Теневая экономика в Росcии и ее последствия

№84-1,

экономические науки

В данной статье рассматривается сущность, структура теневой экономики, а также основные причины существования теневой экономической деятельности в России. Особое внимание уделено анализу основных методов измерения масштабов теневого сектора и его влияния на социально-экономическое развитие страны.

Похожие материалы

Любая экономическая система представляет собой переплетение легальной и нелегальной, теневой экономической деятельности. Исследования проблем теневой экономики особенно актуализируются в периоды трансформаций и кризисов, которые и характеризуют современную российскую экономику [4, с. 23].

Однако до настоящего времени среди специалистов еще не сформировалось единого мнения относительно сущности и толкования самого понятия теневой экономики. Эту дефиницию определяют и экономисты, и социологи, и юристы. В данной статье рассматривается преимущественно экономическая сущность теневой экономики.

Итак, что же такое теневая экономика? Существует мнение, что под теневой экономикой понимаются не учитываемые официальной статистикой и неконтролируемые обществом производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Можно сказать, что к теневой экономике относится вся совокупность экономической деятельности, которую не включают в валовой национальный продукт [9]. Теневая экономика представляет собой совокупность нелегальных хозяйственных действий, к которым относят сокрытие доходов, неуплату налогов, контрабанду, наркобизнес, фиктивные финансовые операции — все то, что противоречит законодательству. Все эти трактовки не противоречат друг другу.

Исходя их этого, в системе теневой экономической деятельности выделяют три основных структурных элемента или крупных блока.

Во-первых, это неофициальная экономика, которая включает в себя все легально разрешенные виды хозяйственной деятельности, связанные с производством товаров и услуг, но не фиксируемые официальной статистикой. При этом получатели доходов скрывают их от налогообложения.

Во-вторых, существенное место занимает такая зона теневой экономики, как фиктивная экономика, которая характеризуется приписками, хищениями, спекулятивными сделками, взяточничеством и различными видами мошенничества, связанными с получением и передачей денег. В настоящее время к фиктивной экономике относят и деятельность, направленную на получение необоснованных выгод и льгот субъектами хозяйствования на основе организованных коррупционных связей.

В-третьих, это так называемая подпольная экономика. Под ней понимаются запрещенные законом направления предпринимательства, такие как, незаконное производство и сбыт продукции и услуг, производство оружия, наркотиков, контрабанда, содержание притонов и прочая деятельность лиц, не имеющих юридического права заниматься этим видом деятельности.

Что касается причин функционирования хозяйствующих субъектов в сфере теневой экономики, то их можно разделить на экономические, социальные и правовые [2].

Что касается причин функционирования хозяйствующих субъектов в сфере теневой экономики, то их можно разделить на экономические, социальные и правовые [2].

Экономические причины это:

  1. Высокие налоги. Этот фактор является одним из самых значимых, именно он стимулирует рост теневой экономики. Например, в России высокие ставки отчислений в фонды социального страхования и высокие ставки налога на добавленную стоимость способствуют сокрытию доходов, так как лишают предприятие стимула для развития экономической деятельности и подрывают конкурентоспособность отечественной продукции [5, с. 56].
  2. Кризис финансовой системы. Для рыночной экономики характерно не- равномерное развитие разных секторов, инфляция, резкие колебания обменных курсов [7, с. 389]. Все это является благоприятной почвой для преступлений. Теневой сектор усиливается в периоды кризисов, когда государство не может регулировать все перечисленные явления и создавать подходящие условия для предпринимателей.
  3. Значительные масштабы госсектора в экономике. Деятельность государственного сектора в экономике в первую очередь связана с распределением бюджетных ресурсов в форме прямых и косвенных дотаций, субсидий, льготных кредитов среди государственных предприятий [1]. Но эти средства достаточно часто не используются по назначению, да и вообще не доходят до организации, в которую изначально были направлены.
  4. Несовершенство процесса приватизации.
  5. Деятельность незарегистрированных экономических структур. К социальным причинам относятся:
    • Низкий уровень жизни населения. Это способствует развитию скрытых видов экономической деятельности.
    • Высокий уровень безработицы. Незанятая часть населения ориентирована на получение доходов любым способом, в том числе с помощью нелегальной занятости [6, с. 50].

И, наконец, правовые причины:

  1. Несовершенство законодательства.
  2. Недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной криминальной экономической деятельности.
  3. Несовершенство механизма координации деятельности по борьбе с экономической преступностью [3].

Масштабы теневой экономики практически невозможно определить достаточно точно. В литературе предлагаются различные методы измерения теневой экономики [10]. Так, монетаристский метод основан на предположении, что в теневой экономике расчеты ведутся исключительно наличными, в основном крупными купюрами. Поэтому показателями роста теневой экономики можно считать повышение удельного веса наличных денег в денежном агрегате М2 и доли банкнот с высоким номиналом в общем объеме денежного обращения.

Итальянский метод ориентирован на сравнение величины заявленного дохода с объемом покупок товаров и получением платных услуг в масштабах страны или региона, а также отдельных лиц. Отсюда стремление властей, в том числе и в России в конце 90-х гг., установить контроль над крупными покупками.

Метод технологических коэффициентов заключается в сопоставлении данных о динамике потребления электроэнергии и представленных в официальные органы сведений о производстве товаров и оказании услуг. В России в 90-х гг. декларируемое производство товаров и услуг снизилось более чем на 40%, а потребление электроэнергии — всего лишь на 25%, что косвенно указывало на рост теневого сектора.

