деятельностью предприятия, а также целенаправленной информационной работой, ориентированной на целевые группы общественности. Эта работа осуществляется посредством маркетинговых коммуникаций (PR, реклама, личные продажи, стимулирование продаж) [2, с.704].

Создание положительного имиджа предприятия в рыночной среде ведется на основе стратегического подхода, с помощью интегрированных маркетинговых коммуникаций. Следует отметить, что каждое из средств маркетинговых коммуникаций имеет свои сильные и слабые стороны. [6].

В работе над имиджем не менее важным будет наладить систему информирования персонала о событиях, происходящих на предприятии. Информировать коллектив надо о планах развития предприятия, достижениях предприятия и отдельных ее работников, о любом положительном событии в коллективе. Для этих целей могут быть использованы корпоративные газеты и доски объявлений. Кроме этого, персонал с первых дней своей работы должен видеть, что на предприятии существует корпоративное единство и деловая атмосфера.

Немаловажным будет отметить, что одним из более важных инструментов формирования имиджа является процесс увольнения. Очень важным обстоятельством является, с каким впечатлением сотрудник покинет предприятие, как он будет потом о нем вспоминать. Допустим, если работник всегда был лоялен по отношению к предприятию, но, например, получил предложение занять более выгодную позицию в другой организации с более высокой заработной платой и перспективой карьерного роста, то вряд ли что – то будет угрожать имиджу предприятия. Но если работник собрался уходить после конфликта, это может навредить благоприятному имиджу предприятия. Необходимо поговорить с работником, и сгладить конфликт.

Отдельных слов заслуживает понятие обратной связи в процессе построения положительного имиджа предприятия. Из этого следует, что имидж предприятия составляет две выраженные части. Первая из которых – это активные действия предприятия по формированию и адекватному восприятию своего «лица». Вторая – это «отражение» лица предприятия в «зеркале» клиента. При этом, представления предприятия о себе и представления клиента о предприятии могут не только не совпадать, но и быть далеки друг от друга [4, с. 52].

Необходимо выделить, что процесс управления имиджем начинается задолго до разработки фирменных символов предприятия, таких как, логотипа, фирменных бланков, интерьера, внешнего вида и манеры сотрудников. В подтверждении имидж начинается с формулировки видения, а затем миссии как социально – значимого статуса предприятия (рисунок –1). Далее определяется индивидуальность предприятия [5, с. 96].

Процесс формирования имиджа предприятия
Рисунок 1. Процесс формирования имиджа предприятия

Из данного рисунка формирования имиджа предприятия можно увидеть, что все процессы имиджа взаимосвязаны между собой. И поэтому для благоприятного и успешного формирования имиджа необходимо чтобы эти процессы были разработаны и выполнялись на каждом предприятии.

К успешному процессу формирования имиджа необходимо отнести управление, планирование, организацию и контроль. Так же следует отметить, что деятельность по формированию имиджа оценивается качественно как цель, структура, содержание, исполнители, технологии и количественно, как затраты, сроки, результаты, экономическая эффективность [9, с. 18].

Можно представить процесс формирования имиджа в виде нескольких этапов. Изначально определяется цели формирования имиджа, а также целевая аудитория, для которой необходимо его формировать, далее изучается возраст выбранной аудитории и род занятий. На следующем этапе разрабатывается концепция имиджа: главные принципы, мотивы и ценности, характерные для предприятия и его услуг, а также значимые для потребителя. Далее проводится оценка возможностей и ресурсов предприятия для формирования благоприятного имиджа, формируется, внедряется и закрепляется имидж в сознании потребителя. Заключительным этапом является анализ состояния имиджа и контроль за реализацией программы [7, с. 161].

В соответствии со всем выше перечисленным, есть еще не менее важный процесс, это правильное и грамотное формирование поведения сотрудников предприятия.

К соблюдениям принципов деловой этики весьма важно отнести процесс общения с клиентами, так как служит для клиента наиболее достоверным подтверждением истинного имиджа предприятия. Ведь первое впечатление от общения с сотрудниками предприятия весьма сложно исправить. Поэтому так важен особый подход к найму персонала, который непосредственно общается с клиентами.

Процесс внедрения и укрепления традиций предприятия среди сотрудников для создания корпоративного духа. Следует отметить, что для того, чтобы новый сотрудник осознал свои служебные обязанности, требуется определенное время. Ценных сотрудников можно закрепить на местах с высокой оплатой труда, но, во – первых, всегда может найтись и другое предприятие, способное переманить специалиста, а во – вторых, гораздо надежней закреплять сотрудников на ментальном уровне, что обеспечивает введение сотрудника в традиции предприятия. Это стоит использовать в целях укрепления коллектива предприятия. К укреплению коллектива можно отнести, наличие фирменного логотипа у сотрудников, совместное празднование, во время которых раздаются премии наиболее успешным сотрудникам, гибкая система материальных и моральных поощрений, внимание к личным праздникам – все это позволяет сотруднику ощутить себя нужным в данном коллективе и, со своей стороны, послужит стремлению соответствовать этому коллективу.

Вывод

В данной статье были изучены понятия имиджа предприятия. Рассмотрены теоретические аспекты имиджа. Исследованы процессы формирования имиджа предприятия. Можно сделать вывод, что в современных условиях процесс формирования и развития имиджа помогают предприятию улучшить свою деятельность и в дальнейшем получать как можно больше прибыли и доходности.

Список литературы

  1. Вишнякова, М. Концепция формирования имиджа компании (общий подход и рекомендации)// Маркетинг. – 2013. – С. 45.
  2. Почепцов, Г. Г. Имиджелогия // Г. Г. Подчепцов. – М.: Рефл – бук. 2001. – С. 704.
  3. Рид, С. Эффективно ли вы поддерживаете свой корпоративный имидж? / С. Рид // Маркетинг. – 2008. – № 6. – с. 86.
  4. Ситников, А. Имидж предприятия // Имидж контакт. – 2014. – С. 52.
  5. Столяренко, А. В. Теоретический анализ подходов к оценке эффективности системы мотивации персонала предприятия / А. В. Столяренко, М. В. Матюнина, А. Н. Чумак // Научно-методический электронный журнал «Концепт» (Электронный журнал). – 2016. – № 8. – С. 92–98. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/16169.htm
  6. Столяренко А.В. Культурно-исторический фактор, как движущая сила в развитии туризма Крыма // Экономика и менеджмент инновационных технологий (Электронный журнал). – 2016. – № 4 – Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2016/04/11360
  7. Столяренко, А. В. Методы оценки эффективности систем управления персоналом предприятия / А. В. Столяренко, Е. В. Корчемкина // NovaInfo.Ru (Электронный журнал), 2016. – Т. 3. – № 46. – С. 156-164. – Режим доступа: http://novainfo.ru/article/6203
  8. Столяренко, А. В. Воздействие факторов макросреды на эффективное функционирование предприятий туристско-рекреационной сферы / А. В. Столяренко, А. С. Чебаненко // Экономика и менеджмент инновационных технологий (Электронный журнал). – 2016. – № 4 (55). – С. 49-54. – Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2016/04/11258
  9. Тесакова, Н. Нужно ли работать над имиджем? // Н. Тесакова //Лаборатория рекламы. – 2001. – № 5 – 6(16). – С. 14 – 19.