Неустойчивость развития финансовых рынков, возросшая конкуренция и диверсификация подвергают банки новым рискам и проблемам, требующего от них постоянного обновления способов, приемов управления бизнесом и связанными с ним рисками, чтобы сохранить его конкурентоспособность. Растущая рыночная ориентация банков также вызывает необходимость изменений принципов регулирования и надзора.
В соответствии с рекомендациями Базельского Комитета (Базель II «Международная конвергенция изменения капитала и стандартов капитала: уточненные рамочные подходы»), операционный риск определяется, как «риск убытка в результате неадекватных или ошибочных внутренних процессов, действий сотрудников и систем или внешних событий. Это определение включает юридический риск, но исключает стратегический и репутационный риски».
Особенностью операционного риска является то, что операционный риск возникает не только во время проведения операций, но он присущ всем процессам, сотрудникам, системам и внешним факторам. Поэтому по сравнению с иными видами рисков возможность прогнозирования и оценка некоторых видов операционного риска ограничена.
Операционный риск включает в себя:
- риски, связанные с неопределенной организационной структурой банка, включая распределение ответственности, иерархию подотчетности и управления;
- риск, вызванный с неправильно определенными стратегиями и принятыми политиками, стандартами в области информационных технологий, недостатками в использовании программного обеспечения;
- риски, связанные с полученной неадекватной информацией либо ее несоответствие к использованию;
- риски, связанные с несоответствующим уровнем менеджмента или подбором неквалифицированных банковских кадров;
- риски, связанные с неадекватным построением бизнес-процессов либо слабым контролем над соблюдением внутренних правил и процедур;
- риск, вызванный непредвиденными или неконтролируемыми внешними факторами на операции банков;
- риск, связанный с изменениями законодательных и нормативных актов, либо риск, связанный с допущенными недостатками или ошибок во внутренних документах, регламентирующих проведение банковских операций;
- риск, связанный с неверными действиями менеджеров и сотрудников банка, способствующими к снижению клиентской базы, возникновению недоверие или негативное восприятие банка контрагентами.
В настоящее время Национальный банк РК занимает достаточно активную позицию, выступая инициатором внедрения продвинутых подходов к риск-менеджменту в соответствии с международными стандартами (приведение стандартов бухгалтерского учета к требованиям МСФО, рекомендации по реализации элементов соглашений «Базель II» и «Базель III»). Это в полной мере соответствует запросам финансового рынка РК, где уже активно применяется все механизмы для прозрачного и гибкого управлении рисками.
Операционный риск представляет собой вероятность возникновения потерь в результате несоответствия принятых в банке внутренних процедур, несоответствия осуществляемых операций характеру и масштабам его деятельности, а также требованиям действующего законодательства, касающиеся деятельности банков.
Операционные потери подразделяются на прямые и косвенные. К прямым потерям относятся: уменьшение стоимости капитала, досрочное списания или выбытия активов, различные выплаты банками в виде судебных издержек и взысканий, штрафных санкций со стороны налоговых органов и Национального банка, выплаты контрагентам в целях возмещения убытков, понесенных ими по вине банка, затраты на восстановление деятельности и устранение последствий собственных ошибок в системе управления и исполнения бизнес-процессов и банковских процедур, форс-мажорных обстоятельств и т. д.
Косвенными потерями являются потери, которые напрямую не выражаются в денежном эквиваленте, но косвенно влияют на финансовый результат банка. Например, это могут быть потеря деловой репутации банками
Согласно Базельским соглашениям, банки должны рассчитывать ожидаемые и неожидаемые потери от операционного риска.
Ожидаемые потери — это размер операционных потерь, которые могут произойти в процессе нормального функционирования банков.
Неожидаемые потери представляет собой разность между максимальными потерями при заданной степени достоверности и ожидаемыми потерями.
Операционный риск характерен всем банковским продуктам и услугам. Поэтому операционному риску подвержена деятельность всех подразделений банка и необходимость управления операционным риском связана с тем, что данные риски создают угрозу финансовой устойчивости банка в целом. Управление операционным риском осуществляется в банке при помощи систем внутреннего контроля, направленных на документирование всех бизнес-процессов, независимое принятие решений, выверку осуществленных операций и контроль соблюдения внутренних правил и процедур.
Качественно и эффективно управляя операционными рисками, банк может не только своевременно выявлять и оценивать, но и предотвращать операционные потери, что немало важно.
Управление операционными рисками направлено на снижение убытков от различного рода инцидентов операционного риска, обеспечение риск-менеджмента банка системой формирования комплексных мероприятий по предупреждению операционных рисков и разработке мер, направленных на минимизацию операционного риска.
В целом, система управления операционными рисками в банке включают в себя следующие этапы:
- выявления (идентификация) операционного риска;
- оценка операционного риска;
- мониторинг операционного риска;
- контроль и минимизация операционного риска.
Основной целью управления операционными рисками любой кредитной организации является их своевременное выявление и минимизация.
После того, как все существующие операционные риски банка выявлены, необходимо произвести их оценку.
В мировой банковской практике применяется следующие методы оценки операционных рисков:
- метод статистического анализа;
- балльно-весовой метод (метод оценочных карт);
- метод моделирования ситуации (сценарный анализ).
Мониторинг операционных рисков проводится в целях недопущения повышения уровня операционного риска, так как регулярный мониторинг помогает отслеживать все рисковые события и оперативно выявлять любые изменения уровня операционного риска в банке.
Контроль и минимизация операционного риска предполагает принятие активных мер по отношению к факторам риска. Минимизация операционного риска осуществляется за счет снижения вероятности реализации операционного риска, ограничения величины потенциальных потерь либо комбинацией этих подходов. В целом, контроль операционных рисков осуществляется службой внутреннего контроля банка.
Таким образом, управление операционными рисками заключается в создании систем быстрого и адекватного реагирования на появление угроз рисков в целях предотвращения появления у банков убытков, а также исключения повторной реализации событий рисков.