По оценкам экспертов Всемирного банка доля теневой экономики в ВВП России за 2015–2016 гг. составляет 43%. К примеру, в Италии теневой сектор официально оценивается в 17%. По этим показателям экономика России близка к модели Латинской Америки и других развивающихся стран [8].

В России отмечается региональная дифференциация масштабов теневой экономики. Так, низкая доля неформальной экономики характерна для городов- мегаполисов и регионов с развитой экономикой, где предлагается достаточное количество легальных рабочих мест с повышенной заработной платой. Высокая же доля теневой экономики — в регионах, в которых почти нет промышленности и недостаточно развито сельское хозяйство.

Если проанализировать показатели уровня занятости в теневом секторе, то видно, что в 2015 г. минимальная доля неформально занятых в Санкт-Петербурге — 2,9%, Москве — 4,5%. Далее идут Чукотский автономный округ — 7,8%, Тюменская область — 10,1%, Московская — 10,1%, Мурманская — 10,5%, Хабаровский край — 11,8%, Калужская область — 14,1%, Кемеровская область — 15,1% [8].

В таблице 1 представлены данные по занятым в неформальной экономике от общего числа занятых в крупнейших городах и некоторых регионах России, а также показано место, которое они занимают по этому показателю [8].

Таблица 1. Занятые в неформальном секторе в 2015 г. (в % к общей численности занятого населения)

Российская федерация

Процент(%)

Рейтинг

21,1

ЦФО

14,3

г. Санкт-Петербург

3

1

г. Москва

4,8

2

Новосибирская область

18,2

17

Красноярский край

19,9

21

Алтайский край

23,3

33

Томская область

24,5

44

Иркутская область

25,6

45

Ростовская область

27,5

61

Чеченская Республика

63,1

80

Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие неоднозначно и противоречиво. С одной стороны, теневая экономика приводит к негативным социально-экономическим последствиям, с другой стороны, она создает дополнительные рабочие места, снижая уровень фактической безработицы, и формирует резерв роста экономики в будущем.

В целом среди отрицательных последствий распространения теневой экономики можно выделить экономические, социальные и правовые [9].

К экономическим относятся: снижение собираемости налогов, нарушение конкуренции, деформация структуры экономики, рост инвестиционных рисков, деградация научно-технического развития, увеличение затрат на безопасность и охрану, снижение эффективности макроэкономической политики и др.

Социальные последствия включают: деградацию социальной сферы, сокращение финансирования социальных программ, снижение доходов большей части населения, имущественную дифференциацию населения, рост социальной напряженности и др.

Что касается негативных политических явлений, порождаемых теневой экономикой, то они связаны с усилением ресурсного обеспечения коррупции, повышением роли «теневых структур» в политической жизни, ростом угрозы экономической и политической изоляции страны.

В России принимаются меры по созданию подходящих условий для легальной предпринимательской деятельности: снижение административных барьеров, установление приемлемого уровня налогообложения [5, с. 61], соблюдение экономическими агентами контрактных обязательств, гарантирование частной собственности, вводиться ряд льгот для малого бизнеса. Таким образом, в России предпринимаются попытки создания благоприятного климата для перехода теневой экономики в легальную. Именно поэтому важно, в каких пропорциях будет соблюдено отношение чистой экономики к теневой экономике, от этого зависит будущее экономическое развитие России.

Список литературы

  1. Тарасова Г.М. Банковское дело / Г.М. Тарасова, И.А. Газизулина, А.К. Муравьев. – Новосибирск, 2016.
  2. Бекряшев А.К. Теневая экономика и экономическая преступность / А.К. Бекряшев, И.П. Белозеров, Н.С. Бекряшева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://finance-credit.news/ekonomicheskie-voprosyiobschiie/rossiya.html
  3. Исправников В.О. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила / В.О. Исправников, В.В. Куликов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  4. Казначеева Н.Л. Особенности экономического кризиса в России: откуда, куда и как // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. – 2009. – №3 (7). – С. 23–35. Center for Scientific Cooperation "Interactive plus" 7
  5. Казначеева Н.Л. Прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц: преимущества и недостатки / Н.Л. Казначеева, Д.Е. Лапов // Вестник финансо- вого университета. – 2015. – №1 (85). – С. 54–63.
  6. Казначеева Н.Л. Региональная политика занятости в посткризисный пе- риод (на примере Новосибирской области) / Н.Л. Казначеева, М.В. Обухов // Международный научно-исследовательский журнал. – 2014. – №2 (21). – С. 48– 51.
  7. Колесова Т.Л. Наблюдения за динамикой инфляции в России // Мы про- должаем традиции российской статистики. Матер. I Открытого российского ста- тистического конгресса. – 2015. – С. 388–389.
  8. Центр исследований региональной экономики (ЦИРЭ) [Электронный ре- сурс]. – Режим доступа: http://www.lerc.ru/?part=articles&art=18&page=13
  9. Центр управления финансами. Теневая экономика [Электронный ре- сурс]. – Режим доступа: http://center-yf.ru/data/economy/Tenevaya-ekonomika.php 10. Энциклопедия экономиста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/nac-ekonomika/tenevaya-ekonomika.html