Проблема низкой мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом

NovaInfo 56, с.387-391, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 27
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассматриваются этапы возрастного формирования мотивов к занятиям физической культурой и спорту. Анализируются результаты исследований по данной проблеме. Проводится связь между формированием мотивации к спорту у детей и студентов.

Ключевые слова

МОТИВАЦИЯ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ, ЗДОРОВЬЕ

Текст научной работы

Ни для кого не будет секретом, что физическое воспитание имеет немаловажное значение в процессе формирования личности человека. Его ролью является создание основы для последующей организации учебной деятельности, а также для развития общей культуры человека в целом. Исходя из этого, физическое воспитание помимо организации самих занятий физической культурой призвано мотивировать обучающихся к этим занятиям.

Несмотря на значимость вышеуказанной задачи, практические попытки, связанные с мотивацией школьников или студентов, по сей день остаются малоэффективными и подходы к их научному обоснованию недостаточно разработаны в связи с тем, что в современной психологии в общем и в психологии спорта в частности отсутствует чёткая трактовка сущности мотивации, а также из-за того, что традиционно в теории и практике спорта и физической культуры наиболее значимыми категориями являются воля, сила воли, целеустремлённость, смелость и т.д., а «мотив», и «мотивация» затмились ими и отошли на второй план. Однако, несмотря на это, естественная внутренняя мотивация к занятиям спортом в человеке исторически приветствуется и поощряется [3].

Формирование положительного отношения к физической культуре и спорту должно начинаться с дошкольного и младшего школьного возраста. На этом этапе главную роль играют родители ребёнка. Они должны ненасильственно побуждать своё чадо к занятиям, интересоваться его успехами и возможными неудачами, показывать своим положительным примером заинтересованность к спорту. Ведь именно в периоде раннего детства закладываются подсознательные основы отношения ко многим реалиям жизни, в том числе и к спорту. Именно такая почва способна позволить ребёнку в дальнейшем иметь собственную мотивацию к занятиям спортом и физической культурой.

Как уже стало понятно, что мотивация – это не один отдельно взятый фактор, мотив, а целый их набор. Мотивы тесно связаны с потребностями, а на потребности, как уже было сказано, могут повлиять родители. Исследователи Головиных А.А. и Шатунов Д.А. приводят классификацию мотивов на основе их природы:

1 группа: Биогенные мотивы. Возникают в процессе самореализации, являются основой мотивации.

2 группа: Социогенные мотивы. Создаются самим ребёнком под воздействием внешних факторов, среды (идеалы, убеждения, взгляды, мировоззрение и т.д.).

3 группа: Стимулирующие мотивы. Формируются под воздействием педагогической системы. Педагог придаёт различные стимулы, основанные и рассчитанные на личной заинтересованности ребёнка [2].

Цель мотивации – это всегда удовлетворение потребностей объекта. Она заключается именно в побуждении к действию, которое взаимовыгодно как для субъекта, так и для объекта мотивации, где следствием этого действия определённо будет устойчивый интерес к деятельности.

Как правило, те дети, которые имеют устойчивую мотивацию к занятиям физической культурой, называют следующие мотивы, побудившие их к этой деятельности: укрепление здоровья, получение морального удовлетворения от результатов занятий, игр и т.д., взаимодействие со сверстниками в рамках занятий, ощущение духа соперничества и т.п. Всё же на этапе школьного возраста роль внимания родителей не становится менее важной, однако этот фактор может быть заменён подражанием какому-либо кумиру у ребёнка, будь то спортсмен или авторитетный человек для него (учитель физкультуры, тренер и т.д.).

Помимо вышеуказанной классификации мотивов, учёные также выделяют классификации мотиваций для школьников. Они подразделяются на общую и конкретную:

Общая: желание ребенка заниматься общими физическими упражнениями с отсутствием желания заниматься каким-либо определённым видом спорта.

Конкретная: желание выполнять вполне определённые упражнения или заниматься определённым видом спорта.

Как правило, с возрастом, при переходе от младшего к подростковому, происходит изменение мотивации от общей к конкретной; так, у подростков зачастую формируется вполне конкретный выбор в пользу того или иного вида спорта.

В подростковом возрасте мотивы в целом меняются. Здесь на первый план выходят самоутверждение в группе и самопознание. Для старшеклассников становится характерно самообразование. В случае, когда мотивы ребёнка развиваются по вышеупомянутому сценарию, становится возможным выработать в нем устойчивую мотивацию к спорту.

