Любая экономическая система представляет собой переплетение легальной и нелегальной, теневой экономической деятельности. Исследования проблем теневой экономики особенно актуализируются в периоды трансформаций и кризисов, которые и характеризуют современную российскую экономику [4, с. 23].
Однако до настоящего времени среди специалистов еще не сформировалось единого мнения относительно сущности и толкования самого понятия теневой экономики. Эту дефиницию определяют и экономисты, и социологи, и юристы. В данной статье рассматривается преимущественно экономическая сущность теневой экономики.
Итак, что же такое теневая экономика? Существует мнение, что под теневой экономикой понимаются не учитываемые официальной статистикой и неконтролируемые обществом производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Можно сказать, что к теневой экономике относится вся совокупность экономической деятельности, которую не включают в валовой национальный продукт [9]. Теневая экономика представляет собой совокупность нелегальных хозяйственных действий, к которым относят сокрытие доходов, неуплату налогов, контрабанду, наркобизнес, фиктивные финансовые операции — все то, что противоречит законодательству. Все эти трактовки не противоречат друг другу.
Исходя их этого, в системе теневой экономической деятельности выделяют три основных структурных элемента или крупных блока.
Во-первых, это неофициальная экономика, которая включает в себя все легально разрешенные виды хозяйственной деятельности, связанные с производством товаров и услуг, но не фиксируемые официальной статистикой. При этом получатели доходов скрывают их от налогообложения.
Во-вторых, существенное место занимает такая зона теневой экономики, как фиктивная экономика, которая характеризуется приписками, хищениями, спекулятивными сделками, взяточничеством и различными видами мошенничества, связанными с получением и передачей денег. В настоящее время к фиктивной экономике относят и деятельность, направленную на получение необоснованных выгод и льгот субъектами хозяйствования на основе организованных коррупционных связей.
В-третьих, это так называемая подпольная экономика. Под ней понимаются запрещенные законом направления предпринимательства, такие как, незаконное производство и сбыт продукции и услуг, производство оружия, наркотиков, контрабанда, содержание притонов и прочая деятельность лиц, не имеющих юридического права заниматься этим видом деятельности.
Что касается причин функционирования хозяйствующих субъектов в сфере теневой экономики, то их можно разделить на экономические, социальные и правовые [2].
Что касается причин функционирования хозяйствующих субъектов в сфере теневой экономики, то их можно разделить на экономические, социальные и правовые [2].
Экономические причины это:
- Высокие налоги. Этот фактор является одним из самых значимых, именно он стимулирует рост теневой экономики. Например, в России высокие ставки отчислений в фонды социального страхования и высокие ставки налога на добавленную стоимость способствуют сокрытию доходов, так как лишают предприятие стимула для развития экономической деятельности и подрывают конкурентоспособность отечественной продукции [5, с. 56].
- Кризис финансовой системы. Для рыночной экономики характерно не- равномерное развитие разных секторов, инфляция, резкие колебания обменных курсов [7, с. 389]. Все это является благоприятной почвой для преступлений. Теневой сектор усиливается в периоды кризисов, когда государство не может регулировать все перечисленные явления и создавать подходящие условия для предпринимателей.
- Значительные масштабы госсектора в экономике. Деятельность государственного сектора в экономике в первую очередь связана с распределением бюджетных ресурсов в форме прямых и косвенных дотаций, субсидий, льготных кредитов среди государственных предприятий [1]. Но эти средства достаточно часто не используются по назначению, да и вообще не доходят до организации, в которую изначально были направлены.
- Несовершенство процесса приватизации.
- Деятельность незарегистрированных экономических структур. К социальным причинам относятся:
- Низкий уровень жизни населения. Это способствует развитию скрытых видов экономической деятельности.
- Высокий уровень безработицы. Незанятая часть населения ориентирована на получение доходов любым способом, в том числе с помощью нелегальной занятости [6, с. 50].
И, наконец, правовые причины:
- Несовершенство законодательства.
- Недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной криминальной экономической деятельности.
- Несовершенство механизма координации деятельности по борьбе с экономической преступностью [3].
Масштабы теневой экономики практически невозможно определить достаточно точно. В литературе предлагаются различные методы измерения теневой экономики [10]. Так, монетаристский метод основан на предположении, что в теневой экономике расчеты ведутся исключительно наличными, в основном крупными купюрами. Поэтому показателями роста теневой экономики можно считать повышение удельного веса наличных денег в денежном агрегате М2 и доли банкнот с высоким номиналом в общем объеме денежного обращения.
