Формирование валеологической культуры будущих специалистов по социальной работе в вузе

№60-1,

педагогические науки

В статье рассматривается необходимость и методы формирования валеологической культуры бакалавров социальной работы в ВУЗе.

Похожие материалы

На протяжении последних лет со стороны ученых и практиков в области социальной защиты населения усиливается внимание к проблеме оценки здоровья специалистов по социальной работе во взаимосвязи с условиями их профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность специалиста по социальной работе независимо от обслуживаемых клиентов всегда направлена на охрану здоровья и жизни этих лиц. Социальная работа во многих странах мира стала неотъемлемой составляющей сферы здравоохранения, благодаря осуществлению социальной защиты клиентов через социальное страхование, оказанию психологической поддержки и проведения рекреационной работы.

В России специалисты по социальной работе решают следующие основные задачи в сфере сохранения здоровья клиентов:

  • мониторинг здоровья, благополучия, стиля жизни посредством оценивания рисков;
  • консультативная деятельность по вопросам оздоровления стиля жизни;
  • профилактическая работа по предупреждение девиантных и здоровьеразрушающих стилей жизни;
  • разработка индивидуальных технологий оздоровления для различных категорий клиентов;
  • создание социальных проектов, направленных на оздоровление различных сторон образа жизни;
  • развитие социального партнерства при реализации задач социальной защиты и содействия здоровому образу жизни населения.

В процессе сложного социального взаимодействия с клиентом специалист попадает в стрессовые ситуации, которое негативно влияют и на его собственное здоровье. Такие неблагоприятные условия труда могут привести к профессиональной деформации, ведущей к снижению как трудоспособности человека, так и эффективности труда, а также к негативным психическим изменениям и ценностным утратамориентаций в трудовой деятельности.

Качество профессиональной деятельности специалиста по социальной работе будет напрямую связано с эффективностью и своевременностью достижения конкретной цели действия в заданных условиях для сохранения собственного здоровья и работоспособности.

Проблема предупреждения профессиональной деформации специалистов социальной работы на сегодняшний день недостаточно изученная, что подтверждается практикой их профессиональной подготовки, - будущие специалисты получают недостаточно информации об источниках эмоционального стресса в их будущей работе, о риске профессиональной деформации, не приобретают минимальных навыков о психологической защите и сохранении здоровья.

Валеологическая культура представляет собой важнейшую составляющую профессиональной деятельности специалиста по социальной работе, направленную на формирование как здорового образа социальных клиентов, так и собственного здорового образа жизни, проявляющегося в сформированных представлениях о здоровье в целом, наличии знаний об укреплении и сохранении здоровья, ответственности за состояние собственного здоровья, отсутствии вредных привычек.

Приоритетной задачей органов управления, в ведении которых находятся социальные службы и учебные центры, осуществляющих подготовку и переподготовку социальных работников, является сохранение здоровья специалистов, профилактика их профессиональных заболеваний, проведение консультаций относительно профессиональных рисков в социальной работе.

Основные задачи вуза по реализации валеологического подхода в подготовке бакалавров социальной работы:

1. Сформировать профессионально-ценностные ориентации в процессе обучения бакалавров

К данным ориентациям относится:

  • самоинформирование, заключающееся в организации самостоятельной и самоуправляемойработы бакалавров в вузах;
  • проведение учебных дискуссий с целью рационализации задач в беседах и лекциях, которые будут способствовать закреплению материала и творческому осмыслению знаний на основе техники «позиционного обучения»;
  • проведение деловых игр, с целью формирования у будущих специалистов профессиональных представлений о умениях и навыках работы в коллективе, решении социальных проблем;
  • организация социально – психологических тренингов, способствующих развитию компетентности, активности и направленности личности в общении с людьми;
  • проектная деятельность, обеспечивающая включение студентов в формирование направленности поведения и деятельности на профессиональные ценности;
  • применение длительных психолого-педагогических рекомендаций по организации учебного и рабочего процесса.

2. Закрепить за куратором студенческой группывоспитательную работу по реализации валеологической культуры в образовательной среде.

Эффективность работы кураторов оценивается психологической, теоретической и технологической готовностью их к управлению процессом создания культуры здоровья на уровне студенческих групп.

Здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая деятельность студентов является основным содержанием процесса формирования культуры здоровья. Следовательно, главная задача воспитания состоит в том, чтобы научить будущего специалиста сохранять, поддерживать и укреплять свое здоровье и здоровье своих близких людей, создавать условия для здоровьесберегающей деятельности у своих подчиненных.

Студенческая культура здоровья должнаформироваться благодаря совместной деятельности самих студентов, кураторов студенческих групп, преподавателей физического воспитания, тренеров спортивных секций и клубов, медицинских работников, общественных организаций.

3. Сформировать у студентов профессионально значимую компетентность здорьесбережения

Эффективная организация образовательного процесса и определение местабудущего бакалавра социальной работы, занимающего профессионально-личностное развитие, усовершенствование системы подготовки будущих специалистов по социальной работы, предполагающее использование традиционных и новых форм обучения, активное развитие новых образовательных технологий будет способствовать профессионально-личностному развитию будущих социальных работников с учетом потребностей времени.

Не маловажными элементами в процессе обучения специалистов по социальной работе являются учебные издания, благодаря которым прививается валеологическая культура бакалаврам, а в дальнейшем передается и их клиентам. Анализ научной литературы по социальной работе показал, что проблема здоровья в ней отражается не во всей полноте, отсутствует какая – либо информация о здоровьесберегающих технологиях и технологиях индивидуального здоровья, приемах и методах оздоровления. Уровень знаний, полученный благодаря изучению данной литературы не отвечает требованиям современных профессиональных задач, в следствии чего возникает необходимость совершенствования учебно – методического материала с учетом накопленного опыта и разнообразия здоровьесберегающих технологий.

Внесение в учебный план бакалавров социальной работы таких дисциплин, как «Валеология», «Гигиеническое воспитание и пропаганда ЗОЖ», «Возрастная физиология», «Интегративные технологии профилактики рискованного поведения молодежи», «Супервизия в социальной работе» позволит осуществлять валеологизацию подготовки специалистов.

В значительной мере на валеологическую культуру бакалавров влияет и цикл практической подготовки, включающийознакомительную, производственную, квалификационную практику по специальности. Во время прохождения одной из разновидностей практик в наибольшей степени формируются профессионально – важные умения и навыки студентов, появляется здоровьесберегающая компетентность, благодаря получению профессиональной информации об охране и сохранении здоровья.

Будущие специалисты должны хорошо представлять себе профессиональные возможности и ограничения, постоянно учитывать свой психофизиологический и трудовой потенциал. В любом случае формирование личностных качеств целесообразно начинать на ранних этапах профессионального обучения.

Таким образом, культура здоровья будущих социальных работников представляет собой важнейшую составляющую общей системы культуры, которая направлена на преодоление факторов риска, возникновение и развитие болезней, а также на оптимальное использование природных и социальных условий в интересах сохранения здоровья, именно поэтому формирование валеологической компетентности в ВУЗе является неотъемлемой частью профессиональной подготовки.

Список литературы

  1. Авчинникова, С.О. Вопросы здоровья и здорового образа жизни в подготовке специалистов социальной работы // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2007. - № 2.
  2. Антипова Е.И., Шибкова Д.З. Психофизиологические риски, обусловленные условиями труда специалистов социальной сферы // Фундаментальные исследования. - 2014. - Часть 7. -№ 9. - С. 1532-1537.
  3. Гамаюнова А. Н. Компетенция здоровьясбережения в структуре профессиональной компетентности бакалавра психолого-педагогического образования / А. Н. Гамаюнова // Международный журнал эксперементального образования. М., 2011. № 3. С. 192.
  4. Жариков П. Н. Борьба с синдромом «профессионального выгорания» социальных работников / П.Н. Жариков // Работник социальной службы, 2011. № 4. С. 91-106.
  5. Звездина М. Л. Разнообразие научных подходов к формированию здорового образа жизни обучающихся / М. Л. Звездина // Научный диалог, 2013. – № 8 (20): Педагогика. – С. 8–23.
  6. Шмелева Н. Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала: учеб. пособие. М.: Издательско-Торговая корпорация «Дашков и Кº», 2004. С. 196.
  7. Ханевская Г.В. Механизм формирования ценностей физической культуры в образовательном процессе. В сборнике: Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы, 2016. С. 117-119.