Говоря о студентах вуза, физическая культура и спорт по-прежнему остаются основным фактором успешной социализации и дальнейшей профессионализации специалистов любой сферы деятельности. Происходит это отчасти из-за возрастающих требований к их физической подготовке и состоянию здоровья. Поэтому, немаловажно сформировать на предыдущих этапах систему мотивов к спорту, поскольку к юности повлиять на мотивационную сферу человека достаточно сложно. Однако и в вузе должна проводиться работа с молодёжью по прививанию потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, в том числе самостоятельно[4].

С целью анализа отношения студенческой молодёжи к физической культуре и спорту, здоровому образу жизни, в частности, Российским государственным профессионально-педагогическим университетом проводилось социологическое исследование в ноябре 2016 года в следующих направлениях:

  • оценка состояния здоровья студентов;
  • изучение мотивов и отношения молодёжи к спортивной деятельности и их влияние на развитие профессиональных качеств;
  • разработка у студентов профессионально значимую компетентность здоровьесбережения

Нам будет интересно второе направление данного исследования. Результаты опроса выявили интересные тенденции. Так 63% респондентов наибольшей ценностью для себя выбрали здоровье, однако спортом из этого числа занимаются лишь 27%. То есть правомерно говорить о том, что студенты не видят особой связи между состоянием собственного здоровья и занятиями физической культурой. Такое пассивное отношение, по-видимому, объясняется тем, что в молодом возрасте люди не чувствуют проявления каких-либо негативных симптомов проблем со здоровьем в противовес людям пожилого возраста.

Учитывая повышенную требовательность работодателей к физической подготовке молодых специалистов в последнее время, немногие студенты из числа опрошенных, оценивают значимость этого фактора, и, даже из тех, для кого он значим, спортом занимаются лишь 26%.

Резюмируя данные исследования, мы можем утверждать, что имеет место несоответствие ценностных представлений о здоровье, здоровом образе жизни, значимости спорта в их поддержании с реальными действиями людей молодого возраста. В реальности человек оценивает важность поддержания своего здоровья, хорошей физической подготовки к будущей работе, обладание правильным телосложением, но, несмотря на это, не добивается укрепления своего здоровья путем занятий спортом. Таким образом, на данном этапе основным мотивирующим фактором занятий физической культурой и спортом, так или иначе, является укрепление и поддержание здоровья.

Таким образом, несмотря на внешние факторы, влияющие на нежелание заниматься спортом, такие как отсутствие доступности к спортивным объектам для населения, слабая пропаганда здорового образа жизни в средствах массовой информации, высокая стоимость услуг, предоставляемая сферой физической культуры и т.д., мы всё равно полагаем, что внутренняя мотивация играют более значимую роль в желании и интересе заниматься спортом[2]. На мотивационную сферу студента в отношении физической культуры и спорта, а также занятий физической культурой самостоятельно влияют различные факторы начиная от формирования мотивации в детстве родителями и педагогами, развитии в определенной социальной среде и норм этой среды (состязательность и самоопределение в подростковом возрасте) и заканчивая прохождением всех этапов формирования мотивации к 17-18 годам. Студенты, из числа тех, кто, судя по всему, прошел все необходимые этапы мотивации к спорту ранее, в последствии, обучаясь в вузе, будет осознанно поддерживать своё здоровье с помощью физической культуры, не смотря на то, что большинство молодых людей видят связь между здоровьем и спортом. Следовательно, проводить работу по мотивации со стороны педагогов и родителей необходимо с раннего детства и до юности.

Читайте также

Список литературы

  1. Веденина О.А. Организация самостоятельных занятий студентов физической культурой в период сессии /Акмеология профессионального образования. Материалы 13-й Всероссийской научно-практической конференции 2016. С. 229.
  2. Головиных А.А., Шатунов Д.А. Формирование мотивации у детей школьного возраста к занятиям физической культуры и спорта / А.А. Головиных, Д.А. Шатунов// ScienceTime. 2014/ №12(12). С. 649-652.
  3. Макаренко В.К. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом / В.К. Макаренко// Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2008. №10. С. 140-144
  4. Ханевская Г.В. Проблема популяризации физической культуры среди детей и молодежи / Сборник статей Международной научно-практической конференции 2016. С.119-121.

Цитировать

Ханевская, Г.В. Проблема низкой мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом / Г.В. Ханевская. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 56. — С. 387-391. — URL: https://novainfo.ru/article/9261 (дата обращения: 28.06.2022).

Поделиться