Итальянский метод ориентирован на сравнение величины заявленного дохода с объемом покупок товаров и получением платных услуг в масштабах страны или региона, а также отдельных лиц. Отсюда стремление властей, в том числе и в России в конце 90-х гг., установить контроль над крупными покупками.
Метод технологических коэффициентов заключается в сопоставлении данных о динамике потребления электроэнергии и представленных в официальные органы сведений о производстве товаров и оказании услуг. В России в 90-х гг. декларируемое производство товаров и услуг снизилось более чем на 40%, а потребление электроэнергии — всего лишь на 25%, что косвенно указывало на рост теневого сектора.
По оценкам экспертов Всемирного банка доля теневой экономики в ВВП России за 2015–2016 гг. составляет 43%. К примеру, в Италии теневой сектор официально оценивается в 17%. По этим показателям экономика России близка к модели Латинской Америки и других развивающихся стран [8].
В России отмечается региональная дифференциация масштабов теневой экономики. Так, низкая доля неформальной экономики характерна для городов- мегаполисов и регионов с развитой экономикой, где предлагается достаточное количество легальных рабочих мест с повышенной заработной платой. Высокая же доля теневой экономики — в регионах, в которых почти нет промышленности и недостаточно развито сельское хозяйство.
Если проанализировать показатели уровня занятости в теневом секторе, то видно, что в 2015 г. минимальная доля неформально занятых в Санкт-Петербурге — 2,9%, Москве — 4,5%. Далее идут Чукотский автономный округ — 7,8%, Тюменская область — 10,1%, Московская — 10,1%, Мурманская — 10,5%, Хабаровский край — 11,8%, Калужская область — 14,1%, Кемеровская область — 15,1% [8].
В таблице 1 представлены данные по занятым в неформальной экономике от общего числа занятых в крупнейших городах и некоторых регионах России, а также показано место, которое они занимают по этому показателю [8].
Таблица 1. Занятые в неформальном секторе в 2015 г. (в % к общей численности занятого населения)
Российская федерация |
Процент(%) |
Рейтинг |
21,1 |
||
ЦФО |
14,3 |
|
г. Санкт-Петербург |
3 |
1 |
г. Москва |
4,8 |
2 |
Новосибирская область |
18,2 |
17 |
Красноярский край |
19,9 |
21 |
Алтайский край |
23,3 |
33 |
Томская область |
24,5 |
44 |
Иркутская область |
25,6 |
45 |
Ростовская область |
27,5 |
61 |
Чеченская Республика |
63,1 |
80 |
Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие неоднозначно и противоречиво. С одной стороны, теневая экономика приводит к негативным социально-экономическим последствиям, с другой стороны, она создает дополнительные рабочие места, снижая уровень фактической безработицы, и формирует резерв роста экономики в будущем.
В целом среди отрицательных последствий распространения теневой экономики можно выделить экономические, социальные и правовые [9].
К экономическим относятся: снижение собираемости налогов, нарушение конкуренции, деформация структуры экономики, рост инвестиционных рисков, деградация научно-технического развития, увеличение затрат на безопасность и охрану, снижение эффективности макроэкономической политики и др.
Социальные последствия включают: деградацию социальной сферы, сокращение финансирования социальных программ, снижение доходов большей части населения, имущественную дифференциацию населения, рост социальной напряженности и др.
Что касается негативных политических явлений, порождаемых теневой экономикой, то они связаны с усилением ресурсного обеспечения коррупции, повышением роли «теневых структур» в политической жизни, ростом угрозы экономической и политической изоляции страны.
В России принимаются меры по созданию подходящих условий для легальной предпринимательской деятельности: снижение административных барьеров, установление приемлемого уровня налогообложения [5, с. 61], соблюдение экономическими агентами контрактных обязательств, гарантирование частной собственности, вводиться ряд льгот для малого бизнеса. Таким образом, в России предпринимаются попытки создания благоприятного климата для перехода теневой экономики в легальную. Именно поэтому важно, в каких пропорциях будет соблюдено отношение чистой экономики к теневой экономике, от этого зависит будущее экономическое развитие России.