Совершенствование условий стимулирования природоохранной деятельности предприятия

№84-1,

экономические науки

В статье рассматриваются некоторые условия стимулирования, совершенствования организации работ по охране окружающей среды на промышленных предприятиях.

Похожие материалы

Многие ученые, занимающиеся вопросами экологии, считают, что штрафы являются по своему содержанию налогом за загрязнение. Однако в реальности они, скорее всего, являются источником доходов от возмещения расходов на правительственные программы по борьбе с загрязнением окружающей среды, а не как средство сокращения выбросов отходов в окружающую среду. Экономическое содержание штрафов в данном случае должно сводиться к созданию условий, стимулирующих экологическую деятельность предприятий и повышающих её результативность. Необходимо чтобы они не только наказывали предприятия за повышение допустимых нормативов загрязнения, но и служили дополнительным источником возможностей осуществлять экологическую модернизацию промышленного производства.

Для того чтобы штрафы выполняли двойную функцию необходимо создание и функционирование региональных фондов, источником доходов которых будут как раз денежные средства, изъятые с предприятий в виде штрафов за нарушение охраны окружающей среды. Достоинством таких фондов будет способность территории, в данном случае, региона самостоятельно, без помощи федеральных властей, решать приоритетные экологические проблемы. Функционирование таких региональных фондов позволит обеспечить одно из направлений устойчивого развития государства, путем региональных фондов дает нам право обозначить их как фонды экологического саморазвития.

Получается что для разработки и реализации программ экологического саморазвития необходимо определить экологическое положение территории и качество человеческого капитала. Здесь также может быть использованы различные методы отбора приоритетных проблем обеспечения экологического саморазвития региона. Одним из методов может быть выявление экологических и социально-экономических проблем по принципу индивидуального отбора по определенным критериям крупных структурных и производственных изменений, сжатость, сроков решения идентифицированных проблем и необходимости концентрации дополнительных финансовых ресурсов.

Другим методом отбора проблем экологического саморазвития территории является их ранжирование по критериям, специально подобранным в соответствии со спецификой повода для данного ранжирования. Такими поводами может быть как разработка государственного прогноза и среднесрочной программы экологического и социально-экономического развития Российской Федерации, так и динамика изменения экологической напряженности конкретного региона. Оценка экологической напряженности территории должна позволить определить стратегические цели повышения экологического благополучия, которые, с одной стороны направлены на устранение выявленных экологических проблем, а с другой, — соответствуют социально-экономическим приоритетам государственное политики.

Далее необходимо каждую стратегическую цель разбить на ряд тактических задач. Формулировка каждой из тактических задач должна выражать отдельные эколого ориентированные направления достижения стратегических цели в более точном и детализированном виде и давать ясное представление о том, каким образом решение данной тактической задачи будет способствовать достижению соответствующей стратегической цели.

Для оптимизации решения каждой тактической задачи, и соответственно, для достижения определенных в ней эколого и социально значимых результатов, в большинстве случаев требуется осуществление разных по своему характеру комплексных мероприятий, которые должны быть объединены в программы. Сумма расходов по программе в целом должна покрывать все виды затрат, включая деятельность по планированию, управлению программой и мониторингу ее реализации. [1.С 15-17]

Кроме того, для принятия управленческих решений по финансированию программы, на основе фактических или ожидаемых результатов ее реализации, необходимо разработать систему результирующих показателей по каждой программе, на базе которых будет осуществляться их оценка. Здесь можно выделить две группы показателей[2.С 31-32]:

  • экологические показатели;
  • показатели эффекта, характеризующие результат от реализации выбранной программы. Они отражают изменения социально-экономической (общественной) среды, на которую направлено действие определенной программы.

При выборе показателей результативности реализации экологических программ необходимо опираться на следующие общепринятые методологические принципы:

  • Экономичность;
  • Объективность и контролируемость;
  • Соответствие поставленной цели;
  • Адекватное отражение происходящих социально-экономических изменений;
  • Точность и недвусмысленность.

На этом этапе особое внимание следует уделить влиянию показателей результативности программ на итоговый интегрированный показатель экологической напряженности территории, отражающий социально-экономический эффект от реализации экологических программ и функционирования регионального экологического саморазвития.

Что касается источников и видов информации, отражающих экологические показатели и социально-экономические эффекты, то они существенно различаются. Информация по экологическим показателям, как правило, может быть получена путем контрольных замеров вредных веществ. Информация по показателям эффекта для принятия оперативных решений.

Здесь можно отметить несколько методов выбора программ экологизации. Выбор вариантов проекта экологизации нельзя сводить только к их сравнению по какому-либо одному показателю, даже если он характеризует такую важную сторону проекта, как его экономическая эффективность. Во-первых, помимо экономических, существуют другие важные параметры экологизации, требующие учета в процедуре отбора проектов. Например, технические, социальные, экологические. Во-вторых, отдельные варианты проекта могут иметь недостатки и преимущества.

Контроль за обеспечением охраны окружающей среды промышленным предприятием осуществляется путем фиксирования фактических характеристик выбросов, стоков, отходов и сопоставление их с нормативами; оценки эффективности запланированных мероприятий, а также уровня загрязнения водных объектов и атмосферного воздуха. Контролю должен быть подвержен процесс установления размеров платежей предприятия за выбросы в атмосферу и иные негативные воздействия, поскольку в настоящее время эти платежи осуществляются в соответствии с установленными для предприятиями нормативами томов ПДВ и ПДС, а не по фактическому объему выбросов. Такой подход, с одной стороны, упрощает ведение экологической деятельности предприятия, с другой, свидетельствует об отсутствии заинтересованности предприятий возмещать ущерб, наносимый природе.

Таким образом, координационный совет осуществляет мониторинг экологической и социально-экономической результативности экологической политики региона в целом. Данный мониторинг необходим для принятия современных мер по оптимизации реализуемых экологических программ и улучшению качества капитала здоровья человека.

Список литературы

  1. Швецов.Ю.Г., Миркина И.В. Целевые программы как инструмент управления государственным расходами / Финансы. 2009. №4. С.15-17
  2. Швецов Ю.Г., Миркина И.В. Проблемы реализации федеральных целевых программ на региональном уровне / Финансы.2005.№5.С.31-32.